Конспект урока литературного чтения. М.М.Пришвин.Моя родина
Тема: М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)
Тип урока: Открытие нового знания
Цели: образовательные: учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства; продолжить формировать основы читательской деятельности
а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности )в) обогащение речи учащихся средствами литературы
развивающие: создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми; помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”
воспитывающие: формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в природе, в жизни; вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг
Оборудование: 1.Кубасова О.В.Любимые страницы
Учебник 4 класса по литературному чтению
2. Выставка произведений М. Пришвина
3. Презентация о писателе
4. Толковый словарь
5.Карточки для словарной работы
6. Портрет писателя
7. Карточки с рассказами М.Пришвина
8. Тесты
9. Смайлики
Ход урока:
1. Организационный момент:
- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Возьмитесь за руки.
Мы ребята смелые, добрые, умелые,
Будем смело отвечать, выразительно читать.
2. Разминка: (чтение слогов)
- Представьте, что вы попали в зимний лес.
- Какие звуки вы услышите? (завывание ветра, треск веток, стук дятла..) - А вот какие звуки можно услышать еще.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
- Вот наш язычок и готов к уроку литературного чтения
На уроке будем разговаривать правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.
4. Сообщение темы урока и цели урока:
-Многие поэты и писатели так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы поговорим об удивительным человеком, страстно любящим природу.
- Давайте поставим перед собой задачи, о чем вы бы хотели узнать сегодня на уроке?
- Биография Пришвина
- Произведения автора
- Жанр произведения, которое будем изучать
- А какая задача будет стоять перед нами, как читателями ? (Понять мысли и чувства автора, понять главную мысль, которую он хочет донести до читателя)
3. Выставка книг:
- Кто является автором этих произведений?
- Проверьте, все ли книги я подобрала правильно? Нет ли лишних?
- Докажите. Почему?
- О чем писал М.Пришвин?
- Если бы вы не знали о теме его книг, как бы догадались?
- Кто обычно является главным героем его произведений ? - Какие произведения М.Пришвина вы уже читали?
- Как бы вы назвали выставку? Кто еще писал о природе?
5. Презентация о творчестве М.Пришвина:
- мини – доклад
6. Работа над выразительностью, развитием навыка чтения:
- Вспомните правила чтения текста
1. Рассказ М.Пришвина «Старый гриб»
2. Упражнение «Буксир» (учитель читает текст, ученики стараются не отстать, читая про себя, при остановке чтения, называют
следующее слово)
7. Актуализация знаний:
- Что для вас значит «Родина»? ( солнце, деревья, травы, мама…) (Бельчиков)
- Какие синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество)
- Почему мы так ее называем? (это земля наших отцов, дедов..) - Слышали ли вы когда-нибудь слова: «Мы хозяева нашей родины»?
(что значит хозяин в доме? Человек пользуется дарами природы, разумно ли?)8. Словарная работа: (д/з)
Объясним слова, которые могут вызвать затруднения:
Сокровища -
Кладовая -
9. Прогноз по заголовку:
- Сейчас мы прочитаем произведение М.Пришвина
- Давайте предугадаем, о чем же будет оно, если называется «Моя Родина»?
Проблема:
10. Первичное чтение: (учитель)
А) - Проверим наши предположения?
В) - Какое по жанру произведение? Докажите.
- Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:
«Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».11. Физминутка: песня «Лесной марш»
12. Анализ текста (чтение по частям):
- От чьего имени ведется рассказ?
- С чего начиналась Родина для маленького Пришвина? - Чем угощала мать мальчика ? - Как по-особенному готовилось молоко и каким был чай? Прочитать - Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?
- Как можно назвать первую часть очерка? .«Вкусный чай»
2 часть: - Всегда ли Пришвин жил в деревне?
- Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте. - Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.
- О чём это говорит? (любил природу) - О чем он часто думал? (прочитать) - Как можно озаглавить вторую часть? (Вставай до солнца. Ранний подъем 3 часть: - Куда уходил Пришвин после? - В чём заключалась охота писателя? - Что это за находки?
- Как можно озаглавить эту часть? (Находки)
4 часть: - К кому же обращается писатель? ( Писатель обращается к детям, которые читают его книги.) - Что значит «кладовая солнца»? ( Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце –
источник жизни, а «кладовая» - природа, позволяет сущ-ть живому) - Что называет Пришвин «сокровищами жизни»? ( растения и животных) - К чему призывает Пришвин? (охранять Родину)
- Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину»)
- Может ли жизнь существовать без растений и животных? - Как можно озаглавить часть?
- Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль? «Охранять природу – значит охранять Родину».Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
13. Физминутка для глаз:
14. Тестирование:
Тестирование покажет, как точно вы запомнили фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.
15. Работа с пословицами: - Перед вами пословицы.
- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Тот герой, кто за Родину стоит горой.
- Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
- Я хочу, чтобы вы запомнили:
Никогда ни одна страна мира, какой бы она ни была богатой и красивой, не заменит
вам Родины, как ни одна чужая женщина не заменит родной матери. Поэтому:
Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Берегите Россию – Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
16. Итог урока: Какие задачи ставили?
17. Рефлексия: Смайлики
18. Д/З: На «3». Читать выразительно.
На «4». Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике.
На «5». Пересказать текст, выучить последний абзац.
Биография Михаила Михайловича Пришвина
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Пришвин собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.
«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.
Тест.
1. Мать угостила меня …
а) чаем;
б) кофе с молоком;
в) чаем с молоком.
2. Потом и в городе …
а) я вставал на заре;
б) я вставал с первыми петухами;
в) я вставал рано.
3. После чаю …
а) я уходил на охоту;
б) я уходил на работу;
в) я уходил спать.
4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …
а) с драгоценными камнями;
б) с великими сокровищами жизни;
в) с большим богатством.
5. Я прочитал…
а) сказку;
б) рассказ;
в) очерк.
6. Произведение «Моя Родина» написал…
а) Чарушина Е.И.
б) Паустовского К.Г.;
в) Пришвина М.М.;