Рабочая программа по литературному чтению для учащегося, обучающегося на дому. 4 класс. Перспектива
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа в условиях инклюзивного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. «Просвещение»,2011г.), планируемых результатов начального общего образования (М. «Просвещение»,2010г.), сборника рабочих программ Л.Г.Петерсон, О.А.Железновой «Перспектива» (М. «Просвещение»,2011г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4» г. Салавата. При разработке программы учитывались национально-региональная специфика, этнокультурные образовательные потребности учащихся, родителей (законных представителей). Содержание предмета дополнено материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и культурные особенности народов Республики Башкортостан.
Для достижения планируемых результатов у учащихся, обучающихся на дому, количество часов сокращено за счет объединения тем. Все образовательные области представлены соответствующими предметами в соответствии с рекомендациями базисного учебного плана. Базовый компонент учебного плана составлен в соответствии с требованиями учебных программ. Учебно-методическое обеспечение имеется в полном объеме. Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, устранение речевой патологии, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся с нарушениями речи. Программа ориентирована на использование учебника для 4 класса: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. «Литературное чтение» в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
Актуальность. Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
•развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
•приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
•обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
•введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
В основу формирования программы положены следующие принципы:
-принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
-принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
-принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
-принцип преемственности, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с нарушениями речи;
-принцип целостности содержания образования (содержание образования едино);
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с нарушениями речи всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область «жизненной компетенции»;
-принцип сотрудничества с семьей.
Ценностные ориентиры содержания курса:
• природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
• культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
• наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
• человечество как многообразие народов, культур, религий;
• международное сотрудничество как основа мира на Земле;
• патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
• семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
• труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
• здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;
• нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Подходы к формированию адаптированной образовательной программы.
В основу разработки программы заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей этих учащихся, которые определяются уровнем речевого развития, характером нарушений речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя учащимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности учащихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение, как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности учащихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования. Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным средством реализации системного подхода в образовании учащихся является включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности учащихся.
Общая характеристика курса
Литературное чтение как систематический курс начинается сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира. Сравнение произведений разного вида создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувств сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся. Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником;
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковый, или эвристический метод; исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя;
проектная деятельность.
Формы организации процесса обучения:
индивидуальная.
Место курса в учебном плане
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Панфилову Александру рекомендовано обучение по общеобразовательной программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. В день у ребенка не больше 3-4 предметов. Надомное обучение по общей программе для 1-4 классов составляет 8 уроков в неделю. На изучение литературного чтения в учебном плане для надомного обучения отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа в год (34 учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса литературного чтения обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Учащийся научится:
воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
читать художественные произведения, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Учащийся получит возможность научиться:
осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «норма», «ответственность», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и
способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по предложенному учителем плану.
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
находить информацию в тексте произведения;
использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы
Учащийся получит возможность научиться:
применять первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информации
для практической работы;
использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта);
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный);
определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
Учащийся получит возможность научиться:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета.
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя).
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при
обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге
при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять несложные монологические высказывания о произведении;
устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания;
декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты (знания, умения, навыки)
Учащийся научится:
проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту в соответствии с индивидуальными возможностями);читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Учащийся получит возможность научиться:
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.
находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Книга в мировой культуре(2ч)
Книга в нашей жизни. Высказывания известных людей о книгах.
Повесть временных лет. Летописец Нестор.
История книги. Старинные и современные книги. Книги башкирских писателей.
Истоки литературного творчества(5ч)
Виды устного народного творчества. Устное народное творчество башкирского народа.
Притчи. Притчи башкирского народа. Библия – главная священная книга христиан.
Былины. Особенности былинных текстов. Былины башкир.
Особенности славянского мифа. Мифы древней Греции.
Народные сказки. Болтливая птичка. Тайская народная сказка.
О Родине, о подвигах, о славе(7ч)
Пословицы о Родине. Пословицы башкирского народа о Родине.
А.Невский. В.Серов. Ледовое побоище.Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом.
Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рожденственский. Реквием. Р. Абдуллин. Не вернувшийся с войны.
А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.
С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В.Орлов. Разноцветная планета.
Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник информации.
Жить по совести, любя друг друга(7ч)
А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа.
А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл повести.
М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.
И. Пивоварова. Смеялись мы хи-хи. Соотнесение содержания текста с пословицей.
Н. Носов. Дневник Коли Синицина. Метро. Особенности юмористического текста.
В. Драгунский….бы. Смысл рассказа.
Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.
Литературная сказка(6ч)
Собиратели народных сказок. Башкирские народные сказки.
Братья Гримм-собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов.
Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Мальчик-с-пальчик.
Сказки Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.
И. Токмакова. Сказочка о счастье.
С. Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки. Герои сказки.
Великие русские писатели(7ч)
Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. Сравнение литературных сказок.
Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид. А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведения живописи и литературы.
И. Козлов. Вечерний звон. И.Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведения живописи и литературы.
М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.
Л. Н. Толстой. Маман ( из повести Детство). Герои произведения.
Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.
Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Смысл произведения. Герои рассказа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
н/пТема урока Количество
часов Дата проведения Примечание
План Факт Книга в мировой культуре(2 ч)
Характеристика учебной деятельности: Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе. Участвовать в работе группы, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Книга в нашей жизни. Высказывания известных людей о книгах. Повесть временных лет. Летописец Нестор. 1 01.09.14 История книги. Старинные и современные книги. Книги башкирских писателей. 1 08.09.14 Истоки литературного творчества(5ч)
Характеристика учебной деятельности: Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида.
Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета.
Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Выявлять особенности мифа. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Виды устного народного творчества.
Устное народное творчество башкирского народа. 1 15.09.14. Притчи. Притчи башкирского народа. Библия – главная священная книга христиан. 1 22.09.14 Былины. Особенности былинных текстов.
Былины башкир. 1 29.09.14 Особенности славянского мифа. Мифы древней Греции. 1 13.10.14 Народные сказки. Болтливая птичка. Тайская народная сказка. 1 20.10.14 О Родине, о подвигах, о славе(7ч)
Характеристика учебной деятельности: Определять смысл понятий: поступок, подвиг. Рассуждать о том, что такое поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Называть особенности исторической песни. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Выбирать произведение для заучивания наизусть. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Пословицы о Родине.
Пословицы башкирского народа о Родине. 1 27.10.14 А.Невский. В.Серов. Ледовое побоище.
Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. 1 03.11.14 Дмитрий Донской. Куликовская битва. 1 10.11.14 Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Р. Рожденственский. Реквием.
Р. Абдуллин. Не вернувшийся с войны. 1 17.11.14 А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. 1 24.11.14 С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В.Орлов. Разноцветная планета. 1 01.12.14 Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник информации. 1 08.12.14 Жить по совести, любя друг друга(7ч)
Характеристика учебной деятельности: Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. 1 15.12.14 А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл повести. 1 22.12.14 М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. 1 29.12.14 И. Пивоварова. Смеялись мы хи-хи. Соотнесение содержания текста с пословицей. 1 12.01.15 Н. Носов. Дневник Коли Синицина. 1 19.01.15 Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста. 1 26.01.15 В. Драгунский….бы. Смысл рассказа. 1 02.02.15 Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. 1 09.02.15 Литературная сказка(6ч)
Характеристика учебной деятельности: Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки. Называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Собиратели народных сказок.
Башкирские народные сказки. 1 16.02.15 Братья Гримм-собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов. 1 02.03.15 Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Мальчик-с-пальчик. 1 09.03.15 Сказки Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. 1 16.03.15 И. Токмакова. Сказочка о счастье. 1 23.03.15 С. Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки. Герои сказки. 1 30.03.15 Великие русские писатели(7ч)
Характеристика учебной деятельности: Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А.С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы, волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Выявлять особенности исторической песни. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Великие русские писатели.
А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. Сравнение литературных сказок. 1 13.04.15 Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид.
А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведения живописи и литературы. 1 20.04.15 И. Козлов. Вечерний звон. И.Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведения живописи и литературы. 1 27.04.15 М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. 1 04.05.15 Л. Н. Толстой. Маман ( из повести Детство). Герои произведения. 1 11.05.15 Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. 1 18.05.15 Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Смысл произведения. Герои рассказа. 1 25.05.15 Итого: 34 ч ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Тексты для проверки техники чтения учащихся 4 класса
Яблонька.
Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось. Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко. Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю. (96 слов.) (По К. Ушинскому.)
1. Почему от яблока осталось только одно зернышко?
2. Как стало прорастать весной зернышко?
З. Как оказалась дикая яблонька в саду?
Страшный мостик.
Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке. «Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась. Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
-Вот противный мостик, — рассердились мальчики.— Придется теперь речку вброд переходить. Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:
-Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
-Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется… (116 слов.) (По Ю. Ермолаеву.)
1. Какой был на речке мостик?
2. Почему Таня чуть не упала?
3. Что она подумала о мостике?
4. Почему рассердились мальчики?
5. О чем рассказали дети в поселке?
6. Как должны были поступить ребята?
7. А как бы вы поступили на их месте?
8. Что значит «вброд перейти»? (Брод — мелкое место реки илы озеро, удобное для перехода.)
9. Закончите последнее предложение рассказа.
Разноцветные кораблики.
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: желтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно, И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра... Большой еще запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того пышного клена который красуется на берегу. (118 слов.) (По Д. Кайгородову)
1. О каких корабликах рассказал автор?
2. Почему кораблики прилетели по воздуху?
3. Как вы понимаете выражение «целая флотилия»? (Флотилия — отряд кораблей.)
4. Почему сказано, что кленовые кораблики раньше других пускаются в свое первое и последнее путешествие?
5. Почему это путешествие названо первым и последним?
6. Объясните, почему кленовые кораблики названы самыми парусистыми. От какого слова образовано «парусистыми»?
7. Что обозначает слово «пунцовые»? (пунцовый — ярко-красный, багровый.)
Лисья школа.
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком. Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору. Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами. Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа. Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак. Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка. (144 слова.) (По А. Бостром.)
1. Почему рассказ назван «Лисья школа»?
2. В какое время года лиса учила лисят?
З. Чему мать-лиса научила своих детенышей?
4. Как названа лиса в разных частях рассказа?
5. Как в разных частях рассказа названы лисята?
О чем горевали птички.
Под сиренью, на пушистом снегу, собралась целая толпа птичек. Были тут воробушки буйные головушки. Были тут чечетки — воробушкам тетки. Были тут синички птички-мастерички. Были тут щеглята — веселые ребята. Собрались толпою, судят, что им делать.
— Чуть жив, чуть жив,— говорит воробей.
Пинь-пинь, тарарах, кто голоден, тот дурак! — смеется синичка
- Чего же поесть, чего же поесть? — спрашивает чечетка.
— Постойте,— сказала синичка.— Я всех вас выручу.
Порхнула она и полетела на окно. Стук-стук в стекло. Вдруг занавесочка поднялась. Черноглазая девочка появилась перед синичкой. Синичка испугалась и порхнула прочь. Догадалась Леля, что птичкам голодно. Позвала она братьев. Живо устроили они кормушку. Насыпали в нее песку, а на песок всякого птичьего лакомства: проса, овса, хлебных крошек. С тех пор хорошо жилось птичкам на нашем дворе. Каждый день слетались они к кормушке и пировали. А потом пели свои песенки. С каждым днем птичий хор пел все лучше и лучше. (150 слов.) (По М Богданову.)
1. Кто показал Леле, что птичкам голодно? Расскажите об этом.
2. Как Леля помогла птичкам?
3. Прочитайте разговор птичек. Озаглавьте их разговор,
4. Объясните значение слов «порхнула», «занавесочка», «прочь», «пировали». Как можно сказать иначе?
Работа с текстом литературного произведения
Трусиха
Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц. Ее так и звали — трусиха.
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песку. Мальчики строили крепость, а Валя и ее младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку. На куче песка остался только маленький Андрюша, на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ.
Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в собаку сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошел вон!
— Фьють! Фьють! Лохмач! Сюда! - это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увел. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась.
(М. Артюхова.)
Прочитайте текст «Трусиха». Выполните задания.
1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
Лохмач играл в войну с ребятами
Валю в войну играть не принимали
Андрюша был старше Вали
Лохмач был Валиной собакой
2. Почему все называли Валю трусихой?
3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
A) Просто я очень испугалась.Б) Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее.B) Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.Г) Один раз ребята играли на улице.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
1 2 3 4
4. Валя варила куклам обед. Как вы думаете, почему?
потому что ей было скучно играть в войну
потому что была девчонкой
потому что нужно было присмотреть за Лохмачомпотому что ее считали трусихой
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, произошедших с характером Вали после появления на улице злого пса.
6. Закончите предложение. На куче песка остался только маленький Андрюша,
он дружил с Лохмачом и не боялся его
он был сильнее собаки, поэтому не испугался
он был очень маленький и не умел ходить
он не заметил надвигающегося врага
7. Валя была очень храброй девочкой. Расскажите о ее действиях, подтверждающих это.
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «зато Валя плакала навзрыд»?
неискренне
очень громко
сквозь смех
беззвучно
9. Как вы понимаете выражение «шел на приступ» в предложении «Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ»?
желая с ним поиграть
быстро приближаясь
очень медленно
мимо
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении «Ребята бросились врассыпную»?
все в одну сторону
«рассыпная» - это сарай
в укрытие
в разные стороны
11. Автор называет Лохмача разными словами, например, собака. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую.
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
Сказки
Рассказы о животных
Басни
Рассказы о дружбе, верности и отваге
13. Объясните, как вы понимаете предложение «Ребята медленно выползали из своих убежищ».
14. Как появление Лохмача изменило характер девочки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.
15. Закончите предложение: Валю в войну играть не принимали
потому что она умела ходить только на четвереньках
она была девчонкой
ведь она была трусихой
она не умела строить крепости
16. О чём главным образом хотел рассказать автор?
о любви детей к игре в войну
о храбрости девочки-трусихи
о злой собаке, которую звали Лохмачо дружбе человека и собаки
17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц.
Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее.
Просто я очень испугалась.
18. Какова главная мысль этого текста?
Любую собаку можно дрессировать
Девочек всегда нужно брать играть в войну
О человеке надо судить по его поступкам
Детям нельзя гулять без присмотра взрослых
19. Докажите, что пословица «Друг познается в беде» подходит к этому произведению.
20. Как вы думаете, справедливо ли Валю называли трусихой? Почему?
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Особенности организации контроля по чтению.Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета литературного чтения.Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Отметка "5" ставится ученику, если он:- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности ;- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию ;- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.Отметка "4" ставится ученику, если он:- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности. Отметка "3" ставится ученику, если он:- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.Отметка "2" ставится ученику, если он:- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное ,- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок ,- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделитьглавную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Отметка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.Отметка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.Отметка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.Отметка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.Чтение наизусть
Отметка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.Отметка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.Отметка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.Отметка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.3. Правильный выбор темпа.4. Соблюдение нужной интонации.5. Безошибочное чтение.Отметка "5" - выполнены правильно все требования.Отметка "4" - не соблюдены 1-2 требования.Отметка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.Отметка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:1. Своевременно начинать читать свои слова.2. Подбирать правильную интонацию.3. Читать безошибочно.4. Читать выразительно.Отметка "5" - выполнены все требования.Отметка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.Отметка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.Отметка "2" -допущены ошибки по трем требованиям.Пересказ
Отметка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.Отметка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет ихОтметка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.Отметка "2" - не может передать содержание прочитанного.При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.Отметка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее 3/4 страницы учебной книги для чтения.Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);- неправильная постановка ударений (более двух);- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.Недочёты:- не более двух неправильных ударений;- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношенияслов при чтении вслух;- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;- неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция
Учебники и учебные пособия для учащихся:
Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,Л.А.Виноградская .Литературное чтение Учебник. 4 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
Л.Ф.Климанова Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс. . М.: Просвещение, 2014.
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс. М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия для учителя:
Л.Ф.Климанова.Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Перспектива»1-4 классы. М.: Просвещение,2011.-56с..Л.Ф.Климанова,М.В.Бойкина.Литературное чтение:Уроки чтения:4 класс .М.: Просвещение.
Т.Д.Полозова.Как сформировать читательскую активность. М.: Просвещение, 2010.-120с.
Н.Г.Чутко. Формирование познавательной активности у младшего школьника.
Интернет-ресурсы
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
Сайт для учителя http://www.uroki.net/
Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц (магниты). Персональный компьютер с принтером. Проектор, интерактивная доска, веб-камера. Сканер, принтер, ксерокс.