Литературный вечер на тему Звезда, в которую он верил (сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова)
Преподаватель: Абилев М.К.
Звезда, в которую он верил
(сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова)
Цель: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Вампилова посредством биографических фактов, поэзии, творчества писателя, музыки.
Задачи: раскрыть творческую индивидуальность драматурга, показать основные проблемы, над которыми размышлял Вампилов;развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;воспитывать чувство сопричастности к автору, жившему и творившему в Иркутске.
Ценности: истина, любовь, праведное поведение
(Звучит начало романса «Гори, гори, моя звезда»)
Ведущий 1: «Я предчувствую - у нас родится сын. Мне кажется, что судьба у него будет необычной, возможно, писательской. Мне приснился недавно Л.Н.Толстой и А.М.Горький. С Горьким мы были вместе на охоте, он в знак благодарности подарил мне полмешка пороху». (Валентин Никитич Вампилов из письма к жене в роддом.)
Ведущий 2: 1937 год - в этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад.
Ведущий 3: Храни меня, мои талисман.
Храни меня во дни гоненья.
Во дни раскаянья, волненья.
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи.
Когда грозою грянут тучи.-
Храни меня, мои талисман.
(А.Пушкин)
Ведущий 4: 1937 год. Именно в этот год отец Саши – директор школы в селе Кутулик, не примирившись с незаконным арестом одного из учителей, поехал хлопотать за него в Иркутск и сам оказался на подозрении.
Ведущий 1: Священный, сладостный обман.
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Прощай, надежда, спи, желанье:
Храни меня, мой талисман.
(Фон романса «Гори, гори, моя звезда»)
Ведущий 2: Предчувствие необыкновенной судьбы своего ребенка было самым светлым в последних днях Валентина Никитича. Смутным декабрьским утром приехала за ним кошевка, за которой погнался в детском отчаянии старший Сашин брат- Михаил...
Ведущий 3: В школе Саша не выделялся среди товарищей, которых у него всегда было много и которых он очень любил. Рос, как все дети. Любил Гайдара, немного писал стихи. Много читал Пушкина. Лермонтова. Чехова. Есенина, но особенно любил стихи Тютчева.
Ведущий 4: Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев.
Багряных листьев томный, легкий шелест.
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею.
И, как предчувствие сходящих бурь.
Порывистый, холодный ветр порою.
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья.
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
(Ф. Тютчев)
Ведущий 1: В формировании духовного мира А. Вампилова семья сыграла существенную роль. Здесь он впитал подлинную интеллигентность и чуткость, определенность во взглядах на жизнь, искренность суждений.
Ведущий 2: Огромное влияние на детей оказывала бабушка Александра Африкановна Медведева. В Саше она нашла благодарного внимательного слушателя и ученика. Рассказывала Саше много сказок и былей. Увлекалась классикой и любовь к ней передала и внукам.
Ведущий 3: Поражало близких всегдашнее участие Александра в судьбе односельчан, особенно кутуликских мальчишек. Всегда интересовался жизнью старых обитателей поселка. Жадный интерес к людям А.Вампилов сохранил на всю жизнь. За всеми его героями стояли реальные лица и судьбы. История родного края не просто волновала его, она стала предметом его гордости и новых замыслов.
Ведущий 4: Саша Вампилов обладал изумительным магнетизмом обаяния. К нему льнули люди. Невозможно даже объяснить, чем же он так притягивал к себе. Его редко можно было видеть одного, всегда вокруг него были друзья, товарищи.
Ведущий 1: Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельно подготовленные литературные вечера, долгие споры о литературе в классе, освещенном пламенем топившейся печки, дрова для которой запасали сами - вот круг их занятий, интересов.
Вот какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок! (Из воспоминаний классной руководительницы.)
Ведущий 2: В 1955 году Вампилов поступает в университет на историко-филологический факультет. Поступает без сомнений, потому что история в этих ссыльных рядах, к которым принадлежит Вампилов - наука прикладная, домашняя - проходила через родовую память, а литература была в имени, годе рождения, пушкинском юбилее, бабушке, памяти отца, во влечении сердца.
Ведущий 3: Началась веселая, интересная студенческая жизнь. Общительный, насмешливый и деликатный, он быстро перезнакомился с однокашниками, позднее и с Валентином Распутиным. Это было начало истинной и преданной дружбы, которую оборвала лишь смерть.
Ведущий 4: На вопрос: «Легко ли дружить с Вампиловым?» - Распутин отвечал: «С одной стороны - легко. Казалось, что он дополняет тебя. То, что ты мог рассказать самому себе, можно было рассказать и Вампилову. С ним нужно было быть предельно искренним, откровенным, никогда и ничего не утаивать. А то, что говорил он казалось необходимым тебе, именно этого и не хватало в собственных рассуждениях, в откровениях с самим собой. Да, дружить с ним было легко и в то же время трудно, потому что другу этому нужно было соответствовать».
Ведущий 1: Денно и нощно просиживали в библиотеке. Основное общение было такое: знакомились, влюблялись, записки пересылали ... Это было место для встреч, и разговоры велись неплохие, умные разговоры.
Ведущий 2: Это были дни, когда все спорилось, когда друг у друга хоть чему-то учились, что-то перенимали, ненасытно рвались к книге и к знанию литературы.
Сценка «Свидание»
Сценка из нерыцарских времен
Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.
СТУДЕНТ. Здравствуйте!
САПОЖНИК. Добрый день!
СТУДЕНТ. Изнываете без работы?
САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...
СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.
САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...
СТУДЕНТ (поспешно и категорически). Десять рублей!
САПОЖНИК. Сколько?
СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.
САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.
СТУДЕНТ. Только десять.
САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.
СТУДЕНТ. Но-но!
САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!
СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.
САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.
СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.
САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое.
Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!
Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.
ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!
САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!
ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.
СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.
ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.
СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.
ДЕВУШКА. Но войдите в положение.
САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...
СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.
ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.
СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется постоять.
ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...
СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.
ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...
СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...
ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...
СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!"С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?
ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.
СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!
САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?
ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.
СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...
ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?
СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?
САПОЖНИК. Пять, не больше.
ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы... Вы самый наглый хам...
СТУДЕНТ (бледнея). Вы... Вы - Лиля?..
ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!... Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)
САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...
СТУДЕНТ (бормочет). Девушка с нежным голосом! Гордая любовь... Первая встреча...
САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?
СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том, что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...
САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...
СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.
Ведущий 3: Из записной книжки: «Последнее время я заглядываю в глаза своей судьбе с беспокойством и жду от нее чего угодно. Что-то я последнее время подозрительно счастлив: ты любишь меня и в основном сбываются мечты, оправдываются надежды - не много ли сразу?»
Ведущий 4: Шаткая калитка
В стареньком плетне.
Всем она открыта.
Но уже не мне.
Прохожу я мимо.
Загляжусь слегка.
Под окном черемух
Белых облака.
Не пойду я ближе.
Постою я тут.
Там меня забыли.
Там меня не ждут.
Разнята калитка
Не моей рукой.
И уходит в полночь
Уж не я - другой.
Помню я калитку
Тихо затворял. .Ласковое имя
Тихо повторял.
Не пойду я мимо.
Загляжусь слегка:
Под окном черемух
Белых облака.
Не зайду я больше
В их густой приют.
Там меня забыли.
Там меня не ждут.
(А.Вампилов)
Ведущий 1: Его сценки и зарисовки, написанные на лекциях, охотно печатает университетская многотиражка и молодежная иркутская газета. И хоть чаще всего это мимолетности, студенческое зубоскальство, но в основе всегда оказывается такая живая нежность к героям, что жизнь обязательно выбирается из-под формы.
Ведущий 2: «С карандашиком, с несколькими листиками белой бумаги, свернутой в рулон или трубочкой, он появляется на лекциях, и. если чтение ее не было интересным, он обдумывает свои рассказики и потом тут же, на следующем часе, посылает по ряду».
Ведущий 3: Немудрено, что еще в университете он будет приглашен в штат «Молодежки» и вскоре после окончания университета выпустит книгу «Стечение обстоятельств», маленькую, невзрачную, как многие провинциальные книжки тех лет, но и сейчас сохранившую свет того уже далекого времени.
Ведущий 4: Сам Вампилов верил в свой талант, в свою писательскую звезду и. может быть, эту веру, как тайный смысл, вкладывал в слова любимого романса: «Гори, гори, моя звезда» (Звучит романс)
Ведущий 1: С детских лет театр для Вампилова стал первенствующей страстью. В семье увлечение искусством и театром было традиционным. Еще Африкан Федорович, прадед драматурга, был любителем театра и музыки.
Ведущий 4: Настало время, и на стол легли пьесы: «Дом окнами в поле». «Прощание в июне», «Утиная охота». «Прошлым летом в Чулимске». «Провинциатьные анекдоты».
Ведущий 1: Валентин Распутин. «Главный вопрос, который задает себе Вампилов в пьесах: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение».
Ведущий 2: Что отличает Вампилова - драматурга? Внимательность, серьезность, строгость, стремление раскрывать правду жизни со всей ее сложностью и многообразием.
Ведущий 3: Инсценированный диалог между оппонентом Вампилова и драматургом. Воображаемый оппонент:
-Зачем ты пишешь эти свои пьесы? - спрашивает с недоумением. - Жизнь жестока, и люди не хотят жить по человеческим законам. Их сломают, твои прекраснодушные создания. Посмотри, что делается вокруг!
-А я все равно буду писать их, - отвечает Вампилов, совсем так же как героиня его пьесы
Инсценирование отрывка из пьесы.
Валентина спускается в палисадник, подбирает доски и начинает восстанавливать ограду. Шаманов сначала рассеяно, потом внимательнее наблюдает за Валентиной.
Шаманов: Валентина... (Валентина прекратила работу.)
Вот я все хочу спросить...Зачем ты это делаешь?
Валентина: (не сразу). Вы про палисадник?...Зачем я его чиню?
Шаманов: Да, зачем?
Валентина: Но...Разве непонятно?
Шаманов (качает головой): Непонятно.
Валентина: И вы, значит, не понимаете...Меня уже все спрашивали, кроме вас. Я думала, что вы понимаете.
Шаманов: Нет. я не понимаю.
Валентина (весело): Ну. тогда я вам объясню...Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый.
Шаманов (усмехнулся): Да? А мне кажется, что ты чинишь палисадник для того, чтобы его ломали.
Валентина (делаясь серьезной). Я чиню его. чтобы он был целый.
Шаманов: Зачем. Валентина?...Стоит кому-нибудь пройти, и...
Валентина: И пускай, я починю его снова.
Шаманов: А потом?
Валентина: И потом. До тех пор, пока они не научатся ходить по тротуару.
Шаманов: (покачал головой). Напрасный труд.
Валентина: Почему напрасный?
Шаманов (меланхолически): Потому что они будут ходить через палисадник. Всегда.
Валентина: Всегда?
Шаманов (мрачно): Всегда.
Валентина: А вот и неправда. Некоторые, например, и сейчас обходят по тротуару. Есть такие.
Шаманов: Неужели?
Валентина: Да. Вот вы, например. Вы всегда обходите по тротуару
Шаманов (искренне удивился): Я?...Ну, не знаю, не замечал...Во всяком случае, пример неудачный. Я хожу с другой стороны.
Валентина: С другой стороны. Но и с этой вы тоже ходите. И всегда вокруг.
Шаманов: Да? Ну, значит, мне просто лень нагибаться. Мне лучше обойти, чем нагибаться. ( Не сразу). Нет, Валентина, ты зря стараешься.
Валентина: Неправда. (Двумя-тремя жестами закончила с оградой). Вот и все. Много ли здесь труда - и все на месте. И ограда целехонька. (Живо). Ну неужели вы не понимаете? Ведь если махнуть рукой и ничего не делать, то через два дня растащат весь палисадник.
Шаманов: Так и будет.
Валентина: Неправда! Увидите, они будут ходить по тротуару.
Шаманов: Ты возлагаешь на них слишком большие надежды.
Валентина: Да нет же. Они поймут, вы увидите. Должны же они понять - в конце концов...
Ведущий 4; А.Вампилов утверждал: «Никакой человек не достоин унижения, всякий человек достоин только любви и прощения».
Ведущий 1: Людей и жизнь он любил всегда.
Ведущий 2: Сердце Александра Вампилова не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, перевернулась лодка.
Ведущий 3: Через день ему исполнилось бы 35 лет, он и поехал с товарищем в тот вечер 17 августа 1972 года, чтобы наловить ко дню рождения рыбы. Товарищ спасся, он - нет.
(Видеофильм о Вампилове(
Ведущий 4: Играется в жизни последняя драма.
Судьба или лодка зависла над бездной
И рухнула в темную вечность...А мама?
А маме в той драме и больно, и тесно.
Сжимается сердце от черного горя.
И, кажется, нет и не будет дыханья.
Качаются волны Бессмертья...А море?
А море Байкальское предало Саню.
Как молнии, мысли мелькнули о чуде:
Ведь дома еще не окончена пьеса!
Неужто Господь отвернулся... А люди?
А люди спешили вдоль темного леса.
О. где ты, спасенье? О, где вы, славяне?
Не скоро мы все осознаем потерю.
Утопшую лодку достали... А Саню?
А Саню мальчишки подняли на берег.
Заря поднебесная льется нелепо,
Стезя прерывается в сумрачной рани,
И звезды колючие смотрят...А небо?
А небо Господнее приняло Саню.
(В.Скиф)
Ведущий 1: Когда из Дома писателей выносили гроб с телом Вампилова, кто-то поставил пластинку с романсом «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Б. Штоколова. (Звучит этот романс)
Ведущий 3: Вампилов отыскал свою звезду. Главное в земной жизни он сделал - он оставил мир, космос. Наша задача - открыть этот мир для себя.
Ведущий 4: Конечно, с равнодушием мы сталкиваемся сегодня так же, как и при Вампилове. Но именно против власти страха, лжи и демагогии обострилось болью слово Вампилова.
Ведущий 2: Мир иной зовется раем.
Бродят ангелы, скорбя...
Как ты там?- мы не знаем,
Нам здесь - плохо без тебя.
Не про распри, не про свару –
Не об этом вовсе речь, -
А про смолкшую гитару,
Что могла тепло беречь.
Слушать жизнъ и слышать речь.
Без боязни власть обидеть.
Без боязни сердце сжечь.
Про святое первородство
Пьес, и замыслов, и фраз.
А еще про благородство.
Столь нечастое сейчас.
Снова август, многоцветье.
Нет тебя. Кому пенять?
Длится боль десятилетья.
Как, скажи, ее унять?
(М. Сергеев) ( Звучит романс «Гори, гори, моя звезда » (