Рабочая программа Топонимика родного края
Муниципальное образование «Кобяйский улус (район)» РС(Я)
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждаю»
директор школы:
_________ /А.Д. Дьячковский/
"____" ____________ 20___г.
Рабочая программа
элективного курса
по теме
«Топонимика родного края»
(33 часа, 4 класс)
Учитель географии
Спиридонова С.А.
«Рассмотрено» «Согласовано»
на заседании МО зам. директора по УВР
____________/Т.А.Сметанина/ _____________/Г.П. Павлова/
"___" ________________ 20___г. "___" ______________ 20___г.
с. Аргас
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Топонимика родного края
Пояснительная записка.
Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в делах, воспоминаниях, в том числе и топонимах-- названиях сел, улиц, рек, озёр и т.д. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков: как и когда заселялась та или иная территория, какие типы поселений были у наших предков, чем они занимались, как осваивали землю, какие пути сообщения были у них, какая природа окружала их. В настоящее время все больше обращается внимание на возвращение старинных названий, чувствуется стремление к сохранению оставшихся топонимов.
Без знания топонимики невозможно воспитать сознательное восприятие особенностей окружающей природы и любовь к родному краю.
Разгадывание топонимов связано со многими науками: лингвистикой, географией, историей, ботаникой. Интересна в этом случае народная этимология, она ненаучна в лингвистическом и историческом отношении, но в ней проявляются творческие способности народа, его духовная жизнь.
Предлагаемый курс посвящен топонимике, занимающейся изучением географических названий. Географические имена таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают вопросы: почему слово - название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит?
Курс поможет удовлетворить естественное желание школьника, разгадать тайну появления названия в якутском языке.
Исследование оставленных в наследство нашими предками названий сел, рек, оврагов, рощ, болот – все это вместе взятое складывается в образ малой родины, это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой родной земли, уважение к духовному наследию прошлого. Знать прошлое родного края нужно каждому, так как без прошлого нет будущего.
Цель курса: через изучение топонимов родных мест помочь учащимся ближе и глубже познать свой край, привить интерес к изучению его истории, способствовать патриотическому воспитанию.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала;
- формирование навыка поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог с различными категориями собеседников; расширение кругозора;
- воспитание чувства гордости и уважения к самобытной языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры Якутии; бережного отношения к народному слову.
Курс рассчитан на учащихся 5 классов с различным уровнем обученности, проявляющих интерес к истории родного края, земле, где довелось родиться.
Программа элективного курса рассчитана на 33 часа.
Курс имеет практическую значимость, развивая навыки самостоятельной работы учащихся. Предусмотрены различные виды деятельности: проектная, исследовательская, проведение экспедиций, экскурсий; различные виды творческих работ.
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны
Знать:
- определения основных понятий, связанных с топонимикой как наукой (топонимика, топоним, гидроним, ойконим, ороним, микротопоним);
- основные принципы и способы номинации географических объектов;
- топонимы родного края, их этимологию.
Уметь:
- составлять вопросы для бесед с жителями села;
- вести информационный диалог;
- работать с научно-популярной и справочной литературой;
- систематизировать собранные материалы;
- выступать с сообщением по топонимике.
Тематическое планирование.
№ Наименование тем курса Кол-во ч. Содержание Организационная форма
1. Что такое топонимия. 1 ч. Топонимика как наука о топонимах. Деление топонимов по какому-либо признаку: территориальному (топонимия Якутии), языковому (якутская топонимия), хронологическому (топонимия XIX в.).
Этимология топонимов.
Важность изучения топонимии для познания истории народа и истории языка. Лекция с элементами беседы.
2 Связь топонимики с географией, историей, ботаникой. Значение народной этимологии. Основные принципы номинации. 1 ч. Топонимия, народная этимология, активный принцип номинации. Лекция с элементами беседы, составление понятийного словаря
3. Виды топонимов. 3 ч. Основные принципы и способы номинации географических объектов. Выяснение этимологии топонимов с помощью научно-популярной и справочной литературы. Экспедиция за гидронимами. Обработка собранных материалов.
4 Ойконимы. Топонимика населённого пункта 2 ч. Собственные названия населенных пунктов. Топонимы с.Аргас, Куокуй Объяснение смыслового значения названий, их происхождения. 5 Ойконимы. Названия покосов, сайылыков. 3 ч. Названия по природным и хозяйственным признакам объекта, по их принадлежности владельцу; названия – посвящения.
Работа с научно-популярной и справочной литературой. Работа с книгой, архивными документами, газетными материалами.
6 Гидронимы. Топонимы рек родного наслега 2 ч. Собственные названия гидрографии: рек, ручьев, озер, болот, прудов. Информационный диалог с коренными жителями села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями гидронимов. Практическая индивидуальная и групповая работа по изучению принципов номинации гидронимов. Составление понятийного словаря, бюллетеня. Работа с данными по народной этимологии
7. Гидронимы. Топонимы озёр, малых водоёмов. 3 ч. 8. Оронимы. Названия объектов рельефа местности. 2 ч. Собственные названия объектов рельефа местности: гор, холмов, оврагов и т.д. Встречи со старожилами села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями оронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы. Составление топонимических карточек. Встречи со старожилами. Составление топонимических карточек.
9. Микротопонимы.
3 ч. Собственные названия небольшого объекта, известность которого ограничена узким кругом местных жителей. Названия рощ, полян в лесу, родников, покоса и т.д.
Беседа с информантами. Выяснение этимологии названий микротопонимов с помощью словарей.
Составление топонимических карточек. Беседа с информантами. Обработка собранных материалов.
10 Название улиц, переулков села 2 ч. Улица, переулок, микрорайон. Практическая работа. Версии народной этимологии, архивные документы. Работа со словарями.
11 Достопримечательности родного наслега 2 ч. 12 Экскурсия по местным достопримечательностям 1 ч. 13 Родной край – в произведениях местных авторов. 3 ч. Красота родной природы, воспетая в стихах, песнях местных авторов 14. Творческое занятие «Мой край» 1 ч. 15 Моя родословная. 2 ч. Составление родословной. Защита. 16 Итоговое занятие.
2 ч. Повторение, обобщение. Выступления учащихся с сообщениями.
Итого 33 ч.
Список литературы
Иванов В.И., Павлов С.П., Иванов Г.В. Алаас аатынан, дойду сура5ынан. Дьокуускай: Комуол, 2009.
Иванов В.И., Павлов С.П., Павлова В.Г. Куокуй нэЬилиэгэ. Дьокуускай: Комуол, 2008.
Иванов М.С. - Багдарыын Сулбэ. Сири сиксигинэн. 1985 г.
Иванов М.С. - Багдарыын Сулбэ. Топонимика Якутии. 1985 г.
Поспелов Е.М. Топонимика школьной географии.-М., 1981г
Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.-М.,1990г