Программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «В гостях у книги»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новокурлакская средняя общеобразовательная школа
Аннинского района Воронежской области
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
от « 31 » августа 2015 г.
протокол № ___1__
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ Новокурлакская СОШ
Директор школы ___________ Камсарина Г.В..
приказ №__106__ от « 1 » сентября 2015 г.
Программа курса внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС НОО
«В гостях у книги»
(общекультурное направление)
Разработчик рабочей программы:
учитель начальных классов
Мещерякова Галина Викторовна, I К К
Новый Курлак
2015
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В гостях у книги» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Нормативные правовые документы:
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011, регистрационный № 22540);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Учебный план МКОУ Новокурлакская СОШ
Курс «В гостях у книги» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общекультурное развитие личности».
Программа внеурочной деятельности «В гостях у книги» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Формы организации занятий:
литературные игры,
конкурсы,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг,
проекты,
экскурсии,
спектакли.
Описание места курса внеурочной деятельности
Программа курса «В гостях у книги», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, структурирована в соответствии с общекультурным направлением, сориентированным на закрепление интереса детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию.
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «В гостях у книги» отводится 1 час в неделю продолжительностью 40 – 45 минут. Соответственно программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в группе, наполняемостью 14 человек.
Данная программа ориентирована на воспитанников 7-9 лет (2, 3 классы).
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Содержание программы «В гостях у книги» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные
— осознание значимости чтения для личного развития;
— формирование потребности в систематическом чтении.
Предметные умения:
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Критерии сформированности читательского интереса младших школьников:
умение работать с книгой;
начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);
знание библиографических сведений.
Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:
соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;
умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
умение находить в книге сведения об авторе;
различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.
Начитанность характеризуется, следующими показателями:
знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).
Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:
умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п Раздел Кол-во ч Содержание занятия Формы внеурочной деятельности
История книги. Библиотеки 3 Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игровая деятельность. Самостоятельный выбор книги.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные 3 Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд.
Книги-сборники. Басни и баснописцы 3 Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Конкурс чтецов. Инсценирование.
Книги о родной природе 4 Сборники стихотворений о родной природе.
Книги В. Бианки. Викторина. Слушание, обмен мнениями.
Проект
Зарубежные писатели о природе 3 С. Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции». Животные — герои детской литературы 4 Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника.
А. Брем «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных. Библиотечный урок.
Реклама книги.
Дети — герои книг 3 Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Игровая деятельность.
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект.
Газеты и журналы для детей 3 Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газети журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пятьуглов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Сказки зарубежных писателей 3 Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники. Переводчики книг. Сказки Ш.перро, Г.Х.Андерсена, Р. Киплинга. Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).
Книги о детях войны 3 Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет).
Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка.
Книга В. Железникова «Девушка в военном». Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Творческая работа.
«Книги, книги, книги…» 2 Книги, их типы и виды.
Справочная литература. Энциклопедии для детей. Библиографические справочники. Практическая работа в библиотеке.
Игровая деятельность.
Итого 34 Календарно-тематическое планирование занятий
№ Тема занятия Формы внеурочной деятельности Дата
план факт
История книги. Библиотеки(3 ч.)
Книги-сборники былин, легенд, сказов. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. 4.09 Первые книги. Библия. Детская библия. 11.09 18.09 Экскурсия в сельскую библиотеку. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные(3 ч.)
Волшебный мир сказок.
Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». Сравнение сказок с загадками.
Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка» 25.09 Сказки бытовые, волшебные, о животных. 2.10 Сказки с загадками. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». 9.10 Книги-сборники. Басни и баснописцы(3 ч.)
История басни. Конкурс чтецов. Мультфильмы.
Инсценирование басен (работа в группах). 16.10 Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. 23.10 Русские баснописцы. Инсценирование басен. 30.10 Книги русских писателей о природе(4 ч.)
Русские поэты о природе. Книги-сборники стихотворений об осени
Чтение и обсуждение рассказов Бианки. Викторина. 13.11 Рассказы В. Бианки о природе 20.11 В. Бианки «Синичкин календарь» 27.11 Викторина по книге Бианки 4.12 Книги зарубежных писателей о природе(3 ч.)
Книги зарубежных писателей. Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).
С. Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».
11.12 С. Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции». 18.11 Литературная игра по книге С.Лагерлёф 25.11 Животные — герои детской литературы(4 ч.)
Книги-сборники произведений о животных. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
Каталог, каталожная карточка.
Переводчики рассказа.
Отзыв на прочитанную книгу. 15.01 Рассказы о животных А. Куприна. 22.01 Книга Дж. Лондона «Бурый волк» . 29.01 Художники-иллюстраторы книг о животных. 5.02 Дети — герои книг(3 ч.)
Дети — герои книг. Типы книг. Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе». 12.02 Книги-сборники произведений о детях. 19.02 Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - твоих сверстниках». 26.02 Газеты и журналы для детей(3 ч.)
Библиотечный урок: детская периодика. Самостоятельная работа с книгой в читальном зале.
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
История создания журнала «Мурзилка» 4.03 Детские газеты и журналы. 11.03 Электронные периодические издания: «Детская газета»,
журнал «Антошка» и др. 18.03 Сказки зарубежных писателей (3 ч.)
Редьярд Киплинг. Сказки просто так. Чтение сказок Р. Киплинга.
Сбор информации о Ш. Перро и Г.-Х. Андерсене.
Сказочный марафон.
Рисунки к сказкам. Мы – художники.
Просмотр мультфильмов по сказкам 1.04 Сказки Шарля Перро 8.04 Путешествие в сказочный мир Г.-Х. Андерсена 15.04 Книги о детях войны(3 ч.)
Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города». Аннотация. Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов. Оформление «Книги памяти». 22.04 Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». 29.04 Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» 6.05 «Книги, книги, книги…»(2 ч.)
Создание классной газеты «Книголюбы». Практическая работа в библиотеке. Игра «Что узнали о книгах?».
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы 13.05 Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы 20.05 Описание учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс. Дидактический материал. – М., 5 за знания, 2006
Агапова И.А., Давыдова М.А. Весёлая литературная игра в начальной школе. Методическое пособие.
Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов. –М. ТЦ Сфера, 2012
Сухин И.Г. Чтение. Литературные викторины: 1-4 классы – М.: Эскмо, 2007