Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «М.М.Пришвин «Моя Родина».»

Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: «М.М.Пришвин «Моя Родина».»
Планируемые результаты:
Предметные:
знакомство с рассказом «Моя Родина»;
знакомство с некоторыми автобиографическими сведениями из жизни М.Пришвина;
формирование навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения;
формирование читательской самостоятельности;
формирование и развитие читательских интересов.
Метапредметные УУД:
-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
-регулятивные:  формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
-коммуникативные: умение выразить свою точку зрения, обсудить проблему, выразить впечатление о прочитанном;
- личностные: пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
учебник 3 класс Л.Ф.Калимановой «Литературное чтение», выставка книг М.Пришвина, индивидуальные кроссворды, сообщение о жизни и творчестве М.Пришвина (1 ученик).
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок, начинается урок. Проверьте, все ли готово к уроку:
Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение. Садитесь. Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.
II. Речевая разминка.
1) - Ребята, давайте сначала немножко разомнем наш речевой аппарат. Перед вами скороговорка.
На тропинке крапивка,
на крапивке крупинка.
- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.
(Учащиеся сначала читают вместе с учителем, затем можно спросить любого ученика по желанию).
2) -Хорошо, посмотрите на доску. Это тоже части скороговорок?
-Нет, это части пословиц.
- Продолжите пословицы:
Кто много читает(тот много знает)
Чтение – лучшее(учение)
– Так зачем же нам надо читать?
- Чтобы больше знать.
- Верно, подружитесь с книгами, и вы всегда найдете ответ на любой вопрос.
III. Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были составить текст об одном из животных. Послушаем ваши рассказы.
(Учащиеся по очереди выходят к доске и читают свои рассказы, остальные внимательно слушают).
-Молодцы, у всех получились хорошие рассказы о животных. Сдайте свои работы.
Актуализация знаний. Введение в тему.
- Наш урок я хочу начать с разгадывания кроссворда.

1









2






3













4










5







6











7









8






9






10










11







12






13







1. Он коричневый, лохматый,
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив тёплый дом,
Спит всю зиму в доме том. (Медведь)
2. В зоопарк пойдём, скорей,
Чтоб увидеть там ( Зверей)
3. Дерево с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, чёрные, терпкого вкуса ягоды этого дерева. (Черёмуха).
4. Высоко в горах живёт. Этот хищный «снежный» кот. (Барс)
5. Под водой живёт народ, Ходит задом наперёд. (Раки)
6. Стелющийся болотный кустарничек с красными кислыми ягодами. (Клюква).
7. Без неё разум туп. (Памяти)
8. Лентой вьётся на просторе,
И впадает она в море.
Широка и глубока.
Как зовём её (Река)
9. Живёт в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится.
(Филин)
10. У реки растёт камыш,
В камыше живёт малыш .
Он с зелёной кожицей
И с зелёной рожицей. (Лягушонок)
11. Это маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (Воробей)
12. Трав копытами касаясь,
Ходят по лесу красавцы
Ходят смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лоси)
13. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ..(Солнце)
- Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках. (Михаил Пришвин).
- Как вы думаете, по какому принципу я составляла кроссворд?
(Это все названия рассказов М.Пришвина.) (Выставка книг.)
Да, это названия рассказов, но некоторые из них нужно уточнить .
- Под номером 7, память чья? (Беличья.)
- Под номером 13, узнайте сказку- быль по слову «солнце».
(«Кладовая солнца».)
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
- Что вы знаете об этом писателе?
2. Рассказ об авторе.
- Послушайте, что о Пришвине расскажет нам .
(Сообщение о Пришвине, заранее подготовленное учащимся.)
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
3) Работа над произведением М.Пришвина «Моя Родина»
- Как вы понимаете смысл слова «Родина»?
- Место, где родился, где живешь.
- В какой стране вы родились и живете?
-
-У каждого из нас своя Родина. Итак, произведение называется «Моя Родина». Как вы думаете, о чём оно?
-Пришвин рассказывает о своей Родине.
- Ребята, в этом произведении нам встретятся непонятные слова. Прочитайте их.
Со/кро/ви/ща -
Кла/до/вая -
- Что такое сокровища?
(Ответы детей)
- Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова.
- Сокровища - 1) драгоценность, дорогая вещь; 2) так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом; 3) ценности духовной и материальной культуры.
- Что такое кладовая?
(Ответы детей)
-Найдите в толковом словаре.
- Кладовая – это: 1)помещение для хранения материалов, товаров; 2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые).
3. Слушанье произведения.
- Начнем знакомство. Ваша задача: внимательно прослушать рассказ, представить картину, которую описывает в произведении писатель.
- Какую картину вы представили?
-
4. Самостоятельное чтение.
5. Работа над текстом.
- О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
(Примерный ответ. Он вспоминает о том, как мама его вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама его угостила чаем с молоком. Молоко это было кипячёное . Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каждый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым.)
- Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался)
- С чем он сравнивает природу?
- С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни.
- Правильно, эти сокровища – животные, растения, море, воздух и т.д. К чему Пришвин нас призывает?
- Нужно беречь эти сокровища.
- Почему слово мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
- Потому что это самые главные и важные слова в нашей жизни.
- Какие строки этой статьи самые главные?
- Охранять природу – значит охранять Родину.
- Какими являются эти слова для рассказа?
- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.
- Прочитайте обращение писателя к детям. (Дети читают 2 последних абзаца) Как он Вас называет?
- Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М.Пришвина. Вставьте пропущенные слова
1. Я однажды встал тоже .
2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался .
3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать .
4. Моя охота была и тогда и теперь .
5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо и .
6. И охранять природу – значит .
VI. Рефлексия.
- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?
- Мы познакомились с творчеством М.Пришвина.
- Что нового узнали на уроке?
- Природа – это кладовая солнца. Мы – хозяева природы и мы должны охранять её сокровища.
- Какую пользу для себя вы получили от этого урока? Какие знания с урока вам могут пригодиться в дальнейшем?
- Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу?
- Сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы.
VII. Итог урока.
- Да, ребята, книги М.Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Каждый из нас любит свою Родину, край где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным. Родиной мы называем землю отцов, предков.
- Подберите однокоренные слова к слову «Родина» ( род, родной, родители, рождение)
VII. Домашнее задание.