Урок литературы в 10 классе «Поэтический мир А. А. Фета»


МОУ Архангельская СОШ






Разработка урока литературы в 10 классе



«Поэтический мир А. А. Фета»






Подготовила Дымская И.Н.,
учитель русского языка
и литературы





Цели урока:
1.Познакомить  с жизнью и поэзией А.А.Фета.
 2.Ввести учащихся в эмоциональную атмосферу творчества Фета;
    помочь увидеть музыкальность его поэзии;
    раскрыть тему любви на примере стихотворения  «Шёпот, робкое дыханье
 3.Развивать умения исследовательской деятельности.
             4.Воспитывать  вдумчивое, бережное отношение к художественному    слову.

Методы: рассказ учителя, чтение и анализ отдельных стихотворений,
прослушивание аудиозаписей, тестирование.

Оборудование: портрет, презентация, тест, тексты стихотворений А. Фета, аудиозапись «На заре ты её не буди».



Ход урока:

1.Сообщение темы и целей урока.
Вступительная беседа по вопросам.
-Что вы знаете о А. А. Фете?
-Какие стихи читали, учили?
-О чём этот поэт пишет?
-Какие стихи А. Фета привлекли ваше внимание, когда взяли в руки сборник? Почему? (д/з)
Слово учителя.
И личность, и судьба, и творческая биография А. А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы.
Популярность Фета и сейчас велика. Современный читатель, несомненно, испытывает интерес к его стихам. Это трудно соотнести с неприятием поэзии Фета демократическим читателем в 60-е годы XIX века.
А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь в

музыкальные строки и размышляя над фактами жизни, любви и смерти, каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия.
По ходу нашего урока вы должны заполнить в своих тетрадях хронологическую таблицу и записать ряд характерных особенностей лирики А. Фета. А в конце урока вас ждет небольшой тест "Проверь себя". Если будете внимательно слушать и работать, то легко с ним справитесь.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Рассказ учителя. Показ презентации.
Составление хронологической
таблицы


Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с орловским помещиком Шеншиным в Россию. Тогда это был неслыханно дерзкий поступок, который долго обсуждали в гостиных. Уже в России в 1820 году в Орловской губернии Шарлотта Фет родила сына Афанасия. Мальчик получил фамилию Шеншин, эти две фамилии он носил всю жизнь. Но когда мальчику было 14 лет, Орловская духовная консистория установила, что на момент рождения Фета брак Шарлотты Фет и Шеншина не был зарегистрирован, поэтому их сына посчитали незаконнорожденным. Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина, во что бы то ни стало. Образование Фет получил в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами. Именно в это время у Фета возник интерес к поэзии
В 1838 году А. Фёт (именно так звучит настоящая фамилия поэта) поступил в Московский университет. В это время и происходит "рождение поэта" - 18-летний "Афоня", как звали его друзья, начинает писать стихи, которые помещает в специальную "желтую тетрадь". Первый "студенческий" сборник вышел в 1840 г. под
инициалами "А. Ф.", и назывался он "Лирический пантеон". Эта книга во многом еще ученическая: в ней заметно влияние самых разных как русских, так и западных поэтов. (Подобный этап проходят все начинающие поэты). Впоследствии А. Фет так и не


решится ее переиздать. Но уже здесь, в дебютном лирическом сборнике, виден почерк мастера.
После выхода "Лирического пантеона" два крупнейших журнала 40-х г.г. 19 в.: "Москвитянин" и "Отечественные Записки" - стали охотно печатать стихотворения молодого поэта. За период с 1841 по 1845 г. г. в них были напечатаны 85 стихотворений. (Кстати, именно в это время из-за ошибки наборщика появляется у Фёта творческий псевдоним - Фет). Среди этих
стихотворений было стихотворение "Я пришел к тебе с приветом..." (1843 г.), которое стало "поэтической декларацией", " лирическим портретом" автора.




23 ноября 1820 г.
1834 г.
1834 – 1837 г.
1838 – 1844 г.
1840 г.
1841 – 45 гг.

(1-5 слайды)


3.Чтение стихотворения "Я пришел к тебе с приветом" (9-11 слайды)
А. Фет как-то написал: " Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства".

4.Анализ стихотворения.
Какова тема стихотворения "Я пришел к тебе с приветом..."? (любовь)
Согласитесь, тема сама по себе стара, неоригинальна. Тогда в чем же новизна?
Необычно уже самое начало стихотворения:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что...
Фраза по законам грамматики построена неправильно. Для нас сейчас эта строка удачна, а вот современниками Фета она воспринималась как поэтическая дерзость (ведь пушкинская норма требовала точности в слове, сочетании слов). Сам автор шутливо, но не без гордости называл свои стихи стихами "в растрепанном роде". Вот еще несколько примеров: "Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?", "Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!".
Неточные слова, неряшливые, "растрепанные" выражения в стихах Фета создают неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не задумывался над словами, они сами к нему пришли.
Пересказать стихотворение прозой нельзя, но мы можем найти опорные слова,

передающие настроение.

-Какие слова в стихотворении вы можете выделить? (привет, солнце, свет, трепет
листьев)
-Какое настроение они передают? (радость, счастье, любовь)
Радость, счастье, любовь - это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостна, оптимистична (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи. "Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни".
Скажите, как в стихотворении соотносятся мир чувств лирического героя и мир природы? (они едины)
Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота - нераздельны.
В чем в последней строке стихотворения любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне)
О последних строках стихотворения:
...не знаю сам, что буду
петь, но только песня зреет,
Л. Н. Толстой сказал:
"...этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы".
Таким образом, песня - высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А. Фета - музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а нераздельны.
5. Слово учителя
В 1845 году Фет оканчивает университет, но вместо того, чтобы полностью отдаться творческой деятельности, он идет на военную службу. Служить
он идет не по призванию, а потому что в то время определенный военный чин мог возвратить Фету
дворянское достоинство. Но и здесь судьба будто играет им, стоит Фету дослужиться до
определенного звания, как тут же выходит указ, дающий право зваться дворянином тем, кто находится выше в иерархии военных званий, чем сам Фет; стоит Фету дослужиться до этого высшего звания, как тут же выходит аналогичный указ. Так и не вернув себе дворянское достоинство, в 1858 году Фет оставляет военную службу. Следует сказать, что за время службы Фет не оставляет свою литературную деятельность, он печатается в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине».
В период службы Фет пережил тяжелую личную драму. Он познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил ее, это чувство было взаимным. Мария сначала влюбилась в стихи Фета, а затем и в самого поэта. Как ни странно, Фет не предложил ей руку и сердце. Он объяснял это тем, что Мария была бедна, да и он не может ей ничего предложить в материальном плане. Следует сказать, что Фет особо относился к материальному достатку. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство, которое даст ему независимость. Видимо, эта расчетливость, стремление к независимости взяло верх над его чувствами, Фет не решился на брак и порвал отношения Марией, которую все же любил. А спустя некоторое время произошла трагедия – Мария Лазич сгорела. Официальная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала
разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство.
1845 г.
1858 г.
(6 слайд)














(12-13 слайды)


Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте, безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел-
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
Это фрагмент из стихотворения «Когда читала ты мучительные строки» 1887г. У вас на доске записано имя Марии Лазич и некоторые стихи, посвященные ей.
Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти. Образ Марии в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета до последних дней, был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок. Это можно проследить в стихах, записанных на доске:
«Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850.
«Что за ночь! Прозрачный воздух скован» 1854.
«Напрасно!» 1852.
«Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886.
«Когда читала ты мучительные строки» 1887.
«Старые письма»1859.
«Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878.
Позже Фет женился на некрасивой, но богатой женщине Марии Боткиной, купил
имение, развернул свой талант хозяина-
практика, делового, расчетливого человека. Сбылась в какой-то мере его мечта: Фет стал богатым и независимым человеком. Но
между Шеншиным - человеком и Фетом – поэтом существовала пропасть. Эта двойственность поражала всех. Наверное, эту психологическую загадку в какой-то мере можно разгадать, если обратиться к взглядам Фета на назначение поэзии.
Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что в поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна!
1857 г.
1860 г.
1873 г.
1880-е гг.
1885-1891 гг.
(3 слайд)


Музыка живет внутри человеческих слов, которые есть не только "смысл", но и "звук". Стихи Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 г. стихотворение "На заре ты ее не буди..." стало первым стихотворением А. Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России. У нас с вами есть возможность послушать его.

6. Прослушивание аудиозаписи романса "На заре ты ее не буди" на стихи
А. Фета) (14 слайд)

Но стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов (15-16 слайды), за умение автора изображать


предметы не в целостности, а в мгновенных, случайных фрагментах. Ярким примером стихотворения, написанного в стиле импрессионизма, является стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."(1850), которое стало в свое время настоящим литературным скандалом.

7.Чтение стихотворения "Шепот, робкое дыханье..." (17-24 слайды)
Читатели поражались "безглагольности" стихотворения. Стихотворение насыщено действием, а между тем в нем нет ни одного глагола. Появлялось много пародий на него. Правда, пародии отражали лишь формальные стороны поэтики А. Фета, не касаясь сути. Вот одна из них:

Звуки музыки и трели, -
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо.
Небо и она.
Николай Вормс

В этой пародии подчеркивается якобы бессодержательность стихотворения Фета.
А в этой пародии автор Минаев сыграл на контрасте между биографией Фета (13 лет офицерской службы) и его творчеством:

Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, колыханье
Вьющихся знамен...
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,-
И марш-марш во все лопатки,

И ура, ура!

Но сейчас этих авторов знает только узкий круг специалистов, а А. Фета - все.
Разбор стихотворения.
-Какое содержание доносит это стихотворение в пределах исключительно малого
объёма строк?
-Какова степень подробности описаний происходящих изменений в мире природы?
-Как переданы изменяющиеся отношения влюблённых?
-В чём, на ваш взгляд, состоит необыкновенность формы этого стихотворения?
-Как поэту удаётся передать без единого глагола процесс изменений в природе и в душевном состоянии человека?
-В чём вы видите своеобразие лексического, грамматического и синтаксического строя стихотворения?
-Какую роль играют в стихотворении долгие и короткие паузы?
-Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения? В чём заключается многозначность повторяющегося слова «заря»?

8. Итоги урока. (25-26 слайды)
А. Фет - поэт "чистого искусства". Цель поэзии для него - сама поэзия. Многие были не согласны с подобным отношением к творчеству (например, Николай Алексеевич
Некрасов), считая, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском. Послушайте, как высказался об этой ситуации Ф. М. Достоевский:

"Представьте себе, что в каком-то городе произошло стихийное бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер газеты. Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших, пропавших без вести. Но на самом видном месте газетного листа напечатано: "Шепот, робкое дыханье...". Что должны были бы сделать горожане с автором стихотворения? Поэта они б казнили, а через 50 лет поставили б ему на площади памятник за его удивительные стихи... Конечно, кто-то должен помогать нам разбираться в сумятице повседневной жизни. Но в равной
мере кто-то должен хранить священный огонь поэзии".
Стихи А. Фета - поэта, хранящего "священный огонь поэзии" - посвящены трем составляющим прекрасного: любви, природе, искусству.
Сделаем выводы. Характерные особенности лирики А.Фета.
Проверка записей в тетрадях:
новые формы
человек и природа - едины
любовь к жизни
использование приёмов импрессионизма
метафоричность
ассоциативность
музыкальность, мелодичность
Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех её проявлениях и Шеншин – служака, расчётливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии. Титул дворянина Фету всё-таки пожаловали уже на закате его жизни.
Смерть Фета тоже была странной. Поэт сильно болел, страдал астмой, в какой-то момент Фет решил покончить жизнь самоубийством, но в последний момент его спасает секретарь, и в этот же самый момент у Фета происходит разрыв сердца. Он умер в то время, которое сам для себя выбрал и, слава Богу, не взял на душу один из самых страшных грехов – самоубийство. Нам этот
поэт памятен своими изумительными стихами, к которым мы ещё будем обращаться на уроках.

21 ноября 1892 г.




Тест «Проверь себя».

А1. Кого Фет считал своим наставником в литературе?
А. М. Ю. Лермонтова;
Б. А. С. Пушкина; +
В. Ф. И. Тютчева.

А2. Первое стихотворение А. Фета, положенное на музыку
А. "Шепот, робкое дыханье...";
Б. "Я пришел к тебе с приветом...";
В. "На заре ты ее не буди...". +

А3. Как называется первый поэтический сборник А. Фета?
А. "Лирический пантеон"; +
Б. "Вечерние огни";
В. "Весна".
А4. В чем видел А. Фет назначение поэзии?
А. воспевать прекрасное; +
Б. просвещать;
В. наставлять.
А5. Почему А. Фет использует в своих стихах неправильные грамматические конструкции?
А. чтобы шокировать читателей;
Б. для привнесения новизны; +
В. по другой причине.
В1. Когда родился поэт? (1920г.)
В2. Какую фамилию получил при рождении? (Шеншин)
В3. Где он получал образование? (пансион Крюммера в Верро, Москов. университет)
В4. Какое стихотворение стало лирическим портретом автора? («Я пришёл к тебе»)
В5. Чему посвятил поэт 13 лет своей жизни? (военной службе)
В6. Главные цели в жизни Фета. (двор. титул, богатство)
В7. Кто является причиной тяжёлой личной драмы поэта? (Мария Лазич)
В8. Имя жены Фета. (Мария Боткина)
Часть С. (1 группа)
Эссе на тему «Почему А. Фета называют поэтом «чистого искусства»?»
Рубрика “А знаете ли вы?” (Учащиеся дома должны были найти интересный материал по творчеству А.А. Фета)
А знаете ли вы, что Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы.
А знаете ли вы, что Фет всегда особенно дорожил концовкой стихотворений – последним их аккордом. Например, вот концовка стихотворения “Далекий друг,
пойми мои рыданья” делает стихотворение не только любовным, но и философским.
Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя.

Рефлексия.
Задание: Прочитайте записанные на доске высказывания о Фете. С каким из них вы НЕ согласны?
М. Е. Салтыков –Щедрин: « В семье русских поэтов Фету принадлежит одно из видных мест»
Д. И. Писарев: «Произведения Фета ни на что не годны, кроме как для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и копченой рыбы»
П. И. Чайковский: "Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами. Скорее можно считать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаги в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена..."

Н. А. Некрасов: "Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет"

Домашнее задание.
1. Выучить понравившееся стихотворение А. А. Фета наизусть.
2. Подготовить презентацию на тему «Основные мотивы лирики А. Фета»
(1 группа); высказывания к рубрике «А знаете ли вы, что Фет» (2-3 группы).