Учебно-методическое пособие для внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности тема «Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский медицинский техникум»
Учебно-методическое пособие для внеаудиторной работы студентов
по учебной дисциплине
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
тема «Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности»


Купино, 2016
Рассмотрено на заседании ПЦМК
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №__ «___» ___________20__г
Председатель ПЦМК ________________
Автор – составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Папшева Марина Артуровна
Пояснительная записка
Настоящее методическое пособие предназначено для организации эффективной внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности студентов, получающих среднее профессиональное образование.
Основное его назначение — формирование правосознания у студентов — будущих специалистов в ходе внеаудиторной самостоятельной работы.
Задачи работы:
• сформировать и развить навыки выполнения самостоятельной работы;
• закрепление знаний о правах и обязанностях работников в сфере профессиональной деятельности.
Целью методического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов, способствование формированию у них общих и профессиональных компетенций.
При изучении дисциплины студент не должен ограничиваться материалом, полученным им на лекциях. При подготовке к занятиям студент, прежде всего, должен использовать Конституцию РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральные законы, регулирующие отдельные правовые институты, изучаемые дисциплиной Правовое обеспечение профессиональной деятельности, а также иные нормативно-правовые акты, материалы сети Интернет.
Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы по теме «Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности» создано в помощь Вам для работы во внеаудиторное время.
Наличие положительной оценки, отметки о выполнении самостоятельной внеаудиторной работы необходимо для получения допуска к дифференцированному зачету по дисциплине, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(2 часа)
Цель: изучение прав и обязанностей работников в сфере профессиональной (медицинской) деятельности.
Студент должен уметь:
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством
Студент должен знать:
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности.
А) Изучите теоретический материал по теме (информационный материал пособия + презентация «Права и обязанности медицинских работников». Ознакомьтесь с рекомендациями по составлению тематических буклетов. Составьте тематический буклет для медицинских работников «Права и социальная защита медицинских работников».
Б) Ознакомьтесь с рекомендациями по составлению презентаций. Выполните презентации по теме «Правовое регулирование репродуктивной деятельности», «Правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека».
Методические указания по выполнению внеаудиторной работы:
1) для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить нормативную и рекомендуемую литературу по данному вопросу; справочный материал данного пособия
2) Вам необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по составлению тематических буклетов и презентаций.
Методика работы
с нормативными правовыми актами и документами
Слово «документ» является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает «материальный носитель какой либо информации», предназначенной для передачи. В области юриспруденции мы очень часто сталкиваемся с различными документами, имеющими весьма важное значение.
Целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов:
— источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление Правительства, локальные правовые акты);
— правоприменительные акты (решение суда по конкретному делу, решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан);
— договоры (договор оказания услуг и проч.);
— заявления (о назначении пенсии, о предоставлении социальных услуг и проч.).
В ходе самостоятельной работы необходимо сформировать навыки анализа документов по форме и содержанию. Приёмы работы несколько различаются в зависимости от типа анализируемого документа.
Анализ нормативных правовых актов
В качестве умений работы с нормативными правовыми актами можно выделить следующие:
•умение давать общую характеристику нормативного правового акта (реквизиты, структура, регулируемые отношения, субъекты, понятия, приведенные в качестве нормативных и др.);
•умение определять место нормативного правового акта в системе права (систематизация);
•умение читать нормативный правовой акт и извлекать из него требуемые правовые знания;
•умение анализировать содержание текста нормативного акта, которое включает в себя: умение объяснять смысл юридической нормы, давать ее комментарий; умение выявлять сущностные признаки юридических понятий, содержащихся в тексте нормативного акта;
•умение извлекать и обобщать знания из нескольких нормативных актов;
•умение использовать выдержки из текста акта при ответе для иллюстрации теоретических положений;
•умение использовать нормативный акт для доказательства своей позиции;
•умение определять вид юридической нормы;
•умение использовать текст нормативного акта для аргументации своей позиции;
•умение определять вид юридической нормы;
•умение использовать нормативные правовые акты при решении юридических ситуаций (задач).
Приступая к работе с новым нормативным актом, для формирования перечисленных умений необходимо придерживаться следующего
плана работы:
1.Внимательно прочесть название нормативного акта. Ответить на вопрос, какому вопросу он посвящён. Оценить юридическую силу и место нормативного правового акта в системе права.
2.Посмотреть справку к нормативному акту в правовой системе, чтобы убедиться в том, что анализируемый нормативный акт на данный момент является действующим; определить начало и окончание действия данной редакции нормативного акта. Если нормативный акт оказался недействующим, то следует приступить к поиску заменившего его правового документа.
3.Открыть содержание нормативного акта. Внимательно ознакомиться с его структурой, попытаться понять логику её построения. Это впоследствии позволит облегчить поиск нужной правовой нормы в нормативном акте, а также позволит сформировать представление о том, какие отношения регулирует данный правовой документ, ещё до прочтения его статей.
4.Открыть текст нормативного правового акта. Если в нём есть преамбула, изучить её, выделить цели и задачи данного нормативного акта.
5.Изучить основные понятия нормативного правового акта. Во многих крупных законах и кодексах определению ключевых понятий посвящена отдельная статья.
6.Определить субъектов права, чьи права и обязанности регулирует данный нормативный акт.
7.Изучить принципы, закреплённые в данном нормативном акте. Понимание принципов – это ключ к понимаю нормативного акта в целом и каждой отдельной нормы в частности.
8.Приступить к анализу отдельных статей нормативного правового акта. При этом необходимо уделять внимание не только толкованию правовых норм в каждой отдельно взятой статье, но и выявлению взаимосвязей между статьями, их системности.
Порядок толкования правовых норм
Юридическая наука и правоприменительная практика выработали набор правил толкования правовых норм, важнейшими из которых являются следующие:
•«золотое правило» (терминам и иным словам текста законодательного акта придаётся значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для придания им отличного значения);
•научным, техническим и иным специальным терминам, употреблённым в тексте законодательного акта, придаётся то значение, которое они имеют в соответствующей области знания, если в законе не установлено иное содержание конкретного термина;
•при наличии аутентичного (то есть данного законодателем) или легального (то есть данного официальным уполномоченным органом) разъяснения термина, используемого в тексте закона, интерпретатор должен следовать этому разъяснению;
•при неясности, неоднозначности текста нормы при толковании должно отдаваться предпочтение наиболее справедливому, с точки зрения конкретной правовой системы и социальных отношений, возможному содержанию;
•при толковании необходимо учитывать аналогичные конституционные принципы, международные договоры, практику высших судебных органов государства, а также общепризнанные доктринальные воззрения специалистов в данной отрасли права;
•в отдельных случаях при толковании должно быть установлено, какими целями руководствовался законодатель, создавая толкуемую норму права.
Кроме того, при толковании права должны учитываться основополагающие юридические принципы, сложившиеся в доктрине и — прямо или косвенно — закреплённые в законодательстве.
Методические рекомендации по составлению тематического буклета
Алгоритм действий по выполнению памятки
Для выполнения этой работы подберите литературу
Воспользуйтесь Интернетом.
Изучите собранный материал, сделайте необходимые пометки и выписки.
Отберите факты.
Если есть возможность, соберите иллюстративный материал.
Отобранную информацию зафиксируйте в виде Памятки (буклета) «Права и обязанности медицинских работников».
Требования к оформлению памятки:
Работа должна быть составлена на литературном языке с корректным использованием профессиональных терминов.
Изложение материала должно быть последовательным.
Объем работы не должен превышать 1 лист формата А4.
При выполнении работы соблюдайте размеры полей: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
На титульном листе сверху поместите название учебного заведения.
Для иллюстрированного материала отведите отдельный лист.
Весь материал поместите в файл-папку.
Работа должна быть представлена на практическом занятии, где будет оценена.
Критерии оценивания:
Своевременность сдачи работы – 1 балл
Внешнее оформление работы – 1 балл
Соответствие требованиям к оформлению памятки- 3 балла (0-3)
Качество представленного материала -3 балла (0-3)
Объем материала и доступность изложения – 3 балла (0-3)
Использованная литература – 1 балл
Элемент неординарности и новизны – 1 балл
Методические рекомендации по составлению презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; наименование ОУ.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3.Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8.  Подготовка заключения.
Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации  Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты Для заголовков – не менее 24.
Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
 Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
·Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
 Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации Следует использовать:
рамки; границы, заливку;
штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации ·Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Содержание
- Основные права и гарантии медицинских работников- Права медицинских работников- Обязательное страхование медицинских работников
- Пенсионные гарантии- Обязанности и ограничения, налагаемые на медицинских работников
- Запреты, налагаемые на медицинских работников
- Ограничения, налагаемые на медицинских работников
- Обязанности медицинских работников
Основные права и гарантии медицинских работников
Медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют:
С 1 января 2016 г. - лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока.
Правовой статус медицинских работников составляют права и обязанности медицинских работников, социальные гарантии и ограничения, налагаемые на медицинских работников, ответственность, установленные действующим законодательством РФ. В настоящей статье будут рассмотрены основные права и гарантии медицинских работников.
Права медицинских работников
Права медицинских работников в области социально-трудовых отношений реализуются через гарантии, установленные действующим законодательством.
Помимо общих гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основные гарантии, характеризующие специальный правовой статус медицинских работников в сфере охраны здоровья, перечислены в ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Медицинские работники имеют право на следующие основные гарантии:
Создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном действующим законодательством;
Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
Профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
Прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, установленные Приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории», а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
Стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
Создание профессиональных некоммерческих организаций;
Страхование риска своей профессиональной ответственности.
Также медицинский работник вправе:
Беспрепятственно и бесплатно использовать средства связи или транспортные средства для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;
На период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации пользоваться служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения;
Создавать на добровольной основе профессиональные некоммерческие организации, которые могут формироваться в соответствии с критериями принадлежности к медицинским работникам; к профессии; к одной врачебной специальности.
Обязательное страхование медицинских работников
Медицинские работники подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей.
Данная гарантия распространяется на медицинских и иных работников:
-Участвующих в оказании психиатрической помощи;
-Участвующих в оказании противотуберкулезной помощи;
-Осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных;
-Лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
-Государственной и муниципальной системы здравоохранения, перечень должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2006 № 191.
Пенсионные гарантии
Пенсионное законодательство предоставляет гарантии на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 вышеназванного федерального закона, утверждены Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 78.
Запреты, налагаемые на медицинских работников
Кроме прав и гарантий медицинских работников действующим законодательством Российской Федерации устанавливаются и запреты, например, на осуществление медицинскими работниками эвтаназии,то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.
Не допускается отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации.
Ограничения, налагаемые на медицинских работников
Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:
-Принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств фармацевтических компаний, представителей компаний и т.п.;
-Заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
-Получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
-Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
-Осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации.
-Выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.
Обязанности медицинских работников
Медицинские работники обязаны:
-При осуществлении своей деятельности соблюдать этические и моральные нормы, руководствоваться принципами медицинской этики и деонтологии;
-Оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;
-Соблюдать врачебную тайну;
-Совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н;
-Назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном Приказом Минздрава РФ от20 декабря 2012 г. № 1175н;
-Сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию:
- Обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов;
-Обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.