Рабочая программа по литературе для обучающегося по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР индивидуально на дому
Пояснительная записка
Раздел 1. Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №11 индивидуального обучения на дому, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература. 6 класс» в 2 частях для общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012.
В настоящей программе учтены психофизические особенности ученика
6 класса 7 вида Михайлюка Михаила , так как ученик испытывают значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме в условиях массовой школы. Содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучения данного ученика
Перечень нормативных документов
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Перечень нормативных документов
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации " от 29.12. 2012 г. № 273
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 " О создании условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми -инвалидами";
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения;
- Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
- Приказ МО РФ "Положение о классах компенсирующего обучения" от 06.09.1992 г. (сборник приказов № 11 за 1992 год)
- Учебный план ГБОУСОШ №11 СОШ на 2015- 2016 учебный год";
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
Цели: приобщение к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы через чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи:
- расширить круг чтения через повышение уровня восприятия художественного текста;
- развивать эмоциональное восприятие на основе анализа прочитанного художественного произведения;
- развить потребность в чтении, в книге;
-подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Главная идея программы по литературе – формирование навыков выразительного чтения через формирование и развивитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение основными видами речевой деятельности и культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в школе содействует формированию духовно богатой, разносторонне развитой, гармоничной личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объеме 68 часов- 2 часа в неделю, на индивидуальное обучение отводится 34 часа – 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Раздел 2. Календарно-учебный план
№п/п
Разделы
Колич. часов
К\Р
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
2
3
Из древнерусской литературы
1
4
Русская литература XVIII века
2
1
5
Русская литература XIX века
13
2
6
Русская литература XX века
11
1
7
Из зарубежной литературы
4
1
Итого
34
5
Раздел 3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение
Технические средства обучения
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Наглядные и дидактические материалы
Портреты писателей и поэтов;
раздаточный материал;
фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2013.
Основная учебно-методическая литература
1. Еремина О.А. поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. Литература. 6 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2012.
4. Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 06.08.13).
5. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.
7. Стандарт основного общего образования по литературе. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 06.08.13)
Дополнительная литература:
Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2012.
Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 6–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / сост. Е.Н.Зубова. – М.: ВАКО, 2012.
Коровина В.Я Литература 6 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.
Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторы-составители Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 6-11 классы / автор-составитель Е.В. Коркина; под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010.
Литература: Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 6 класс / авторы-составители Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010.
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной / авторы-составители Н.Я. Крутова, С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 6 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Читаем, думаем, спорим: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 6 классов / автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - BiblioГид книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Kidsbook: библиотека детской литературы
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Виртуальный музей литературных героев
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Древнерусская литература
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Методика преподавания литературы
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Русская виртуальная библиотека
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
Раздел 5. Календарно тематическое планирование по литературе в 6 классе
№
Тема урока
Кол. часов
Элементы содержания
Характеристика
деятельности
Универсальные учебные действия
Д/з
Дата
Познавательн
Регулятивные
Коммуникативн
Личностные
1
Введение – 1
Художественное произведение.
1
Формирование стартовой мотивации к обучению. Содержание и форма.
Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.
Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.
Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Устное народное творчество – 2
2
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни
1
Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.
3
Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.
1
Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их народная мудрость.
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Умеют заменять термины определениями.
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания
Знание основных принципов и правил отношения к природе.
Древнерусская литература - 1
4
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».
1
Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей
Уважение истории, культурных и исторических памятников.
Литература 18 века - 2
5
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
1
Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.
Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.
6
Контрольная работа №1
1
Письменное сочинение-рассуждение
Контроль.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Литература 19 века - 13
7
Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».
1
Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.
8
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».
1
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания.
Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.
Гражданский патриотизм.
9
Дубровский –старший и Троекуров в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
1
Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста
Определять цель выполнения заданий на уроке
Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.
Готовность к равноправному сотрудничеству
10
Протест Владимира Дубровского
1
Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в романе «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.
11
Тема красоты и гармонии с миром в лирике М.Ю.Лермонтова
1
Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация. «Листок», «На севере диком»
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения.
Любовь к природе.
12
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
1
Портреты героев как средство изображения их характеров.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Уважение ценностей семьи.
13
Сочинение на литературную тему
1
Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения «Неохотно и несмело...», «Листья».
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Любовь к Родине.
14
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета, Ф. И. Тютчева
1
Урок рефлексии
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Чувство гордости за свою страну.
15
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».
1
Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа. Картины подневольного труда.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Доброжелательное отношение к окружающим.
16
Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
1
Величие народа-созидателя. Тема, идея, сюжет и композиция стихотворения.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Уважение русского народа как творца и созидателя.
17
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
1
Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Чувство гордости при следовании моральным нормам.
18
А.П. Чехов. Литературный портер писателя.
1
Рассказ о писателе на основе презентации
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
, регулируют весь
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Уважение истории, культурных и исторических памятников.
19
Контрольная работа №2
1
Роль художественной детали.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Гражданский патриотизм.
Литература 20 века -
20
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».
1
Прекрасное вокруг нас.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Оптимизм в восприятии мира.
21
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
1
Победа романтической мечты над реальностью жизни.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.
22
Лирика о войне
1
Солдатские будни в стихотворениях о войне. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. М. Симонов
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Составляют план и последовательность действий.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.
Описывают содержание совершаемых действий .
Готовность к равноправному сотрудничеству
Уважение ценностей семьи.
23
В.Г.Распутин. «Уроки французского»
1
Слово о писателе. Чтение и анализ произведения. Отражение трудностей военного времени в повести
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
24
Характеристика литературного героя
1
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
25
Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
1
Нравственная суть взаимоотношения Митраши и Насти
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Умеют слушать и слышать друг друга.
Основы социально-критического мышления.
26
Сочинение по произведениям 20 века
1
Обучение написанию сочинения
Определяют основную и второстепенную информацию.
Составляет план сочинения
Умеет создавать простой текст
27
Анализ стихотворений
А. Блока и С. А. Есенина
1
Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»..
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. Знание основных принципов и правил отношения к природе.
28
Н. М. Рубцов. Слово о поэте.
1
Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Составляют план и последовательность действий.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
29
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
1
Влияние учителя на формирование детского характера
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют уважительное отношение к партнерам.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
30
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
1
Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Строят логические цепи рассуждений.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.
Экологическое сознание.
Зарубежная литература - 4
31
Мифы Древней Греции.
1
Понятие о мифе.
Фантастика и реальность в мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
32
Произведения зарубежных писателей
2
«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Проблема истинных и ложных идеалов.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Выделяют и формулируют проблему.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
33
Тестирование по пройденному материалу.
1
Заголовок 115