Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Загадки Снежной Королевы»
Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования
«Загадки Снежной Королевы»
Задачи:
Развивать интерес к экспериментированию, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.
Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, растворить, частица, эксперимент, блендер, кристаллы, алгоритм, карта успехов, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи
Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых и жидких веществ (снег, лед, вода)
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Закрепить понятие- вещество, выделять его среди различных предметов.
Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений;
Познакомить детей с процессом приготовления коктейля, закрепить понимание роли бытовых приборов в приготовлении коктейлей;
Развивать умение в своей работе использовать песочные часы.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Материал: конверт с письмом, написанное соком лимона и лука, тазик с водой, пипетка, йод, алгоритм чтения письма, конверт с письмом, карты успеха, тазики со снегом, льдом, иллюстрации Снежной королевы и замка, алгоритмы, вещества растворимые и нерастворимые, алгоритмы обследовательских действий, бленднер, молоко, мороженое, сироп, стаканчики по количеству детей, соломинки для коктейля, бусы, изготовленные изо льда простого и цветного, картинки с предметами и веществами, алгоритм изготовления коктейля, свеча, спички, «волшебная палочка»
Методы и приемы:
совместной деятельности взрослого и детей
самостоятельной деятельности детей.
наглядный (В процессе наблюдения по возможности активизируем разные анализаторы, обозначаем словом отдельные ощущения детей: зрительные, обонятельные, кожные (тактильные и температурные), кинестетические. Например: снег – белый, холодный, липкий, сыпучий, рыхлый, твёрдый.
словесные
практические
Ход совместной деятельности
Восптатель:
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, это кот, как мышку,
На окошко заманил?
Вот оно. (Показывает) Но там ничего нет.
Но как прочитать его, я не знаю. Это, наверное, секретное письмо.
Давайте прочтем письмо и узнаем, что Кай хочет.
Опыт «Волшебные буквы»
Команда «Снег» читает письмо при помощи йода.
Команда «Лёд» читает письмо при помощи свечи
А вот вам подсказки. Выставляются алгоритмы.
Какое слово у нас получилось – сос. Что означает это слово? (Кто-то зовет на помощь). (Чтение письма при помощи йода)
Какое еще у нас получилось слово? Правильно, имя мальчика Кай. (чтение письма при помощи лукового сока и свечи)
Вы знаете, кто такой мальчик Кай? Из какой он сказки?
Ребята, вы помните, какая беда приключилась с Каем? Правильно, он попал в царство Снежной Королевы (показывает портрет) и не может освободиться от ее злых чар.
Предлагаю вам отправиться в царство Снежной королевы и освободить Кая. Вы согласны?
Но чтобы у нас все прошло успешно, давайте вспомним наш девиз, который поможет нам в нашем путешествии.
Девиз: «Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать!»
Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.
Не кричать
Не трогать без разрешения
Работать только на своем месте
Не пробовать на вкус без разрешения
Соблюдать осторожность (Выставляются алгоритмы)
А теперь отправляемся в сказку. Если только захотим, волшебство мы сотворим. (Педагог притрагивается к каждому ребенку «волшебной палочкой»). Вот мы и в сказке.
Снег ложится белою пеной
И сквозь занавесь метели
Виден замок до небес
Ажурный замок до небес
Обитель Снежной Королевы (Показ картинки замка)
Но вот мы и на месте.
Нам с вами необходимо выполнить ряд заданий. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать букву. В конце путешествия мы должны получить слово, которое освободит Кая из замка Снежной Королевы.
Ребята, посмотрите вот сюда. В замке Снежной Королевы много предметов и различных веществ. Обратите внимание на цвет предметов и цвет веществ. Как вы думаете, какой цвет любит Королева? (Белый)
Наша с вами задача помочь Каю определить, какие здесь вещества и какие здесь предметы и вещи.
Чтобы в этом разобраться, давайте вспомним, что такое вещество?
Дети:Вещество – это, из чего сделаны предметы и вещи.
Воспитатель: Злая Королева перепутала вещества и предметы, сделанные из этих веществ.
Нам надо предметы и вещества разложить на разные полочки. Если мы выполним это задание, получим букву, которая поможет освободить Кая.
Давайте сделаем так: у кого на груди снежинка, будут брать только вещества и раскладывать их в первый ряд, у кого на груди льдинка – предметы и вещи и раскладывать их во 2ой ряд. Согласны?
Тогда приступаем к работе.
Вещество – снег, лед, камни, вода, воздух, стекло, дерево, резина, пластмасса и др.
Предметы – трон, корона, платье, ступени, ваза, стол, стул, мороженое, зеркало
Молодцы, вы правильно выполнили задание и поэтому получили первую букву. Что это за буква? Дэ
Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить.
(По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы).)
Правильно:
1. Название материала или вещества
2. Состояние,
3. Форму,
4. Цвет,
5. Прозрачность или непрозрачность, 6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности. 7. Если вещество съедобное, то определите вкус.
8. Растворимость. 9. Что из этого материала или вещества можно сделать?
А теперь назовите мне вещество, которое можно встретить в природе в твердом, жидком и газообразном состоянии. Правильно, это вода.
Вот вам еще одна буква Р
А какие вещества царят в царстве Снежной королевы? Правильно, снег и лед.
А что такое снег? (Это замерзшие мелкие кристаллики воды)
Что такое Лед? (Это замерзшая вода)
А какие свойства воды вы знаете? Вы (не имеет запаха, вкуса, прозрачная, жидкая, не имеет формы и т.д.) правильно назвали все свойства. Помните, мы с вами исследовали воду? (Показ таблицы, выполненной детьми) Вы правильно назвали все свойства. Вот вам еще одна буква – У
Снежная Королева Каю дала задание – сравнить снег и воду, и лед и воду, а затем сравнить эти три вещества между собой.
Чтобы работа продвигалась быстрее, разделимся на подгруппы: одни сравнивают снег и воду, другие - лед и снег. Отправляемся - каждая команда к своей полянке.
Физ. минутка
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.
Ну вот, каждая команда подошла к своей полянке.
При помощи чего мы будем сравнивать предметы? Правильно, при помощи глаз, ушей, рук, носа (алгоритм)
Для того, чтобы ничего не забыть вот вам карты успехов, куда вы будите заносить свои наблюдения.
Почему вода бывает то жидкой, то твёрдой?
(В тепле вода жидкая, а в холоде – твёрдая.)
А как одним словом назвать тепло и холод? Правильно,температура.
Какой вывод можно сделать?
На состояние воды влияет температура.
Вот вам песочные часы. Они нужны вам для того, чтобы вовремя выполнить задания. Иначе вернется Снежная Королева, и мы не сможем освободить Кая.
Эти часы рассчитаны на три минуты. Мы должны выполнить задания за 6 минут, значит, когда песок высыпится весь, нам надо ещё раз перевернуть часы. Все понятно? Не забывайте следить за часами.
Возьмите снег (лед) на ощупь. Какие они? (Холодные)
Погладьте снег (лед) Какие они? (шершавый и гладкий)
Возьмите немного снега (льда) ложечкой и положите его в тарелку, отодвиньте её подальше, посмотрим, что с ним будет происходить.
Возьмите немного снега в ладошку, наблюдаем за тем, что происходит со снегом на ладони?
Где быстрее снег (лед) тает на тарелке или в руке?
Почему снег (лед) на руке тает быстрее?
Посмотрите, кто живёт в льдинке (в снежинке)? (Предлагает взять льдинку в руку, наблюдают, как она тает). Да, капельки. На что похожи капельки?
Вы правильно заметили - на росинки, на бусинки, на слезинки.
Ребята, в тарелочке со снегом находится предмет. Скажите, мы можем его увидеть, не трогая снег? Нет, т.к. снег непрозрачный.
Посмотрите на льдинку, что можно увидеть через нее. Правильно, любой предмет, значит льдинка прозрачная.
Давайте проверим, в какой воде снег и лед быстрее тает в холодной или теплой?
– А чем отличается вода жидкая от твёрдой?
Делаем вывод: вода жидкая, прозрачная, не имеет запаха, может менять свою окраску, умеет превращаться в лёд, принимать форму ёмкости в которой находится. Молодцы, вы назвали много свойств воды, за это вам еще одна буква - Ж
Если вы правильно сделаете выводы, то получите еще буквы
Выводы о свойствах:
Рассказ детей по картам успеха
- снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду (тает); Получите букву Б
- лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду. Получите букву А
Посмотрите ребята, а ведь здесь ещё один секрет есть для нас. Достаю лукошко с цветными бусами – льдинками, самоцветными камнями – льдинками. Это украшения Снежной Королевы. Вы бы хотели поносить такие украшения. Почему нет. (Они тают)
Что это? Льдинки, они какие? (холодные, гладкие, скользкие, разноцветные …) Как вы думаете, как получились эти цветные льдинки? (вода приняла форму ёмкости, в воду добавили краску).
Ну а теперь прочтите слово ДРУЖБА.
Ведь только дружба и умение работать всем вместе помогли нам освободить Кая.
Теперь путь Каю открыт, и он может вернуться к своей Герде.
Кай не зря прожил некоторое время в царстве Снежной Королевы. Она обучила его приготовлению своего любимого коктейля, который так и называется «Снежная Королева»
Вы хотите попробовать сделать его? Вот вам подсказка.
Как называется этот прибор – блендер. Он нам поможет смешать все вещества.
Вот вам подсказка (показ алгоритма) Дети изготовляют коктейль и угощают гостей.
А теперь нам пора в детский сад.
Если только захотим, волшебство мы сотворим. (Педагог притрагивается к каждому ребенку «волшебной палочкой). Вот мы и в детском саду.
Планируемый результат:
Узнавать свойства веществ и применение их на практике.
Научить смешивать вещества, получая новые.
Закрепить технику безопасности при работе с веществами и электроприборами.
Развивать умения, полученные знания применять в разных видах деятельности.
Закреплять умение составлять слова.
Продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности.