Конспект урока литературного чтения М. Пришвин Моя родина.
Тема урока: М. Пришвин. "Моя Родина".
Цель:
- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».
Задачи:
- учить понимать смысл текста;
- формулировать основную мысль своими словами;
- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умение работать с текстом произведения;
- обогащать читательский опыт детей;
- учить применять полученные знания, при составлении плана и работе по тексту.
Метапредметные:
-познавательные:
формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий;
развивать умения решать творческие задачи;
-регулятивные:
формировать умение учиться определять деятельность на уроке;
развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
- коммуникативные:
формировать умение слушать и понимать других;
умение произвольно строить контекстуальную речь;
работать в парах и группах;
стимулировать мотивацию обучения через применения технологии продуктивного чтения.
- личностные:
пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;
прививать бережное отношение к окружающему миру;
воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.
Тип урока: ознакомление с новым знанием.
УМК:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.
Оборудование:
- крынка = глиняный горшочек,
- ключевые слова на карточках,
- памятка для постановки целей,
- маршрутный лист, тест № 26,
- толковый словарь Ожегова,
- карта Орловской области №13,
- карточка 277 км,
- презентация к уроку,
- задания для 5 групп,
- эталон проверки теста,
- самооценка: стикеры.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологический настрой, снятие напряжения учащихся.
- Здравствуйте, ребята, уважаемое жюри. Урок у вас буду вести я. Зовут меня Татьяна Васильевна. Я работаю учителем в Кудиновской школе. А моими учениками сегодня будете вы. Мне очень хочется поработать с вами. Я уверена у нас всё получится.
- Давайте поприветствуем друг друга стихотворением:
***
Привет сосед.
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки свои дарил.
(Повторим)
- А теперь ещё ближе познакомимся. Если вы согласны со мной, то хлопайте в ладоши один раз:
* У меня сегодня хорошее настроение.
* У меня в классе много друзей.
* Я люблю читать книги.
* Я люблю смотреть телевизор.
* Я люблю помогать взрослым.
* Я люблю уроки литературного чтения.
- Я тоже люблю уроки литературного чтения и люблю читать. Урок литературного чтения - это урок общения, урок встречи с новым произведением, писателем, урок - открытие: мы всегда узнаём что - то новое.
2. Актуализация знаний, антиципация чтения, появление темы, целей урока.
Этап I: работа с текстом до чтения:
- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Откройте учебник на стр. 57 и прочитайте название раздела («Люби живое»).
- Как вы понимаете выражение "Люби живое".- Начнём познавать раздел с удивительного произведения.
- А о чём оно? Попробуем ответить на этот вопрос вместе. Я начну читать строки стихотворения, а вы продолжите.
***
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это... Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это ... Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже ... Родина!
- Догадались? О чем будет новое произведение? ( О Родине)
- Откройте учебник стр. 58.
- Прочитайте название рассказа и фамилию автора?
- Как называется наша Родина? (Россия)
- У слова родина есть ещё одно значение. Давайте подумаем какое? Послушайте.
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша».
- О каком кусочке земли идёт речь?
- Ещё значение имеет слово "родина" - кусок земли на котором мы родились и живём? Наша малая родина: где мы родились, где живут наши родители.
Родина - кусок земли, на котором человек родился.
- Красоту нашей Родины, родную природу воспевали многие писатели: Конст. Паустовский, Е. И. Чарушин, М.М. Пришвин.
- Познакомимся с ключевыми слова:
МАТЬ
ЧАЙ С МОЛОКОМ
ВСТАВАТЬ РАНО
УХОДИЛ НА ОХОТУ
- Давайте предположим о какой родине будет рассказ об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились?
- Кто назовёт тему урока? (СТАВЯТ УЧЕНИКИ)
Тема урока: М. Пришвин "Моя Родина".
- А поставить цели нам поможет памятка:
1. Я познакомлюсь с ... .
2. Узнаю ... .
3. Буду учиться .... .
4. Активно работать ... .
Цель: ГОВОРЯТ ДЕТИ.
Уточню цели:
- учиться понимать текст, читать текст правильно, выразительно,
- выяснить основную мысль текста.
- Как вы думаете, чтобы достичь цели, какими мы должны быть?
(Я: внимательными, сообразительными, активными, а самое главное - желание получить новые знания).
- На сегодняшнем уроке желаю Вам активности, творчества, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных отметок. У нас всё получится.
Этап II: работа с текстом во время чтения.
- Всю работу мы будем фиксировать в журнале. Таким журналом для вас будет маршрутный лист. Возьмите его в руки. Положите на столы. Запишем название произведения и автора.
- Очень хочется начать читать этот рассказ!
Первичное чтение текста САМОСТОЯТЕЛЬНО с пометкой незнакомых слов.
М. Пришвин. "Моя Родина".
- Какие слова оказались вам незнакомы?
Чтение вслух.
1) Читает учитель 1 и 2 абзацы.
- Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)
- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек?
- Когда вставала мама?
- Что однажды сделал маленький Пришвин?
- Чем его угостила мама?
- В чём кипятилось молоко? ( в глиняном горшочке)
Я покажу вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.
- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)
- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)
- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
- Привык ли он к утреннему вставанию?
- Как об этом говорит автор? Прочитайте.
Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить?
Прекрасный чай. Записываем в таблицу цифра1.
2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.
- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?
(Это стало его привычкой)
- О чём думал автор? Прочитайте.
- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.
- Догадались почему автор вставал рано?
ВЫВОД: Он очень любил природу.- Как вы думаете какой совет даёт нам автор?
(ВСТАВАТЬ С СОЛНЦЕМ)
- Как можно озаглавить эту часть?
Вставать с солнцем. Запишем 2 пункт плана в маршрутный лист.
- А если человек будет вставать с солнцем, что у него прибавится? (ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ)
3)Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту" до слов ... "не встречался").
- Куда уходил Пришвин после чаю?
- Чем вообще люди занимаются на охоте?
- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)
- Как вы понимаете значение слова "находка"?
- Но у Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.
- Как можно озаглавить эту часть?
Запись в маршрутный лист 3 пункт плана Находки.
4) Чтение следующей части учащимися (до конца).
- Какое слово вам не понятно?
- Что обозначает слово "кладовАя"? Какой словарик надо взять, чтобы узнать значение слова? Обратимся к толковому словарю Ожегова. Стр. ***
- К кому обращается автор в этой части?
- Как он к вам обращается?
-Как он называет Вас? (хозяевами)
- С чем сравнивает автор природу? (кладовАя)
- Не просто кладовАя, а кладовАя солнца. Почему?
(Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).
- Именно солнце – источник жизни, а его «кладовАя» – природа – позволяет существовать всему живому.
- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?
(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).
- Что нужно рыбе?
- Почему?
- Что нужно птице?
- Почему?
- Что нужно зверю?
- Почему?
- А что нужно человеку?
- Почему?
- Что значит "охранять природу"?
- Как можно озаглавить эту часть?
Работа в листах. Охранять природу - значит охранять Родину.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Как живёшь? Вот так!»
Этап III: работа с текстом после чтения.
1) В произведении автор описывает воспоминания о своём детстве.
- Эти воспоминания важны для писателя?
(Да. Они определили его жизнь)
- Как вы думаете: какая главная мысль текста?
Вывод:
Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
2) Работа со слайдами презентации.
- Посмотрите на портрет М. Пришвина. Послушайте стихотворение о нём.
1 слайд
Всю жизнь бродил он по лесамДеревьев знал язык,Птиц различал по голосамЗнакомый мне старик.
Всегда он ведал напередСредь сосен и дубрав,Где слаще ягода растетИ где полно грибов.
Никто не мог так передатьКрасы полей и рек,И так о лесе рассказатьКак этот человек… (М. Цуранов)
- Как вы думаете: каким человеком он был?
- Такой удивительно добрый, любящий родину и природу родного края, знающий каждый кусочек своей земли. Только он мог написать такие строки о Родине.
- М. Пришвин родился 4 февраля 1873 года. В этом году ему исполнилось бы 143 года.
2- 3 слайды
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство.
Посмотрите на слайд. Как называется страна, которую мы видим на карте?
- А вот и Орловская область? Такая карта есть и у вас на столах.
- Поработаем в парах. Напомню: при работе в парах выслушивайте мнение соседа, вместе приходите к решению вопроса. Рассмотрите карту внимательно. Ответьте на вопрос:
- С какими областями граничит Орловская область?
- В какой области мы с вами живём?
- Можно ли, глядя на карту, сделать вывод: что природа Калужской и Орловской области похожи?
- Да ребята, это одна природная зона. Как она называется? (Зона лесов). Природу Орловской области мы можем легко представить.
- Посмотрите на эту цифру. Давайте вместе прочитаем: 277 км.
Расстояние от Малоярославца до Орла по трассе составляет 277 км.
5 слайд и далее
Я люблю природу. И тоже часто хожу "на охоту". Моя охота тоже заключается в находках Эти находки я, как современный человек, могу сфотографировать и показать своим друзьям. Вот мои находки в разное время года.
3. Закрепление нового материала.
1) Перечитывание рассказа самостоятельно.
- Задание: Какая основная мысль текста? (записываем в маршрутный лист)
Вывод:
Надо охранять природу. А охранять природу - значит охранять и родину.
2) Обобщение знаний.
(ОТВЕЧАЕМ и ЗАПИСЬ В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ)
- Какой совет дал нам писатель? (ОТВЕЧАЕМ и ЗАПИСЬ В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ)
- Чему тебя научил рассказ М. Пришвина "Моя Родина"?( самостоятельно ОТВЕЧАЕМ и ЗАПИСЬ В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ САМИ)
- Давайте послушаем, что вы записали.
Чему вас научил рассказ М. Пришвина?
- Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?
- Объясните, почему с рассказа "Моя Родина" начинается раздел учебника «Люби живое»?
- Какую помощь вы, можете оказать природе, чтобы её сохранить?
3) Работа в группах ( в файлах инструкция и задание).
- Объединитесь в группы. Командиры у вас есть. Возьмите файлы с заданием. Изучите инструкцию. Работайте дружно. Время ограничено 3 минуты. Когда вы закончите работу, то командир поднимет руку.
4. Выступление учащихся по группам.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ групп.
1 группа:
- За что человек должен быть благодарен М. Пришвину?
2 группа:
- Какие пословицы о Родине получились?
3 группа:
- Каких животных особенно любил автор?
- Чему завидовал Пришвин?
4 группа:
- О каком растении вы прочитали?
- Что интересного о нём узнали?
5 группа:
-Однокоренные слова к слову Родина.
- Получилась у вас работа в группах?
- Дружно работали?
5. Проверка знаний учащихся и самооценка:
1) Выполнение теста
- Проверим знания. Поверните наш лист. Выполните тест.
2) Проверка по эталону:
1. в
2. в
3. а
4. б
5. б
3) Самооценка:
- Давайте оценим себя.
Если все ответы правильны ставим "5".
Если 1 ошибка ставим - "4".
Если 2 ошибки ставим - "3".
4) Возьмите стикеры. Поставьте себе отметку за тест на стикер. Кто получил отметку "5" выходите к доске. Наклейте стикеры в свой столбец. Кто получил отметку "4" наклейте стикеры. Кто получил отметку "3". Тоже выходите, наклейте в 3 столбик.
- Что у нас получилось? (Диаграмма. Диаграмма знаний полученных на уроке).
- Давайте её прочитаем и сделаем вывод.
-Мы хорошие знания получили?
- На уроке больше "5" или "4"?
- А отметок "3" много?
- Молодцы!!!
5. Рефлексия.
- Вам понравился урок?
- Давайте вспомним цели урока.
Дети:****
- Достигли ли мы их?
- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?
- Ребята, мы сегодня с вами учились понимать текст. Вам интересно было работать с текстом?
Все:
"Охранять природу – значит охранять родину!".
6. Итог:
- Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.
"Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!" (К. Паустовский)
- Может ли человек прожить без сердца?
Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. Для многих из нас родина - это Малоярославецкий край. Читайте книги о Родине и родном крае, изучайте историю, любите родину.
7.Работа с дневниками.
1) отметки:
- Сегодня за урок поставьте себе отметку, которую вы получили по тесту.
- Только "5" и "4". Тройки ставить не будем.
2) домашнее задание.
- По всему произведению каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Он вам необходим для выполнения домашнего задания.
Стр. 58 - 59 прочитать, пересказать по плану.
Ваша учительница мне сказала, что в классе много творческих детей. Я вам предлагаю такие задания.
1. Для тех кто любит фотографировать, принести фотографии на тему "Моя Родина".
2. Для тех кто любит сочинять, написать рассказ на тему "Моя Родина".
3. Для тех кто любит рисовать, нарисовать рисунок на тему "Моя Родина".
4. А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни Малоярославецкого края из местных газет.
Закройте дневники.
Давайте будем друзьями природы!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам ,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету.
Во всей Вселенной прекрасней нету.
Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную работу и плодотворную я дарю вам АППЛОДИСМЕНТЫ.