Конспект урока Технология выполнения ручных стежков и строчек.
Технология 5 класс
Тема урока: «Технология выполнение ручных стежков и строчек»
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ;
- познакомить с терминологией ручных работ
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательность;
- прививать навыки аккуратности в работе
Развивающие:
- развивать координацию движений рук, память, мышление, воображение, речь;
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийная презентация Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование:
для учащихся: тетради, нитки, иглы, ножницы, линейка, 5 деталей из тканиразмером 10 х 10 см.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение пройденного материала
- Здравствуйте ребята!
- Вспомним темы прошлых уроков. О чем мы говорили?
- Как все это назвать одним словом? (основы материаловедения)
- Я предлагаю вспомнить основные понятия, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. А поможет нам с вами в этом очень интересное задание.
Отгадать кроссворд. (слайд 3)
Что дает нам знание вопросов материаловедения или зачем нам знать основы материаловедения? (чтобы сшить любое изделие надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства)
3. Изучение нового материала.
Введение в новую тему:
Каждый из вас может научиться шить, а многие, наверное, это уже пробовали делать.
При шитье одежды раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Чтобы приступить к выполнению ручных работ, нужно вспомнить все, что вы изучали и узнать, возможно, новое, что вы еще не знаете.
- Это мы и должны сегодня сделать на уроке. Кто мне может определить тему нашего урока? Какие задачи следует нам решить на уроке?
- От чего зависит качество выполнения ручных работ, производительность труда?
( Правильная организация рабочего места) (Слайд4)
Перед началом любого дела надо оборудовать свое рабочее место.
- Что принято называть рабочим местом?
(Участок кабинета, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный в соответствии с этой работой)
- Расскажите, как правильно организовать рабочее место?
(на рабочем столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной работы)
Обратить внимание на правильную посадку.
(слайд 5),
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
3. Голову слегка наклонить вперёд.
4. Нельзя опираться грудью о стол.
5. При работе не следует ставить локти на стол.
6. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
7. При шитье очень важно, чтобы это место было хорошо освещено.
- Почему нужно обращать внимание на правильную посадку? (неправильная посадка вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшению зрения)
Кроме того качество зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений.
Для ручных работ необходимы инструменты и приспособления. Давайте подробнее познакомимся с ними, их применением.
Отгадайте загадку и вы узнаете название главного инструмента, без которого не может обойтись швея. (6 слайд)
Тонка, одноуха, остра. (Игла)
Игла - это тонкий металлический стержень, изготовленный из высококачественной стали, с заостренным концом и ушком для вдевания нити. Иглы должны быть острыми, неломкими, гладкими. Иглы различают по диаметру (толщине), длине, по величине ушка.
- Как вы думаете, что послужило прообразом современной иглы?
Сначала иглу заменяла рыбья кость, затем терновый шип, далее их изготавливали из золота и серебра. А вот стальные иглы появились в 14 веке.
В Россию они были завезены из Германию в 18 веке
Следующая загадка:
Два конца, два кольца,
посередине гвоздь,
да и тот насквозь. (Ножницы)
Ножницы - это инструмент, предназначенный для раскроя деталей одежды, отрезания концов ниток. А, знаете ли вы, что первые ножницы были изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой. Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, врачей... Различаются они и по размеру — от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.
Самые совершенные - лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях, лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по выкройкам.
Следующая загадка:
Из этого ведёрка,
Нельзя воды напиться. (Напёрсток)
Напёрсток - это колпачок, выполненный из пластмассы или стали, покрытый тонким слоем меди или алюминия. Наперсток – это инструмент, предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань.
Сантиметровая лента(инструменты)
Это мягкая лента с нанесёнными на ней сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Длина ленты равна 150 см. Применяют её для снятия мерок с фигуры человека, измерения ткани и деталей изделия.
Загадка.
Остра, как игла,
А шить не годится. (Булавка) (7 слайд)
Булавки - это приспособление. Это иглы с металлическими или пластмассовыми головками. Их используют для скалывания, деталей. Длина булавок – 3-4 см. Они должны быть тонкими, гладкими.
Лекала - это детали изделия, вырезанные из картона или плотной бумаги. Данное приспособление применяют для нанесения контрольных знаков на ткани, линий карманов, вытачек, мягких складок и т.д.
Колышек - это костяной, деревянный или металлический стержень с заострённым концом. Это приспособление применяют для выправления углов пояса, бретели, воротника, петель, различных фигурных швов.
Резец - это приспособление в виде металлического диска с острыми зубцами, прикреплённого к рукоятке. Применяют для перенесения линий и знаков с лекал из бумаги или с деталей из тонких тканей на соответствующие парные детали.
Портновские мелки - это небольшие плоские кусочки мела треугольной или круглой формы разных цветов. Применяют для нанесения линий на ткань или другой материал во время раскроя и примерки. Мы вместо мела пользуемся тонкозаточенным сухим мылом.
Манекен - это фигура в виде человеческого туловища. Используют для примерки одежды как при шитье, так и в готовом виде. На манекенах проверяют правильность стачивания боковых и плечевых швов, в горловину, рукавов в проймы.
Чтобы технологически правильно выполнить ручные работы, познакомимся с соответствующей терминологией. (Слайд 8)
(Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом, приложение 1)
ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ РАБОТ
Название работы Содержание работы Применение
Сметать Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками. Сметать части пояса, части оборки, делали изделия; плечевые, боковые срезы деталей.
Наметать Временно соединить 2 детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. Наметать карман, кокетку, отделочную планку на основную деталь.
Заметать Временно закрепить подогнутые края деталей, складки. Заметать низ изделия (низ юбки, платья, жакета, рукава), боковые срезы и складки.
Пришить Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. Пришить кнопки, крючки, пуговицы к изделию.
- Как вы думаете, а как называются строчки, получаемые при выполнении каждой из названных операций?
Доскажите слово: сметать – (сметочная),
наметать – (наметочная)
заметать – (заметочная)
Посмотрите правы ли вы оказались? (слайд 9 ) Физминутка- Как называется место соединения деталей?(слайд 10) (Приложение 2)
Шов – это место соединения деталей
Стежок - это часть строчки между двумя проколами иглы.
Строчка - это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка - это расстояние между одинаковыми проколами иглы.
Ширина шва – это расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Чтобы изделие, выполненное вручную, выглядело красиво, нужно знать каким требованиям оно должно отвечать.
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия). (слайд 11)
1.Меловые линии пере водят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
2.Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
3.Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
4.Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце - двумя стежками.
5.Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
6.Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
- Следует помнить, что при выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила ТБ.(слайд 12-19)
5. Практическая работа (слайд 19-24)
Материалы и инструменты: 5 деталей из ткани размером 10 х 10 см, ручная игла, нитки, ножницы, тетрадь, технологическая карта
Выполнить изделие под названием «Цветок из ткани»
(показ образца готового изделия), показ последовательности выполнения работы.
- Как вы думаете, какие условия нужно выполнять, чтобы сделать качественно изделие?
6. Целевой обход учителя
Во время выполнения учащимися практической работы по технологическим картам, учитель оказывает индивидуальную помощь, указывает на неточности и ошибки с целью их устранения.
7. Закрепление изученного материала
(Приложение 3)
8. Релаксация (Слайд 20)
9. Подведение итога урока
Выставление оценок учащимся.
9.Домашнее задание
Повторить изученные термины, выполнить ручные операции – заметывание, наметывание, перенос линий копировальными стежками и поместить в рабочую тетрадь.
Урок окончен, до свидания.
Приложение 1
ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ РАБОТ
Название работы Содержание работы Применение
Сметать Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками. Сметать части пояса, части оборки, делали изделия; плечевые, боковые срезы деталей.
Наметать Временно соединить 2 детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. Наметать карман, кокетку, отделочную планку на основную деталь.
Заметать Временно закрепить подогнутые края деталей, складки. Заметать низ изделия (низ юбки, платья, жакета, рукава), боковые срезы и складки.
Пришить Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. Пришить кнопки, крючки, пуговицы к изделию.
Приложение 2
Шов – это место соединения деталей
Стежок - это часть строчки между двумя проколами иглы.
Строчка - это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка - это расстояние между одинаковыми проколами иглы.
Ширина шва – это расстояние от среза детали до строчки.
Приложение 3
Ручные работы
Приспособления
Терминология ручных работ
Инструменты
Правила ТБ при ручных работах