Поэтический вечер, посвященный 195-летию А.А.Фета Целый мир от красоты…


«Целый мир от красоты…»
Поэтический вечер , посвященный 195-летию А.А.Фета
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
А.А. Фет
Ведущий 1: Наш сегодняшний вечер посвящен творчеству замечательного русского поэта А. А.Фета и называется «Целый мир от красоты…»
И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок, которые до сих пор не разгаданы. Любовь, природа, красота - вот основные мотивы лирики поэта, жившего совсем не в поэтическое время.
Предметом искусства, по его мнению, должно быть прекрасное. «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит». Благодаря поэтической зоркости весь окружающий мир предстаёт перед Фетом прекрасным и гармоничным. «Целый мир от красоты», - утверждает поэт.
Ведущий 2: Родился русский поэт 5 декабря 1820. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. В этом году исполнилось 195 лет со дня его рождения. Происхождение Афанасия Афанасьевича Фета до сих пор остается до конца не выясненным. Согласно официальной версии, Фет был сыном орловского помещика Шеншина и Шарлоты Фет, сбежавшей от своего первого мужа в Россию. Бракоразводный процесс затянулся, и свадьба Шеншина и Фет произошла только после рождения мальчика. В возрасте 14 лет мальчик был признан незаконнорожденным и лишен всех дворянских привилегий. Это событие, в одночасье превратившее сына богатого русского помещика в безродного иностранца, оказало глубокое влияние на всю последующую жизнь Фета.
Ведущий 1: Родители отправили Афанасия на учебу в Лифляндию, в маленький городок в частный немецкий пансион, и не забирали домой даже на каникулы. Но - нет худа без добра - Фет смог получить здесь неплохое образование: питомцев пансиона кормили скудно, но учили серьезно. Многие исследователи жизни и творчества поэта считают, что страдания юного Фета стали хорошей почвой взрастившей его необыкновенный дар. Через некоторое время стараниями отца Афанасий был все же переведен из немецкого пансиона в московский, а в 1838 году «немецкий подданный Фет» стал студентом Московского университета.Ведущий 2: Вскоре стихи потоком полились из него. Учась в университете, юный Фет начал публиковать их. В 1840 году вышел его первый лирический сборник. Назвал он его «Лирический пантеон». Фета начали охотно печатать в «Отечественных записках». Похоже, он сразу стал зрелым мастером, без всяких «проб пера» и ученического периода.
Ведущий 1: В 1845 году Фет поступает на службу унтер-офицером в Кирасирский полк с твердой решимостью, получив офицерский чин, вернуть себе российское подданство и дворянство. Началась гонка длиной в полжизни. Через год Фет -уже офицер, но выходит царский указ, отодвигающий дворянство до следующего чина. 10 лет уйдет на его достижение. Но уже новый царский указ назовет следующий чин, дарующий дворянство. Опять Фет не поспевает. Страдает, конечно. Но в жизни невзгоды часто становятся сильной пружиной, стимулирующей творчество. С Фетом так и было. В годы службы он пишет превосходные лирические стихи, но о самой военной службе - ни строчки.
Стихотворение «Учись у них: у дуба, у березы»
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Ведущий 2: В его лирике три основных темы - природа, любовь, красота. Они не только соприкасаются, но и тесно взаимосвязаны, проникают друг в друга, образуя единый слитный художественный мир - фетовскую вселенную красоты, в которую нет доступа ничему ужасному, жестокому, безобразному.
Ведущий 1: Красота дивила поэта, она молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. Природа у автора одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя.
Стихотворение «Осенняя роза»Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил свое чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло.Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица-роза,Благоуханна и пышна.Назло жестоким испытаньямИ злобе гаснущего дняТы очертаньем и дыханьемВесною веешь на меня.
Ведущий 2: Многие отмечали музыкальность стихов Фета. П. И. Чайковский писал: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом...» «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», - писал А. Фет.
Стихотворение «Чудная картина»
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
1842
Ведущий 1: В жизни Фета была настоящая любовь, но он не смог сделать свою возлюбленную счастливой. Находясь на службе в Херсонской губернии, он познакомился с Марией Лазич, умной, образованной девушкой, но... бесприданницей. Фета так страшила бедность, что он не решился жениться. Вскоре Мария трагически погибла. Мария Лазич заживо сгорела. Перед отбытием на маневры Фет попрощался со своей возлюбленной в мае, а осенью, по возвращении услышал от полкового командира страшный рассказ о том, как сгорела Мария. Все загорелось от случайной спички, которую она считала погашенной. «Загорелось ее белое кисейное платье. Она выбежала на балкон, думая спастись», но свежий воздух только усилил пламя... Образ любимой девушки, трагически погибшей, не оставлял Фета до конца его жизни.
Ведущий 2. Только в стихах навсегда сохранился образ прекрасной возлюбленной поэта. Ей посвящено стихотворение «Шепот, робкое дыханье», которое навсегда стало для многих русских читателей символом фетовской поэзии.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье,»Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья,Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица,В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!...Ведущий 1: Афанасий Фет нашел в себе силы жить дальше. Через несколько лет он женился на дочери богатейшего московского чаеторговца - Марии Петровне Боткиной. Это был брак не столько по любви, сколько по взаимной привязанности двух одиноких людей, уже немолодых,- и он оказался на редкость счастливым.
Ведущий 2: Немалое место в творчестве А. А. Фета занимает любовь. Часто эта тема у поэта тесно связана с природой, поскольку, по его мнению, только природе свойственно такое же многообразие чувств и красок, какое присуще любви. Природа становится у Фета частью огромного чувства:Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой;Рассказать, что с той же страстью,Как вчера, пришел я снова,Что душа все так же счастьюИ тебе служить готова;Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет,Что не знаю сам, что будуПеть - но только песня зреет.
Ведущий 1: Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» без преувеличений можно назвать гимном любви, который наполнен удивительным светом, безмятежностью и наивной чистотой. Чувства поэта ничем не омрачены и настолько возвышенны, что заставляют по-настоящему восхищаться каждой строчкой этого произведения.

Ведущий 2: Фет не воспевает страстные чувства. В его поэзии мы не находим таких ярких эмоций, как отчаяние или восторг. Хотя это и не делает поэзию Фета о любви менее интересной, а само испытываемое лирическим героем чувство – искусственным. Чаще всего образ возлюбленной, к которой обращается герой, очень нечёток. Порой, даже сложно выявить хоть какие-нибудь внешние черты адресата:
Стихотворения «Сияла ночь»
Сияла ночь. Луной был полон сад. ЛежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,Как и сердца у нас за песнию твоей.Ты пела до зари, в слезах изнемогая,Что ты одна — любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой.И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,А жизни нет конца, и цели нет иной,Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
2 августа 1877
Ведущий 1:Это стихотворение было написано 2 августа 1877 года. Оно   посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, которой Фет был одно время увлечен. Девушка пела на этом вечере, так как была замечательной певицей, профессионально занималась музыкой. Кузминская - сестра жены Л. Н. Толстого.
 
Ведущий 2: В 1858 Фет вышел в отставку, поселился в Москве и энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей "неслыханную цену" за свои произведения.
Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные нападки делало его тяжелым в общении человеком. Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своем имении. Лишь после возвращения фамилии отчима и всех привилегий, которыми мог пользоваться потомственный дворянин, поэт начал работать с новой силой.
Ведущий 1: К литературному творчеству Фет вернулся лишь в 1880-х после возвращения в Москву. Теперь он уже не безродный бедняк Фет, а богатый и уважаемый дворянин Шеншин (в 1873 сбылась, наконец, его мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца), умелый орловский помещик и владелец особняка в Москве. В 1881 увидел свет его перевод основного труда Шопенгауэра «Мир как воля и представление», год спустя — первой части «Фауста», в 1883 — сочинений Горация, позже Ювенала, Катулла, Овидия, Вергилия, Шиллера, Мюссе, Гейне и др. Небольшими тиражами выходили сборники стихов под общим названием «Вечерние огни».Стихотворение «Нет, я не изменил…»
Нет, я не изменил. До старости глубокойЯ тот же преданный, я раб твоей любви,И старый яд цепей, отрадный и жестокий,      Еще горит в моей крови.Хоть память и твердит, что между нас могила,Хоть каждый день бреду томительно к другой, -Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,      Когда ты здесь, передо мной.Мелькнет ли красота иная на мгновенье,Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;И нежности былой я слышу дуновенье,      И, содрогаясь, я пою.
Ведущий 2: Ещё хочется отметить, что Фет (как никто в русской поэзии) много писал о звёздах. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звёздный цикл». Одна из вершин «звёздной лирики» Фета – стихотворение, которое Чайковский ставил наравне с самым высшим, что есть высокого в искусстве.
Стихотворение «На стоге сена ночью южной»
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал…
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль нёсся к бездне полуночной,
Иль сонмы звёзд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В котором с каждым я мгновеньем
Всё невозвратнее тону.
1857
Ведущий 1: К концу жизни физическое состояние Фета стало невыносимым: резко ухудшилось зрение, обострившаяся астма сопровождалась приступами удушья и мучительнейшими болями. 21 ноября 1892 Фет продиктовал своей секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Попытка самоубийства не удалась: поэт скончался раньше от апоплексического удара.
Ведущий 2: Стихотворения Фета трогают самые сокровенные струны души, передают нам ощущение удивительной гармонии окружающего мира. Поэзия Фета всегда современна, потому что красота, природа, любовь – вечны!