Методическая разработка школьного туристского слета Безопасность для всех
комитет по вопросам образования
Муниципальное образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий
618419, г. Березники, Пермский край, проезд Большевистский, 7 тел. 26980, тел/факс 76083
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ШКОЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО СЛЕТА
«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ»
Автор:
Педагогический коллектив ДДЮТЭ г. Березники,
адрес 618419,
ул. Большевистский проезд, 7
8 (34242) 2 69 80
г. Березники, 2014 г.
Объяснительная записка
В наше время практически каждый человек может побывать в любой точке земного шара. И не так уж много мест на Земле, где ещё не ступала нога человека. Но природа не стала к человеку милосердней. За легкомыслие, неумение, незнание она наказывает самым жестоким образом. По-прежнему нестерпимо холодно в Арктике, так же болезненны укусы комаров и оводов, безжалостна жара пустынь и опасны снежные лавины в горах. По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно каждый из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате аварий наземного транспорта, авиационных катастроф, кораблекрушений, трагедий в туристских походах и экспедиций. Главная проблема в таких случаях заключается в том, что многие люди совершенно теряются, оставшись без готовых продуктов, медикаментов, необходимой одежды и средств ориентировании, то есть всего того, что дала нам современная цивилизация. Овладеть наукой выживания в экстремальных условиях совершенно необходимо современному человеку. даже если ты не собираешься стать великим путешественником. С некоторыми экстремальными ситуациями, в которые может попасть человек, находясь в природной среде, и как следует себя вести в тех или иных сложных обстоятельствах учащиеся знакомиться на теоретических курсах уроков ОБЖ.
Поэтому и возникла необходимость разработать идею проведения школьного туристского слета «Безопасность для всех», который знакомит с алгоритмом (элементами) подготовки, прогнозирования, ликвидации и выхода из многих проблем природного характера. А в этом году тематика проведения таких турслетов особенно актуальна, так как в нашем городе сложилась непредсказуемая ситуация по провалу на руднике. Проведение минитурслетов является неотъемлемой частью массовой туристско-краеведческой работы в школе. Проводя тематические турслеты- мы выполняем социальный заказ образовательных учреждений города. Тема «Безопасность для всех» привлекла внимание многих ОУ. В этом году было проведено 10 туристских слетов «Безопасность для всех», участвовало 173 класса, из них 3460 учащихся. Турслеты ориентированны на разный уровень подготовки и возрастной контингент.(1-11 классы)
Основная цель- подготовка детей к действиям в различных экстремальных ситуациях. Достижение её осуществляется решением следующих задач:
популяризация движения «Школа безопасности» и ЗОЖ;
совершенствование знаний, умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях;
формирование навыков безопасного пребывания учащихся в природной среде;
пропаганда туризма как важного средства воспитания подрастающего поколения;
выявление сильнейших спортсменов и команд школы по основам безопасности.
Для проведения турслетов используется соревновательный метод. Наиболее распространенной формой является работа по станциям (форма карусели), на которых участники выполняют задания спортивного характера, на знание основ безопасности. Команды классов работают одновременно ориентируясь по маршрутным листам (Приложение 1).
На выполнение заданий каждой станции дается 5-10 минут, весь турслет проходит в среднем по времени 3 часа. Время проведения мероприятия зависит от количества классов и возраста. При подсчете результатов учитывается общее количество баллов на всех этапах, а также рассматривается лучший результат на каждом этапе. Победителям и призерам в общем зачете, и победители каждого этапа награждаются грамотами (Приложение 2). Турслет можно проводить в полевых условиях или на территории школы.
Для проведения данного мероприятия заключается договор между домом детского и юношеского туризма и экскурсий и ОУ (Приложение 3).
Содержание отдельных этапов
Методическая карточка этапа
Название этапа: ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
Цель: практическое преодоление естественных препятствий
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, осноная веревка d10 (40м) 3 шт., карабины 10 шт., мел, маркированная лента, секундомер - 1 шт., брезентовые рукавицы 10 шт.
Задание:
Преодолеть последовательно этапы полосы препятствия на время всей командой (10 человек):
старт;
«бабочка»;
переправа по параллельным перилам;
подъем;
«змейка»;
паутинка;
преодоление заболоченного участка по кочкам;
переправа по качающемуся бревну;
переправа методом маятника;
финиш.
Оценка этапа: Участники преодолевают каждый этап по системе «стоп-ошибка» (при нарушении правил прохождения этапа, участник должен остановится и исправить ошибку, затем продолжить движение). Учитывается время прохождения этапа всей командой. Место определяется по беговому времени команды.
Методические рекомендации: По технике безопасности рекомендуется при прохождении этапа использовать брезентовые рукавицы.
Методическая карточка этапа
Название этапа: ГРАДОВЕДЕНИЕ
Цель: проверить уровень знаний объектов социальной помощи и умения ориентироваться в черте города. ознакомить детей с основными службами безопасности.
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, карта города, наименование объектов учреждений экстренной помощи, карточки с телефонами служб экстренной помощи, телефонный справочник города.
Задание:
Из команды выбрать 4 человека. Участникам необходимо на плане города указать место расположения служб экстренной помощи.
Остальным участникам команды выдаются карточки с номерами телефонов экстренных служб города. Необходимо написать названия соответствующих служб (Приложение 4).
Оценка этапа: За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В итоге балле суммируются и в соответствии с ними определяется место. Максимальное количество баллов на этапе – 10.
Методические рекомендации: Для начальной школы необходимо упростить задание с нахождением объектов на карте. Рекомендуется провести разбор проблемной ситуации «если ты потерялся в городе».
Приложение 4
УЧРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
№ фишки
Наименование объекта
1
Пожарная охрана (Отряд государственной противопожарной службы, ОГПС – 1)
2
УВД (Управление внутренних дел, милиция)
3
ГИБДД, ГАИ (автоинспекция)
4
Станция скорой помощи
5
Уралгазсервис
6
Травмпункт
7
Дежурная аптека
8
СПИД-лаборатория, станция переливания крови
9
Центр психологической помощи
10
Школа № 3
Методическая карточка этапа
Название этапа: УСТАНОВКА ПАЛАТКИ
Цель: умение устанавливать ночлег в полевых условиях.
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, палатка, колышки 12 шт., стойки 2 шт., маркированная лента, секундомер.
Задание:
Выбираются 6 человек из команды.
Рассматривают и запоминают правильно поставленную палатку.
В зависимости от возраста разбирают и ставят палатку: старшие учащиеся (7-11 классы) на время, младшие (1-6 класс) на правильность
Оценка этапа: У старших классов учитывается время установки палатки, в соответствии с которым определяется место. У младших классов оценивается правильность установки палатки и присуждаются баллы.
Методические указания: рекомендуется использовать двускатные одноместные палатки для простоты понимания. Перед этапом проговаривается слоган «Если рухнет все кругом, палатка вам заменит дом».
Методическая карточка этапа
Название этапа: ТРАВНИЦА
Цель: проверить учащихся на знание ядовитых растений.
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, образцы различных растений и картинки с видами грибов.
Задание:
Опрос учащихся на знание лекарственных и ядовитых растений
Показ учащимися видов растений и картинок с грибами (Приложение 5).
Для младшего возраста задаются загадки (Приложение 6).
Оценка этапа: За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Место определяется по сумме баллов.
Методические указания: рекомендуется использовать образцы следующих растений: боярышник, манжетка, крапива, подорожник, лопух, волчьи ягоды, чистотел, черемуха, смородина, ежевика, малина; картинки с грибами: лисички ложные и неложные, опята ложные и съедобные, белый гриб, подосиновик, синявка, сыроежка.
Приложение 5
Опята Груздь Масленок Рыжик
Опята ложные Белый гриб Сыроежка
Приложение 6
Загадки для детей младшего возраста
В сенокос горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
Белым шариком пушистым я белею в поле чистом.
Дунул легкий ветерок и остался стебелек. (Одуванчик)
Вырос в поле злой и колкий, -
Во все стороны иголки. (Репейник)
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Какую траву знает и слепой или:
Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь. (Крапива)
Стоит Егорка в краснгой ермолке;
Кто не пройдет, всяк поклон кладет. (Земляника)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
На земле лежат листки маленькие лопушки,
Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Три сестры: летом зелены,
К осени одна чернеет,
Другая краснеет,
А третья белеет. (Смородина)
Методическая карточка этапа
Название этапа: СЪЕШКА
Цель: проверить знания учащихся о безопасности пищевых продуктов
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, упаковки пищевых продуктов, карточки с заданиями
Задание:
Рассмотрите предложенную упаковку пищевого продукта, результаты осмотра оформите в виде таблицы (Приложение 7) - работает 6 человек
Пока контролеры работают, остальные члены команды пытаются заработать дополнительные баллы, отвечая на вопросы викторины. За каждый правильный и полный ответ команда получает 1 балл (Приложение 8)
Оценка этапа: За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Место определяется по сумме баллов.
Методические указания: Детям младшего возраста (1-4 кл) рекомендуется провести конкурс загадок о пищевых продуктах (Приложение 9)
Приложение 7
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №
ФИО контролера:___________________________________________________
Класс:_________________________
Задание: рассмотри предложенную этикетку, результаты осмотра заполни в таблицу.
№ п.п
Наименование продукта
Дата изготовление
Срок хранения
Наличие в продуктах:
Красителей
Добавки
Е-400
Российского ГОСТа
1
2
3
Ваши замечания:
Ваши предложения:
Приложение 8
Как часто вы смотрите на дату изготовления и срок хранения продукта?
А как вы определяете, что продукт не испорчен?
Назовите скоропортящиеся продукты?
Назовите признаки некачественного продукта.
Назовите химический состав продуктов- белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества, органические кислоты, дубильные вещества, пигменты, фитонциды, экстрактивные вещества.
Как вы думаете, почему людям, работающим с продуктами, запрещается носить кольца и иметь длинные ногти.
Как вы считаете, почему у повара одежда белого цвета? – гигиенические требования чистоты.
По правилам этикета тарелку с остатками бульона наклоняют от себя, а не наоборот. Почему?
Что такое пищевые консерванты (суповые брикеты, лапша быстрого приготовления, сухие напитки и т.д.) – полуготовое блюдо для приготовление которого необходима жидкость.
Что такое пищевые полуфабрикаты (фарш, мясная нарезка, сырые пельмени, вареники и т.д.) – готовое блюдо, которое необходимо подвергнуть тепловой обработке.
Приложение 9
Загадки для младшего возраста
Не бьет, не ругает. а от него плачут (Лук).
За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очен6ь гладкая,
На вкус как сахар сладкая. (Морковь)
Семьдесят одежек, и все без застежек. (Капуста)
Он никогда и никого не обижал н6а свете.
Чего же от него плачут взрослые и дети (Лук)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручка ... (Горох)
В огороде выростаю
А когда я созреваю
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Микробов он сбивает с ног
А зовут его ... (Чеснок)
Методическая карточка этапа
Название этапа: ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Цель: проверить знания учащихся по оказанию первой помощи в экстренных ситуациях (бытовая травма, один дома, пожар, землетрясение и др.)
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, аптечка с наполнением, носилки, косынки 5 шт., шины, маркированная лента, веревки (для носилок).
Задание:
Опрос учащихся на знание бытовых травм и оказание первой помощи при этих травмах
Работа с аптечкой, проверка знаний по применению препаратов находящихся в аптечке
Выбирается пострадавший из класса
Задается какая-либо экстремальная ситуация
Проговаривается алгоритм оказания первой помощи, делается фиксация шин, если это необходимо
Осуществляется укладка пострадавшего на носилки и транспортировка пострадавшего по пересеченной местности
Оценка этапа: Ответ команды оценивается по 3 направлениям: знание аптечки, алгоритма оказания первой помощи и транспортировка пострадавшего. Максимальное число баллов на этапе – 15 баллов. Место определяется по сумме баллов.
Методические указания: Для младшего возраста пункты 5-6 заменяются транспортировкой пострадавшего на руках.
Методическая карточка этапа
Название этапа: УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО УКРЫТИЯ
Цель: проверить умение учащихся построить аварийное укрытие.
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, полиэтиленовая пленка (тент), жерди – 6 шт., веревочки – 3 шт.
Задание:
Построить из предложенного материала аварийное укрытие.
Оценка этапа: Оценивается качество построения укрытия (ветроустойчивость, влагонепроницаемость, вмещаемость).
Методические указания: Рекомендуется придумать экстренные ситуации, при которых участники могли бы построить такое сооружение.
Методическая карточка этапа
Название этапа: СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ
Цель: проверить учащихся на знание сигналов бедствия.
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, карточки с сигналами бедствия (Приложение 10).
Задание:
Участники должны определить назначение сигнала бедствия по карточкам.
Участники должны изобразить сигнал бедствия, расположившись нужным образом. А также проговорить значение сигнала.
Оценка этапа: Учитывается правильность и оригинальность ответов. Максимальное количество баллов на этапе – 10. Место определяется по сумме баллов.
Методические указания: Сигналы бедствия можно выложить на земле из подручных средств. Девиз: «Чтоб избежать печального последствия, учи и знай сигналы бедствия!»
Приложение 10
Методическая карточка этапа
Название этапа: ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Цель: проверить учащихся на знание правил для велосипедистов и пешеходов.
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, карточки с дорожными знаками.
Задание:
Команда делится на 3 группы и строится в колонны.
Перед каждой колонной лежит знак (например, велодорожка, движение на велосипедах, движение на велосипедной дорожке запрещено). Участники по очереди должны добежать до него и запомнить (Приложение 12).
Команда обсуждает форму, цвет и что изображено на знаках и для кого он предназначен, затем они должны сказать свой ответ.
Общий опрос команды на знание правил для велосипедистов (Приложение 11).
Оценка этапа: Учитывается правильность и оригинальность ответов. Максимальное количество баллов на этапе – 10. Место определяется по сумме баллов.
Методические указания: Для начальной школы рекомендуется проведение этапа в игровой форме. Определяется знание цветов светофора и правил перехода дороги и знаков перехода (Приложение 13).
Игра «Светофор»
Реквизиты: жезл для регулировщика, 3 шапочки: красная, желтая, зеленая.
Руководитель: «Как надо правильно переходить дорогу?» - идет обсуждение данного вопроса с детьми.
Из команды выбирается 3 помощника, которым одеваются шапочки соответствующего цвета. Остальные ребята делятся на 2 команды, которые становятся друг против друга на расстоянии 3 метра это будет «дорога». Помощники изображают светофор сидя. Руководитель проходит, задевая одного из помощников, который встает. Остальные участники команды «переходят дорогу». Оценивается знание ребятами правил перехода дороги.
Приложение 11
Правила для велосипедистов
Движение велосипедиста только с правой стороны проезжей части не менее 1 метра от бордюра
У велосипеда должна быть исправна: рулевая колонка, тормозная система.
На велосипеда должны быть установлены катафоты: белая- спереди, красная- сзади, оранжевые, белые- на спицах, на руле- звонок
На велосипеда нельзя перевозить пассажиров ни на раме, ни на багажнике, кроме детей до 7 лет в специально оборудованных сиденьях
На велосипеда можно перевозить багаж, который не выступает за габариты велосипеда на расстояние не менее 50 см. На руле багаж перевозить запрещается
Выполнять левый поворот на дорогах с более одной полосой движения в одном направлении запрещается, а надо сойти с велосипеда и перейти дорогу пешком, держа велосипед за руль
При движении в группе нельзя ехать в 2 и более ряда, расстояние между велосипедистами 1-1,5 м
При движении с крутых спусков расстояние между велосипедистами 80-100 м
Если на велосипедах движется несколько групп, расстояние между группами 80-100 м
По проезжей части можно передвигаться вело-группами не больше 10 человек
Если сломался велосипед, то идти пешком с велосипедом нужно по ходу движения транспорта по краю дороги или по обочине
Если надо остановиться- велосипедист поднимает руку вверх, если повернуть направо- вытянута правая рука в сторону или левая согнутая в локте ,если повернуть налево левая рука вытянута в сторону, или правая согнута в локте
Запрещено буксировать велосипед другими транспортными средствами (вело,авто,мото)
Если есть велосипедная дорожка, двигаться на велосипедах только по ней.
При пересечении велосипедной дорожки с автомобильной дорогой преимущество движения у автомобиля.
Приложение 12
Приложение 13
Методическая карточка этапа
Название этапа: ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Цель: отработка навыков ориентирования на местности.
Оборудование: табличка с названием этапа, судейская накидка, рулетка, маркированная лента, компас 3 шт., топографическая карта (атлас).
Задание:
Команда делится на 4 группы:
1 группа определяет азимут на предмет, который заранее обозначен; 2 группа определяет расстояние до предмета на глаз, затем участникам предлогается измерить
3 группа называет признаки ориентирования по местным предметам (выход из аварийных ситуаций).
4 группа найти и назвать топографические знаки из атласа.
Оценка этапа: За правильные ответы дается 1 балл. Каждая группа максимум может заработать 3 балла. Максимальное количество баллов на этапе 12.
Методические указания: Для начальной школы рекомендуется определить знание цветов топознаков.
Перечень дополнительных этапов
Дополнительные этапы вводятся при большом количестве классов, чтобы обеспечить их занятость. Они могут проводится педагогами школ.
Например, следующие этапы:
Песенный
«Меткий стрелок» (дартс)
Канат
Туристский футбол (2 мяча)
Игровой
Коммуникативный (на развитие сплоченности команды)
«Перенос огня»
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ
класса _____________________________
13 SHAPE 1415§
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ
класса
_____________________________
13 SHAPE 1415
Приложение 2
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий
Грамота
Награждается
Команда ________ класса
за лучший результат
среди классов
на этапе _____________________
туристского слета школы №
«Безопасность для всех»
Судья этапа ________________ ( )
Приложение 3
Договор
о проведении туристского слета СОШ № 3
г. Березники 10.09.07
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (в дальнейшем ДДЮТЭ) в лице директора Лузиной Е.И., действующего на основании Устава и СОШ № 3 в лице директора
Ермолаевой Г.Н.
заключили настоящий договор о нижеследующем:
1.Предмет договора
Проведение туристского слета школы с участием учащихся 33 классов.
Время и место проведения
Слет проводится, согласно заявке СОШ № 3, в районе р.Быгель 11,12 сентября 2007 года. Начало слета (2 потока каждый день) в 11.00 и 13.00. Программа слета прилагается.
3. Обязанности сторон
ДДЮТЭ:
проводит туристский слет согласно программе;
обеспечивает работу инструкторов и судей при проведении программы;
предоставляет специальное снаряжение для проведения программы слета (полоса препятствий, «поляна заданий»)
Обеспечивает слет сводной таблицей и необходимой документацией (программа, протоколы этапов).
СОШ № 3:
обеспечивает доставку участников к месту слета;
обеспечивает участие воспитанников школы в слете согласно допуску врача;
обеспечивает награждение победителей слета;
обеспечивает порядок и дисциплину участников на слете.
4. Ответственность сторон.
ДДЮТЭ несет ответственность:
за качество проведения слета;
за безопасность при проведении соревнований;
за обеспечение технических этапов снаряжением и судейской коллегией.
СОШ № 3 несет ответственность:
за жизнь и здоровье учащихся во время проведения слета (кроме нахождения учащихся на этапах трассы);
за организованность классов во время проведения слета;
за проведение инструктажа по ТБ.
5. Финансирование мероприятия.
СОШ № 3 обеспечивает оплату за проведение туристского слета по безналичному расчету на счет ДДЮТЭ ( из расчета - 15 рублей за 1 участника).
6. Дополнительные условия.
Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до полного выполнения.
Обязательства сторон могут быть изменены только с согласия обеих сторон.
Настоящий договор составлен в двух экземплярах.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
618 419 , г. Березники Пермской области
проезд Большевистский ,7
тел. (242) 2-69-80
Директор ДДЮТЭ Е.И.Лузина
М.П.
Приложение 14
ПЕРЕЧЕНЬ СНАРЯЖЕНИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО МИНИТУРСЛЕТА
Маркировка
Таблички этапов
Колышки
Ножовка
Топор
Судейские накидки
Мегафон
Стенд
Основная веревка
Карабины
Таблица
Судейские папки
Судейские протоколы
Карандаши
Фломастеры
Грамоты
Маршрутные листы
Секундомеры
Брезентовые рукавицы
Кочки
Палатка
Стойки
Колышки
Компасы
Рулетка
Карточки
Топокарта
Карандаши
Карта города
Телефоны служб
Фишки, карточка
Карточки со стихийными бедствиями
Аптечка
Носилки
Повязки
Жерди
Полиэтилен
Веревки
Сигналы бедствия
№ п/п
Название этапа
Отметка судьи
1
Турполоса
2
Травница
3
Аварийное укрытие
4
Ориентирование
5
Установка палатки
6
Съеш-ка
7
Коммуникативная
8
Градоведение
9
Песенная
10
Первая помощь
11
ПДД
№ п/п
Название этапа
Отметка судьи
1
Травница
2
Аварийное укрытие
3
Ориентирование
4
Установка палатки
5
Съеш-ка
6
Коммуникативная
7
Градоведение
8
Песенная
9
Первая помощь
10
ПДД
11
Турполоса
Заголовок 1Заголовок 215