Конспект урока литературы по теме А.С.Пушкин. Поэма Руслан и Людмила. 1 урок.
Конспект урока литературы по изучению поэмы
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Урок по изучению поэмы – первый.
Тема: А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»
Цели урока: анализ поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» с целью показать нравственную красоту героев, их стремление к добру, патриотизм; выборочное комментированное чтение поэмы; формирование устойчивых нравственных ориентиров школьников.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлых уроках мы с вами говорили о детских и юношеских годах Александра Сергеевича Пушкина, читали его поэму «Руслан и Людмила». Ответьте на вопросы:
- Что вам известно о Пушкине?
- Какие произведения поэта вы читали?
- Назовите сказки Пушкина, с которыми вы знакомы?
- Какая сказка запомнилась вам более всего? Почему?
- Чем привлекает вас творчество Пушкина?
3. История создания поэмы.
Я вижу, что вам уже достаточно хорошо известно творчество Пушкина. Вспомните, когда Пушкин начал работу над поэмой «Руслан и Людмила»? (Пушкин начал работу над поэмой еще в Лицее.) Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный. Это очаровательная поэма, в которой в причудливой форме переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделенный добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений. Василий Андреевич Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Так высоко оценил Жуковский поэму, с которой сегодня будем знакомиться.
- Понравилась ли вам поэма? Что именно понравилось?
-Предлагаю поработать над отдельными эпизодами. (Учитель читает отрывок из поэмы – описание пира).
4. Работа по тексту. Словесное рисование «Каким я представляю себе пир киевского князя?»
-Чтобы передать аромат эпохи в своём рассказе употребите устаревшие слова. Давайте с ними поработаем. Найдите их.
Гридница – комната.
Мёд – древнерусский хмельной напиток.
Ковш, чаши – посуда.
Чашники – официанты.
Гусляр – музыкант.
Баян – певец, поэт.
Гусли – музыкальный инструмент.
Класс прослушивает примерные описания.
«Я представляю себе просторную гридницу во дворце киевского князя Владимира. На узких высоких окнах узорные решётки, изразцовые печи. Длинный в центре зала. Лавки, крытые ковром. В центре стола Владимир – Красное солнышко. За столами знатные русские князья, иноземные гости, послы, ханы. Все едят жареную дичь (лебедей, гусей, уток), икру, белую рыбу, знаменитые русские каши. Пьют меды. Вокруг снуют чашники, проворно подливая хмельное вино. Гости услаждаются пением Баяна, который в своих песнях славит деяния Владимир, храбрость Руслана и красу Людмилы. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»
5. Беседа по прочитанному эпизоду и анализ прослушанных текстов.
- Кого не радует княжеский пир?
Руслана, т.к. он поскорее хочет остаться с невестой. Рогдая, Фарлафа и Ратмира – соперников Руслана, которые «в душе несчастные хранят любви и ненависти яд».
- Как автор сейчас характеризует каждого из них?
Рогдай – достойный противник Руслана. Он «мечом раздвинул пределы богатых киевских полей», т.е. преумножил богатства князя Владимира. Ратмир – молод, знатного рода.
Фарлаф - каков он? Что значит «воин скромный»?
- А что означает «непобедим в пирах»? (труслив, обжорлив, любитель хмельного, крикун)
-Чем заканчивается пир?
- Что испытывает Руслан?
- С каким призывом обращается Владимир к гостям?
6. Заключительный этап.
Мы начали знакомство с поэмой «Руслан и Людмила». Это замечательное произведение, в основе которого лежат «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», но оно интересно нам и сейчас, потому что воспевает торжество верной любви, чувства, которые непобедимы никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность; воспевает любовь к своей стране, к своему народу.
7. Домашнее задание.
Прочитать эпизод «Соперники в пути», ответить на вопрос: «Каковы мысли Фарлафа, Рогдая, Ратмира в пути?»
15