Из опыта работы педагога-психолога Анализ результатов мониторинга сформированности УУД у обучающихся 5 класса


Анализ результатов мониторинга сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 5 класса МБОУ «Вознесеновская СОШ» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ОООДата проведения: В период с 25 по 30 мая 2016 года
Форма проведения: мониторинговое обследование
Цель: определение уровня сформированности личностных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса по итогам освоения образовательной программы основного общего образования.
Используемые методики:
Личностные УУД: 1) опросники «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогоровой (2002 год), 2) «Как я веду себя» Л.С. Колмогоровой (2002 год), 3) опросник «Учебная мотивация» Г.А. Карпова (2004 год);
Регулятивные УУД: 4) методика изучения уровня внимания П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой (1995 год), 5) тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозов (1997 год), 6) пересказ текста.
Коммуникативные УУД: 7) анкета «Определение школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (1993 год), А.Ф. Ануфрива, С.Н. Костромина (1998 год), 8) методика «Определение коммуникативно-речевой активности как проявления коммуникативных свойств личности учащегося» Л.А. Головей (2002 год).
Количество обследуемых: 9 учащихся
Уровень сформированности личностных УУД.
По опроснику «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогоровой, целью которого является изучение представлений о чертах характера и личностного отношения к ним, получены следующие результаты 1 ученик (11%) имеет высокий уровень – полностью сформированы нравственные понятия. У 6 учеников (67%) нравственные понятия сформированы на базовом уровне, т.е. в общем сформированы, но недостаточно устойчиво. И у 2 учеников (22%) нравственные понятия сформированы недостаточно.
По опроснику «Как я веду себя» Л.С. Колмогоровой позволяющему объективно и компетентно оценить своё поведение, получены следующие результаты. 1 ученик (11%) имеет высокий уровень – подросток хорошо знаком с общепринятыми нормами поведения и старается следовать им, демонстрирует компетентность в поведении и общении. У 7 учеников (78%) нормы поведения сформированы на базовом уровне, т.е. подросток хорошо знаком с общепринятыми нормами поведения, однако не во всех ситуациях ведёт себя правильно и компетентно. И у 1 ученика (11%) диагностировался низкий уровень – подросток игнорирует общепринятые нормы поведения, испытывает выраженные сложности как в поведении, так и в общении.
Опросник «Учебная мотивация» Г.А. Карпова имеет целью выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности. По нему получены следующие результаты, представленные в таблице.
Мотивы Степень выраженности
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Познавательные - 89% 11%
Коммуникативные 67% 33% -
Эмоциональные 11% 33% 56%
Саморазвития 22% 67% 11%
Позиция школьника 22% 67% 11%
Достижения 33% 56% 11%
Внешние (поощрения, наказания) 22% 45% 33%
Учебная мотивация представлена преимущественно на среднем уровне. Познавательные мотивы высокого уровня у учеников данного класса отсутствуют, среднего уровня – 8 учеников (89%), низкого уровня – 1 ученик (11%). Повышенные показатели имеют коммуникативные учебные мотивы 6 учеников (67%) – высокий уровень, 3 ученика (33%) средний уровень. Такие показатели могут свидетельствовать о сформированности психических новообразований соответствующих младшему подростковому возрасту и ведущей деятельности – общение со сверстниками. Эмоциональные мотивы на высоком уровне проявились у 1 ученика (11%), на среднем уровне у 3 учеников (33%) и 5 учеников (56%) – низкий уровень эмоциональной мотивации. Мотивы саморазвития высокого уровня 2 ученика (22%), среднего уровня – 6 учеников (67%), низкого уровня – 1 ученик (11%). Мотивы позиции школьника на высоком уровне – 2 ученика (22%), на среднем уровне - 6 учеников (67%) и низкий уровень - 1 ученик (11%). Мотивы достижений на высоком уровне - у 3 учеников (33%), на среднем уровне - 5 учеников (56%), на низком уровне – у 1 ученика (11%). Внешние мотивы на высоком уровне – у 2 учеников (22%), на среднем уровне – у 4 учеников (45%), на низком уровне - 3 ученика (33%)
Уровень сформированности регулятивных УУД.
По методике изучения уровня внимания П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой, имеющей целью выявление уровня сформированности произвольного внимания и самоконтроля, получены следующие результаты. 4 ученика (45%) – проявили высокий уровень произвольного внимания и самоконтроля, ориентировки на заданную систему требований, могут контролировать свои действия. У 2 учеников (22%) базовый уровень - произвольного внимания и самоконтроля, ориентировка на заданную систему требований развита недостаточно. У 2 учеников (22%) - низкий уровень произвольного внимания и самоконтроля, учащиеся часто нарушают заданную систему требований, предложенную взрослыми.
По тесту «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова, направленному на определение уровня сформированности волевых усилий как показателя сомоорганизации в деятельности, в том числе учебной, получены следующие результаты. 3 ученика (33%) – высокий уровень, подростка можно назвать волевым человеком и его необходимо обучать навыкам компромиссов для успешности в общении и учёбе. 7 учеников (78%) – базовый уровень – в различных ситуациях подростки действуют по-разному, иногда проявляется уступчивость, иногда упорство, в зависимости от мотива деятельности.
По методике «пересказ текста» изучался уровень сформированности умения планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с планом, самостоятельно определять и формулировать проблему поиска ответа на поставленный вопрос, в процессе изучения предметов. У 5 учеников (56%) – высокий уровень, 3 ученика (33%) – базовый уровень, 1 ученик (11%) – низкий уровень.
Уровень сформированности коммуникативных УУД.
По анкете «Определение школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, А.Ф. Ануфрива, С.Н. Костроминой изучалось состояние мотивационного компонента в рамках коммуникативных потребностей детей школьного возраста и отношение ребенка к школе. У 2 учеников (22%) – высокий уровень - отражает сформированность отношения ребенка к себе как школьнику, интерес к учению, высокую учебную активность. При этом 1 ученик проявляет положительные в познавательно-инициативном отношении мотивации и характеризуется переопределением задач учителя, постановкой осмысленных новых целей и возникновением новых мотивов. В учебной деятельности появляются самостоятельные цели, инициативные действия, различаются многообразные способы и результаты действия, формируются умения планировать свою учебную деятельность и контролировать себя на каждом этапе работы. А 2 ученик проявляет положительно-аморфное отношение к учению, в мотивации наблюдаются неустойчивость любознательности, интереса, предпочтения одних учебных предметов другим, понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем, Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу и инструкции, а также простых видов контроля и самооценки по образцу. У 6 учеников (67%) – средний уровень школьной мотивации определяет нейтральный тип отношения к школе и учению. При этом отмечается двойственная мотивация, ситуативный интерес. В учебной деятельности они стремятся к поиску общего способа действия, но у них отсутствуют умения реализовывать эту ориентацию, поэтому решение конкретных задач чаще всего осуществляется путём случайных проб. Поисковый характер учебных действий способствует повышению устойчивости и интенсивности интереса. У 2 учеников (22%) - низкий уровень школьной мотивации соответствует негативному типу отношения к школе и учению. Он характеризуется бедностью и узостью мотивов, сведением познавательных мотивов к результату, неумением ставить цели, преодолевать трудности. Учебная деятельность не сформирована, отсутствует умение выполнять действие по развёрнутой инструкции учителя и ориентироваться на разные способы действия.
По методике «Определение коммуникативно-речевой активности как проявления коммуникативных свойств личности учащегося» Л.А. Головей целью которой является изучение мотивации обеспечивающей коммуникативно-речевую активность на уроках, которая является проявлением коммуникативных свойств (склонностей) личности ребенка, получены следующие результаты. 3 ученика (33%) – очень высокий Дети, имеющие этот уровень развития коммуникативных склонностей, испытывают потребность в общении, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. 3 ученика (33%) – средний уровень - на этом уровне у учеников отмечается стремление к контактам с разными людьми, отстаивание своего мнения, однако потенциал их склонностей, инициативность недостаточно устойчивы. 2 ученика (22%) проявили уровень ниже среднего. Дети, имеющие этот уровень развития коммуникативных склонностей, не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новом коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой. Они ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед классом, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, редко проявляют инициативу в общении; 1 ученик (11%) – низкий уровень, характеризующийся негативным отношением к общению, замкнутостью, повышенной обидчивостью, раздражительностью, значительными трудностями вхождения в новый коллективВывод: в данном классе у 7 учеников (78%) личностные и метапредметные УУД сформированы на высоком и базовом уровне, а у 2 учеников данные УУД недостаточно сформированны, что может привести к большим затруднениям в усвоении образовательной программы. Для данных учеников необходимы развивающие и коррекционные занятия.
31.05.2016 Педагог-психолог: ____________ Конобеева В.С.