Методическая разработка с презентацией к 120-летию со дня рождения С. Есенина


Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: «Я не скоро, не скоро вернусь…».
(к 120-летию рождения Сергея Есенина)
Разработала: преподаватель общественных дисциплин Лыкова О.Е.
Белгород, 2015
Пояснительная записка
Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, прочно вошло в советскую, русскую литературу и пользуется огромным успехом у многочисленных почитателей. Бунтарь и тонкий аналитик, сын своей эпохи, певец Руси, хулиган и автор исповедальных строк, Сергей Есенин – поэт, без которого мы не можем обойтись, самый любимый в России, подлинно народный.
В юбилей 120-летия со дня рождения Сергея Есенина – мы хотим поговорить о разнообразии творчества великого поэта и о том, почему его не нужно редактировать. Обратить внимание учащихся на современность его творчества, на необходимость изучения и исследования прозы и поэзии Сергея Есенина.
Внеклассное мероприятие было проведено в рамках Декады «Русского языка и литературы» для учащихся 1-2 курсов, после изучения на уроке биографии и творчества С. Есенина.
2. Содержание
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Способствовать расширению интереса к жизни и творчеству Сергея Есенина; пробуждать интерес к художественной культуре у учащихся.
2. Развивать интерес к литературно-исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты: расширение кругозора учащихся, знаний их о жизни и творческой биографии С. Есенина, пробуждение интереса к литературной деятельности.
Перечень литературы для обучающих и педагогов: стихотворения С.Есенина журнал «Литература в школе», статьи из журналов и газет о С.А. Есенине, Интернет.
Оборудование: ПК, презентация, литературные газеты, подготовленные учащимися, книжная выставка
Ход мероприятия
Эпиграф: Воспоминания о замечательных людях…время от времени порождают в нас дух размышления. Они возникают перед нами, как заветы всех поколений…
Гетте
Учитель: За тридцать лет в поэзии и в судьбе, Сергей Есенин охватил всё значимое, вместил несовместимое. Сначала – одаренный юноша, крестьянский сын, рано ставший книгочеем и сочинявший изысканные стихи. Чуть позже – столичная богемная сенсация, в стихах – дуновения мистических течений и березовая Русь.
Ученик 1: Но как только речь заходит о лирике «рязанского соловья», Есенина, всякая объективность мгновенно и бесследно исчезает, и торжествуют или чистая и страстная любовь, или столь же пылкое отвращение. То, что любители «Москвы кабацкой» исчисляются миллионами, а хулителей «есенинщины» ничтожно мало, никак не может считаться решением этой историко-культурной загадки. Например, забытый литературный насмешник Дон Аминадо писал следующие:
Осточертели эти самые самородки -
От сохи, от земли, от земледелия.
Довольно этой косоворотки и водки
И стихов с похмелья!
В сущности, не так уж много
Требуется, чтобы стать поэтами:
Запустить в Господа Бога
Тяжелыми предметами.
Расшвырять, сообразно со вкусами,
Письменные принадлежности,
Тряхнуть кудрями русыми
И зарыдать от нежности.
Не оттого, говорит, я хулиганю,
Что я оболтус огромный,
А оттого, говорит, я хулиганю,
Что я такой черноземный.
У меня, говорит, в каждом нерве
И сказуемое, и подлежащее,
А вы, говорит, все — черви
Самые настоящие!
Учитель: Взрослея, мы понимаем с вами, что наша жизнь, ее перипетии зависят не от случайных факторов, а в большей степени от нас самих. Иногда, заигравшись в жизнь, мы сами становимся себе и палачами, и судьями. Именно с этой точки зрения, мы сегодня поговорим о поэте Сергее Есенине. Поэтому наиболее удивительными, и совсем уж неизвестными и неожиданными, особенностями есенинской биографии оказывается неизменная расчетливость «последнего певца деревни» и деловитая выверенность каждого крутого поворота в его полной разгула судьбе.
И этот расчет оказался неверен, и что кажущаяся такой беспроигрышной литературная стратегия привела к творческой и человеческой катастрофе самого поэта, возможно, это послужит уроком нынешним «юношам бледным со взором горящим» и заставит их иначе посмотреть на все еще распространенные в массовом сознании пошлости, гласящие, что таланту все позволено «для того, чтобы ярче гореть».
Но в этой удивительной жизни, литературной судьбе усматривается какая-то почти басенная, жестокая и безусловная мораль. Трудно не почувствовать некоторый мистический ужас, читая рассуждения Есенина о правильном литературном поведении и о неизбежности потакания массовым вкусам: «Никто тебя знать не будет, если не писать лирики: на фунт помолу нужен пуд навозу — вот что нужно. А без славы ничего не будет, хоть ты пополам разорвись — тебя не услышат. Так вот Пастернаком и проживешь!…»
Ученик 2:Чрезвычайно любопытны также многочисленные свидетельства того, что поэт, любовная лирика которого заставляла проливать слезы не одно поколение юношей и девушек, в реальной жизни был довольно равнодушен к женщинам и вообще не придавал этой сфере большого значения. Сергей Есенин был абсолютным однолюбом, и единственной его возлюбленной была та самая литературная слава, без которой «ничего не будет». Ей-то он был верен до конца, ее благосклонности он домогался любой ценой, и, судя по всему, в ней-то он и разочаровался, как часто случается с добившимися своего пылкими влюбленными. В общем, как писали советские критики, «авторы не подсказывают читателям готовых решений, но заставляют задуматься».
Чтец1:
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Но есть иные люди.
Те
Еще несчастней и забытей.
Они, как отрубь в решете,
Средь непонятных им событий.
Я знаю их
И подсмотрел:
Глаза печальнее коровьих.
Средь человечьих мирных дел,
Как пруд, заплесневела кровь их.
Кто бросит камень в этот пруд?
Не троньте!
Будет запах смрада.
Они в самих себе умрут,
Истлеют падью листопада.
Учитель: Полного запрета на Есенина никогда не было, каждый год его переиздавали – хотя бы скромными тиражами. Но критика громила «есенинщину», а в школах проводилась работа по дискредитации «кулацкого поэта», певца «упадочных настроений». И в библиотеках (а они тогда были важнейшим просветительским институтом!) его книги не пропагандировались. Жил Есенин ускоренно. Этот ритм раздавил здоровье, расшатал нервы поэта. По существу, это было длительное самоуничтожение. Самоубийство или жертвенность? Оценивать можно по-разному, но главным было творчество, которое не самоуничтожается. Покаянная тема – главная для Есенина. Быть может, самый сильный сюжет в русской поэзии ХХ века – «Черный человек». Свидания с собственным страшным «вторым я».
Звучат стихи Есенина «Я московский озорной гуляка…»муз. А. Малинина, под гитару исполняют два учащихся.
Am Em7 AmЯ обманывать себя не стану,
Dm E7 AmЗалегла забота в сердце мглистом.
Em7 AmОтчего прослыл я шарлатаном?
Dm E7 AmОтчего прослыл я скандалистом?
Dm E7 AmНе злодей я и не грабил лесом,
Dm E7 AmНе стрелял несчастных по темницам.
Em7 AmЯ всего лишь уличный повеса,
Dm E7 AmУлыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку.
Ученик 1: Есенин подчас срывался в откровенное богоборчество. Таков был стиль эпохи, стиль столичной богемы. В этом смысле он напоминал героев Достоевского. Пересказывать скандальные «загибы» не имеет смысла. В то время он едва не стал рабом творческого начала в себе самом. Но сумел поглядеть на себя со стороны, в том числе и покаянным взглядом. И эта работа стала содержанием многих его стихотворений. Выходило натуралистично и горько:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело… далече… мимо…
Сердце остыло, и выцвели очи…
Синее счастье! Лунные ночи!
Ученик 2: Визитной карточкой Есенина принято считать «Песнь о собаке». «Певец собачьей старости» – так называли его современники.
Чтец 2:
Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Учитель: Или другое стихотворение не меньше любимое почитателями поэта: «Собаке Качалова».
Чтец 3:
Собаке Качалова
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Ученик 2: Однако есть другой образ – волк, который незримо сопутствует его поэзии. Волк как соединение двух начал, тьмы и света, зла и добра. Различение этой «волчьей метки» в поэзии очень важно для понимания сущности творчества Сергея Есенина, его мировоззрения – человека со сложным характером и трагической судьбой.
Учитель: Сквозным образов у Есенина является образ волка, любимого зверя поэта. Образ этот сложный, противоречивый («О, привет тебе, зверь мой любимый!»), хотя и не так часто встречающийся. Волчья метка – это подсознание, душевная неустроенность, духовная тревога. Пульсирует она в поэзии, как синяя жилка на виске, обозначающая нервное напряжение, которое скрыто в обыденной жизни. Внешние исторические события и особенности характера (вспыльчивость, любовь к самолюбованию, гипертрофированное тщеславие) обостряли эту волчью метку как особый звериный нерв, драматическое чутье. Чувствительность волка – одно из важных свойств зверя. Волк способен предвещать события, чуять приближение беды:
Если волк на звезду завыл –
Значит, небо тучами изглодано.
Волк живет у Есенина и в экстремальных условиях, в состоянии напряжения, в готовности к действию, к последней схватке:
Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний смертельный прыжок…
Ученик 2: Непредсказуемость волка может быть опасна. В бытовании волк (как индивид) и человек (как некое социальное сообщество) находятся в состоянии конфликта интересов, и борьба на поражение неизбежна. В параллели «волк – человек» надо прочитывать «человек – социум». Социум давит на человека, преследует, вылавливает его, вовлекает в свои сети, подминает под себя. Не случайно значительное место в творчестве Есенина занимает охота на волков:
Так охотники травят волка,
зажимая в тиски облав.
Ученик 1: Присутствие «волчьей метки» мы находим и в поэме «Егорий», которую Есенин нигде не публиковал. Сюжет поэмы краток: Егорий собирает белых волков с тревожной вестью – он сообщает им о приближении врага и призывает к защите и сопротивлению, убеждая волков бороться против агрессии человеческого зла. Поэма короткая, на полторы страницы. Волки собирают суд и соглашаются на расправу. В финальной сцене всадник Егорий предстает на коне с длинной пикой, и «дрожит земля от крика волчьих голосов». Христианские мотивы в этой поэме очевидны. Волки отстаивают право на свой дом. Егорий (одно из имен святого Георгия) в поэме выступает как звериный (волчий) пастырь. По преданию, Егорий обходил леса и поля, кликал волков в условленном месте и отдавал им наказы. Таков он, Есенин.
Учитель: Финал истории туманен. «Волчья метка» сыграла с Есениным злую шутку: ведь достоверно известно, что Есенин покончил жизнь самоубийством в пятом номере ленинградской гостиницы «Англетер» в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. О загадке этой смерти написано и снято так много, что найти новый поворот сюжета, наверное, уже невозможно. Современники Есенина были уверены, что произошло самоубийство. В мае 1925 года, увидев поэта, прозаик А. Вронский сказал: «Впервые я остро почувствовал, что жить ему недолго и что он догорает». Мания смерти в последний год буквально съела поэта. Исследователи его творчества отмечают «около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года, причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве». Теперь принято считать, что великого поэта убрали по заказу ОГПУ. Родственники и близко знавшие его люди убеждены — С. А. Есенин не сводил счетов со своей яркой, наполненной высокими идеями жизнью, а был зверски убит и не менее зверски оболган. Нам есть о чем подумать. Для знатоков творчества Сергея Есенина викторина.
Викторина:
Родина Сергея Есенина? (с. Константиново, Рязанской губернии)
На берегу какой реки расположено родное село Сергея Есенина? (река Ока)
О какой профессии для своего любимого внука мечтал дед?(учитель)
Во сколько лет Есенин начал писать стихи? (В биографии написано «Рано, лет 9»)
В каком журнале было опубликовано 1-ое стихотворение С. Есенина? (журнал «Мирок»)
Первым стихотворением Сергея Есенина, которое было напечатано в детском журнале «Мирок» было стихотворение... ? «Белая Береза»
Каким псевдонимом было подписано это стихотворение?(Аристон)
Как называлась первая книга стихов? «Радуница».
Любимый пейзажный есенинский образ? (берёза)
Назовите темы стихотворений Есенина.(О Родине,о природе,о дружбе, о любви, о животных)
О каких животных писал Есенин? (собака ,кошка, корова, лошадь, волк)
Назовите кличку собаки, которой Есенин посвятил стихотворение. (Джим)
Какое любимое дерево сгорело вместе с домом деда во время пожара в с. Константиновка? (клен)Список литературы:
1.Лекманов Олег, Свердлов Михаил. Сергей Есенин. Биография. — СПб: Вита Нова, 2007,
2. Крандиевская-Толстая Н. Воспоминания. Л., 1977
Были использованы интернет ресурсы:
http://www.esenin.ru/tvorchestvo/blog