Оценка внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО(выступление на педсовет)
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС становится нормированной (330 часов в год – на ступени начального образования, 340 часов – на ступени основного образования) и понимается разработчиками ФГОС как одна из составляющих образовательного процесса, «работающая» на единый результат наряду с урочной и внешкольной деятельностью. Поэтому острой проблемой становится сегодня вопрос оценки ее результатов.
Согласно «Примерной образовательной программы» на ступени начального образования предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося (на учащегося помимо образовательного учреждения влияет множество иных факторов: семья, социум, средства массовой информации и т.д.), а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.
(1 слайд) Миссия школы заключается в следующем:
Обеспечение условий духовно-нравственного развития каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности. (2 слайд) Духовность- это во имя чего или кого мы живём, нравственность -по каким правилам живём. Считаю курс «Основы православной культуры» даёт правильные ответы ребёнку на эти вопросы.
Изучение основ православной культуры учащимися класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:
1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.
4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.
6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
9. Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств надо - прежде всего: заботиться как родителям, так и школьным педагогам.
Концепция духовно - нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке пособия.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
(3 слайд) Каждый занятие организуется таким образом, чтобы вызвать самостоятельные размышления учащихся о закономерностях развития христианской мысли в России, о связи развития её культуры с христианской идеей, обусловленности содержания культуры России фактом принятия в 988 году христианства.
В основе каждого занятия, в его центре лежит работа с текстом. При всём том, что текст учебных статей является адаптированным, учитывающим когнитивные возможности младшего подростка, это философский текст, требующий понимания его логики и отклика на суждение, и поэтому нельзя быть уверенным, что без определённой работы, направленной, в первую очередь, на понимание содержания статьи учебника, он будет освоен учеником. Следует иметь в виду, что для многих (скорее всего, для большинства) учащихся информация, содержащаяся в статье учебника, будет не только новой, но может быть, парадоксальной, разрушающей стереотипы восприятия окружающего мира, сложившиеся в предыдущем опыте познания. Вот почему работа с текстом учебной статьи никогда не может быть просто чтением, даже чтением с пересказом, но всегда чтением, связанным с исследованием, то есть с поиском самых значимых элементов содержания учебной статьи, их интерпретации, увязывания в целое и рефлексии, то есть объяснения своего собственного понимания и его обоснованности.
Вот почему в структуре каждого занятия прослеживается
1.Работа, направленная на подготовку восприятия материала.
Эта работа должна вызвать представления об изучаемой теме, уже имеющиеся в жизненном опыте учащихся. Вот почему задания в этой части занятия связаны с такими действиями, как «вспомните», «представьте себе», «вообразите», «как вы думаете...», «нарисуйте», реже, «знаете ли вы, что...». Такие приёмы работы помогают повысить уровень мотивации в изучении и осмыслении новой темы, помогают выстроить новые представления на фундаменте имеющихся, подготовить возможность работы по выявлению, распознаванию новых знаний и изменяющихся представлений.
2.Чтение статьи учебника, работа, направленная на понимание прочитанного.
На этом этапе работы с учащимися по осмыслению текста могут быть использованы разные приёмы и методы, однако любой из них должен быть направлен, с одной стороны, на осуществление навыка чтения для понимания, а, с другой стороны, на его дальнейшее совершенствование. При всём том, что задача выработки навыков чтения для понимания текста не входит в задачи курса православной культуры, этот предмет – пока единственный, где ученик имеет дело с новым для него типом текста: научно-популярным философским текстом, вот почему чтению на уроке по этому предмету уделяется пристальное внимание.
На этапе работы с текстом могут быть использованы такие методы работы, как:
- чтение с остановками, когда чтение прерывается для обсуждения возможной дальнейшей логики рассуждений, представленных в тексте;
- чтение с вопросами, которая характеризуется такими особенностями, как предоставление возможности детям самим задавать вопросы, направленные на понимание текста, а не только на них отвечать, во-первых, и, во- вторых, предоставление возможности детям усвоить модель речевого правильного поведения (имеется в виду логика ответа взрослого человека: ответ именно на заданный вопрос, наличие тезиса и доказательства), когда учитель будет отвечать на вопросы учащихся к тексту;
- различные способы маркировки текста: маркировка текста значками «знал», «узнал», «хочу знать об этом больше», «это вызывает вопрос» и т.п.
- аналитические способы чтения текста: выделение тезиса, аргументов, выводов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
В рамках этого направления работы мы посетили и провели мероприятия:
-День пожилого человека(4 слайд)
-Всемирный день ребёнка(5 слайд)
-Дети Югры – детям Донбасса(6 слайд)
-Участие в городском конкурсе рисунков «Выборы глазами детей» (7 слайд)
-Поля ратной славы(8 слайд)
-Посещение памятника Солдату –освободителю с возложением цветов(9 слайд)
-Земля моя обская(10слайд)
-Люблю Югру!( городской, 3 место)
(11 слайд) Для оценки внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению планирую в конце учебного года участие в олимпиаде по православной культуре и проведение ряда тестов:
ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»(методика Н. Е. Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность школьников.
Ход тестирования
Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву: «м» – мальчик, «д» – девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
НомервопросаБуква ответаа б в
1
2
3
и т. д. *
* *
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) Обойду, не потревожив;
б) Отодвину и пройду;
в) Смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) Ничего, какое мое дело;
б) Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) Подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздываете на занятия. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) Тороплюсь на урок;
б) Если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?
а) Предложу свою помощь;
б) Я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) Если попросят, я, конечно, помогу.
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) Сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) Оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) Не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из Ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) Ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) Вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашел;
б) Завтра спрошу, кто их потерял;
в) Может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
б) На усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) На свои знания.
9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) найду что-нибудь рядом с домом;
б) Поищу высокооплачиваемую работу;
в) Хочу создавать нечто ценное на земле.
10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
а) по России;
б) По экзотическим странам;
в) По одной из ведущих развитых стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) Ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) Присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) Сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) Отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) Выполняю, конечно;
в) Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) Не знаю, как придется;
в) Зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) Не еду, остаюсь, конечно;
в) Жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) Взрослый пес с известным Вам нравом;
в) Дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
а) напомню о праве на отдых;
б) Делаю, раз надо;
в) Посмотрю, что скажут остальные.
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
а) Отвечаю тем же;
б) Не замечаю, это не имеет значения;
в) Разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) Играю, конечно;
б) Разумеется, не играю;
в) Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
а) Самому (самой) приготовить все блюда;
б) Закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
в) Пригласить гостей на кофе.
22. Вдруг узнаете, что Ваше учебное заведение закрыли по каким-тo особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) Бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) Обеспокоен, строю планы самообразования;
в) Буду ожидать новых сообщений.
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) Ужасно завидую, мне неудобно;
б) Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) Я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) Отдаю – здоровье дороже;
б) Постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) Подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
а) О новогодних подарках;
б) О каникулах и свободе;
в) О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) Она мне нужна для танцев;
б) Она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) Она мне просто не нужна.
27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) Снятся родные места;
б) Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) Не замечал (не замечала).
28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) Нет, если мои дела идут хорошо;
б) Да, в настоящее время довольно часто;
в) Не замечал (не замечала).
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
а) Отбираю интересное и приношу;
б) Ненужных мне книг у меня нет;
в) Если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
а) Да, безусловно, могу;
б) Нет, на свете много интересного;
в) Не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) У этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) Человеку просто повезло прославиться;
в) Глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23. 28.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24. 31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Методика «Что мы ценим в людях»
Назначение теста: Методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.
Описание теста: Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»
(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл — согласен в очень незначительной степени;
2 балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить — не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги — дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу — половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди — всё, а деньги — сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать — жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело — сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет — приятели откажутся.
13. а) ученье — свет, неученее — тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;
2) а, в — малая значимость материального благополучия в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;
3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;
6) а, в — самоопределение в жизни, б, г — отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в — стремление к достижениям в жизни, б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;
9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;
11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;
12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;
13) а, в — значимость ученья, б, г — незначимость ученья;
14) а, в — значимость труда, б, г — незначимость труда;
15) а, в — значимость соблюдения законов, б, г — незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".
Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Методика «Закончи предложение»(Н.Е. Богуславская)
Назначение теста: Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.
Инструкция к тесту: На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.
Тестовый материал
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
(12слайд) Программа курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная литература»
Основная задача предлагаемой программы – это воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.
В основе всей программы лежит исходное отношение «автор – художественный текст – читатель». Освоение этого отношения – непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в авторской, то в читательской позиции.
Основные задачи программы, в каждой из выделенных позиций, различны, но все обеспечивают единое литературное развитие ребёнка- читателя.
Первая – понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться
увидеть картину мира «глазами» автора.
Вторая – включить в произведение свой, чужой для автора жизненный и
культурный контекст, т.е. выработать свою точку зрения на то, что
изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в
спор и увидеть условный мир произведения своими «глазами» –
«глазами» читателя.
Обе эти задачи реализуются через специфический диалог между автором и читателем, диалог «заочный», опосредуемый художественным текстом: через «сотворчество понимающих».
Во втором классе особенно важным становится практическое освоение закона художественной формы как средства выражения мыслей и чувств автора. Это освоение осуществляется путём работы с целостной структурой художественного текста, постепенно усложняющегося. А рабочим материалом служат малые жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.
Программа рассчитана на 70 часов(2 часа в неделю).
Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности
Освоения обучающимися программы внеурочной деятельностивладеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватить, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, фактами и доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.
Качества личности, которые могут быть
развиты в результате реализации
программы внеурочной деятельностиразвитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;– освоение эвристических приемов рассуждений;– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
трудовая деятельность.
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития познавательной активности и самостоятельности .Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета (литературного чтения).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Занимательная литература»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
находить закономерность в окружающем мире и литературе;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях.
В рамках этого направления работы мы посетили и провели мероприятия:
-Читательские часы (13,14,15,16,17,18 слайд)
-Конкурсы чтецов: (19 слайд)
Классика: добрая, нужная, вечная ( школьный этап, 1-е и 3- е место)
Пусть всегда будет мама! ( школьный 2-е место)
-Участие в олимпиадах: (20 слайд)
Родное слово, Русский медвежонок, Львёнок (стартовый, сюжетный, интеллектуальный туры), Инфоурок( математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, основы безопасной жизнедеятельности, английский язык, логика), школьная олимпиада по окружающему миру.
(21 слайд) Для оценки внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению планирую участие в олимпиадах в течении всего учебного года, создание портфолио ученика и проведение ряда тестов:
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена па основе материалов Р.В. Оечаровой)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция; «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончись начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень — 0,1—0,45;
ниже среднего — 0,46—0,55;
средний уровень — 0,56—0,65;
выше среднего — 0,66—0,75;
высокий уровень — 0,76—1.
Контрольно-измерительные материалы 2 класс
Прочитай текст.
В сумерках возвращался я из лесу домой, гляжу, по дороге ёж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком: попробуй, тронь! Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, стал углы обследовать, норку искать. Вскоре нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на этом валенке любил дремать толстый рыжий кот Барин.
Всю ночь до рассвета кот где-то бродил, а утром вернулся и хотел лечь на валенок, но вдруг почуял что-то неладное, выгнул спину другой, мяукнул и вскочил на середину комнаты. Старый валенок ожил: чихал, пыхтел, фыркал, а в довершение всего из него выкатился какой-то серый колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: теперь Барину спокойной жизни не будет.
День, другой, третий кот и ёж сторонились друг друга, а недели через три пообвыкли и помирились. После этого каждый вечер часам к девяти Фомка начинал стучать по блюдцу лапами: молока требовал. На зов ежа являлся кот, и частенько приятели ужинали вместе. Фомка и Барин стали настоящими друзьями.
Ответь на вопросы, отметив (۷) верный вариант ответа.
1.О чём рассказывает в этом тексте?
□о том, как живут в лесу ежи
□ о том, как кот Барин невзлюбил ежа
□ о том, как подружились ёж и кот
□ о том, как ёжик напал на кота
2. Где произошла встреча кота с ежом?
□ на дороге □ в комнате □ в лесу □ на крылечке
3. В какое время произошла встреча кота с ежом?
□ в сумерках □ на рассвете □ вечером □ ночью
4. Кот испугался и прыгнул на шкаф, потому что:
□ он всю ночь до рассвета где-то бродил
□ ёжик хотел его ударить
□ ёжик, забравшись в валенок, начал чихать, фыркать
□ он любил дремать на старом валенке
5. Выбери правильное утверждение.
□ Кот и ёж помирились через три дня.
□ Фомка никогда не просил молока.
□ Сначала рассказчик не верил, что кот и ёж подружатся.
□ Кот Барин не любил спать на старом валенке.
6. Как ты понимаешь выражение сторонились друг друга?
□ боялись друг друга
□ старались не встречаться
□ прятались друг от друга
□ ссорились друг с другом
7. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.
Ёж и кот стали друзьями.
1
Кот испугался ежа.
Рассказчик принёс домой ежа.
Ёж забрался в старый валенок.
8. Главным образом автор хотел:
□ рассказать, чем кормить ежей
□ описать первую встречу кота и ежа
□ рассказать о том, что ёж и кот могут подружиться
□ описать поведение лесных ежей в домашних условиях
9. Какое предложение помогает лучше понять основную мысль текста?
□ Всю ночь до рассвета кот где-то бродил.
□ День, другой, третий кот и ёж сторонились друг друга.
□ Фомка и Барин стали настоящими друзьями.
□ Со страху кот прыгнул на шкаф.
10. Какое название больше других подходит к истории, рассказанной автором?
□ Колючая находка.
□ Как подружились ёж и кот.
□ Первая встреча.
□ Старый валенок.
(22 слайд) Программа курса внеурочной деятельности
по общекультурному направлению «Мир прекрасного»
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:
- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т.д.
- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими.
- уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.
Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:
- культуры отношений человека с человеком.
- культуры быта, поведения в семье и обществе.
- культуры образования.
- культуры труда.
- культуры творчества.
Формы общекультурного направления представлены посещением музеев, театров, библиотек, картинных галерей, фотовыставок, этическими беседами.
Виды деятельности
-игровая;
-познавательная;
-краеведческая;
-сюжетно - ролевые игры;
-просмотр мультфильмов;
-посещение выставочных залов и музеев;
-походы в театр;
-конкурсы;
-посещение библиотек.
Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Исходя из вышесказанного, ребята будут ходить в музеи, на выставки, культпоходы в театры, концерты и т.п.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Цель настоящей программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
-предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
-научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
-прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Место проведения занятий
Школа
Городской Выставочный зал
Городской краеведческий музей
Музейно-культурный центр.
Театр.
Центр МНС
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мир прекрасного»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в деятельности;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
находить закономерность в окружающем мире;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Участие в культурных мероприятиях, посещение театров, музеев – это достижение первого уровня.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Второй уровень результатов достигается при использовании форм и методов, направленные на получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Например, постановка спектакля силами самих учащихся.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов
Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.
(23 слайд) В рамках этого направления работы мы посетили и провели мероприятия:
-Филармонические концерты
-Балет «Лебединое озеро» (24 слайд)
-Театр(25 слайд)
-Мыльные пузыри (26 слайд)
-Выставку бабочек(27 слайд)
-Цирк
-Кросс нации(28 слайд)
-Весёлые старты
-Папы разные нужны ( городское – 4 место)
-Многочисленные курсы рисунков, фотографий.
(29 слайд) Для оценки внеурочной деятельности по общекультурному направлению планирую в конце учебного года создание презентации фотоотчёта ученика, написание сочинений «Мероприятие, которое меня поразило»
(30слайд) Предложения: проведение учебной деятельности в первую смену, а во вторую - занятия по внеурочной деятельности. Мы вначале пути, оценку внеурочной деятельности даст сама жизнь.