Классный час с психологом Роль самооценки
Классный час с психологом
«Самооценка и ее роль в самовоспитании»
( для учащихся 10 класса )
Цель: углубление процесса самопознания, самораскрытия;
получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки;
познание себя при помощи группы;
формирование навыков рефлексивной деятельности.
Участники: ученики 10 класса.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) на доске тема классного часа; высказывания великих людей по теме; изображения квадрата, треугольника, круга, зигзага, буква Я, облака, IQ, нарисованные песочные часы.
б) отпечатанные опросные листы «Самооценка», «8 кругов», «рисунок в квадрате» ладошки из тетрадных листов 3 видов (клетка, линия, косая), тетрадные листы, памятка «Шаги к своей самооценке» по количеству участников, карточки, желтые стикеры.
1. Мотивация деятельности.
Психолог. Прочтите высказывания великих людей. Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем занятии? ( Ответы учащихся). Правильно, сегодня мы поговорим о самооценке.
Сообщение темы и цели занятия.
Упражнение «Мои ожидания» «Часы».
Психолог. Наше занятие занимает определенные временные рамки, символом времени у нас будут эти нарисованные песочные часы, вам на стикерах предлагается написать свои ожидания от занятия и поместить их в верхней части песочных часов.
2. Информационный блок.
Самооценка – это мнение человека о себе, связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, потребности найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе.
Каждый из нас намеренно или сам того не подозревая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывается довольно устойчивое мнение о себе, своем интеллекте, внешности, способностях, здоровье, т.е формирует «набор самооценок» от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны или нет, застенчивы или кичливы.
Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих.
Самооценка бывает высокого уровня, среднего ( оптимальная ), неадекватно завышенной или заниженной.
3. Упражнение « 8 кругов».
Предлагается в бланке с нарисованными кругами поставить свое «Я» ( в любом из кругов).
Чем ближе к левому краю находится круг с «Я», тем выше самооценка.
Задание «Самооценка»
Психолог. Возможно, вы замечали, что то как вы относитесь к себе, формирует к вам отношение других людей. Оцените себя , выбирая «плюс» или « минус» соответственно предложенным утверждениям в опросном листе «Самооценка».
Ваши результаты. Если вы набрали больше «плюсов», то самооценка достаточно высокая, если больше «минусов», значит, самооценка занижена и вам необходимо выработать позитивное отношение к себе.
Человек с низкой самооценкой постоянно подвергается насмешкам, обману, унижениям, оскорблениям, со стороны сверстников. Такой человек не способен защитить себя, всегда чувствует психологический барьер в общении, ощущает себя неудачником, испытывает чувство одиночества.
Мы отметили , что самооценка - это мнение человека, сформировавшееся также в результате сравнения себя с другими. Однако, если вы будете сравнивать себя с Девидом Духовны внешне, с А.Энштейном по уму, то мало добьетесь в жизни успеха, поэтому помните правила сравнения себя с другими:
1.Идеалом можно восхищаться, но нельзя делать его мерилом своего успеха.
2.В самосовершенствовании должен привлекать не результат, а процесс изменения себя.
3.Формируя собственную самооценку. нельзя руководствоваться чужой волей.
4. Не сравнивай себя с другими, сравнивай с собой вчерашним.
Хочу обратиться к словам Ж..Поля «Без индивидуальности не существует человеческого величия». Каждый человек индивидуален и признание своей ценности, своего права быть собой – это обязанность каждого.
4. Упражнение «Человечки».
Учащимся предлагается взять тетрадный лист, сложить пополам и без ножниц «вырезать» силуэт человека.
После выполнения задания обращаем внимание на то, что у всех был одинаковый тетрадный лист, выполняли одинаковые инструкции, но все фигурки получились абсолютно разными. Вывод.
5. Для того, чтобы почувствовать насколько важно иметь положительную позицию касательно отношения к себе предлагается следующее упражнение, которое называется
« Может ли человек быть самим собой».
Психолог. Вам нужно выбрать себе « ладошку». После того как вы сделали выбор,
обратите внимание на то, что все «ладошки» разные – из тетрадного листа в клетку, линию, или косую. Разделитесь на 3 группы, выберите себе карточку, обсудите содержание и предложите свой комментарий-вывод.
Карточка1. Если бы садовнику нравились розы, он все равно не смог бы заставить все цветы в саду стать похожими на них.
( Необходимо прийти к выводу: нельзя стать похожим на созданный кем-то идеал, как бы того не хотели, потому что от природы каждый уникален.)
Карточка 2. Счастливый человек, который любит розы, но еще счастливей тот, кто способен наслаждаться неповторимой красотой любого творения.
( Необходимо прийти к выводу: научиться понимать и принимать уникальность каждого и себя самого можно только в контакте с разными людьми. Общайтесь!)
Карточка 3. « На вкус и цвет товарищей нет» - утверждает народная пословица. Ее можно отнести и к людям.
( Необходимо сделать вывод: не может быть человека, который нравится всем.
Одни ищут в человеке сочувствующего, другие – требовательности и справедливости, третьи – энтузиаста, четвертые – интеллектуала. Один человек не может оправдать все ожидания.
Психолог. Продолжаем работать в группе и следующее наше упражнение называется
«Мои положительные качества».
Работаем с вашими «ладошками». Вы подписываете свою ладошку и передаете ее по кругу для того, чтобы на ней все участники группы написали ваши положительные качества (минимум четыре), пока она к вам не вернется.
Тренер собирает в конце упражнения все «ладошки» и несколько зачитывает. Группа должна угадать о ком речь.
Обсуждение упражнения:
Трудно ли выявить положительные качества?
Что вы чувствовали, когда выполняли задание?
Для чего мы его выполняли?
6. Упражнение «Рисунок в квадрате»
За 1 минуту необходимо нарисовать рисунок в квадрате.
Если рисунок нарисован в верхней части рамки или и в верхней, и в нижней, то скорее всего вы уверенны в себе, а если в нижней – скорее всего, вы неуверенны в себе.
Психолог. Хочу обратитьсяя к словам Л. Н Толстого. «Все дело в мыслях. Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять, поэтому главное в самоусовершенствовании – работа над мыслями. Существует много подтверждений,
что мысли определяют у человека некоторые психологические и физиологические изменения. Так негативные мысли угнетают, а положительные – наоборот, воодушевляют. Вы и сами замечали, что когда думаешь о возможной неудаче, тебе может не везти. Или боишься чего-то, и оно происходит с тобой. Если считаешь себя незаметным и недостойным внимания, что ты никому не нужен или никому не нравишься – знай: тебя и правда не заметят. Но все зависит от вас! И от мыслей, действий, чувств.
Итак, попробуйте руководить своими мыслями.
Касательно мыслей и чувств , Мудрость Востока гласит: «Даже если мы не можем изменить обстоятельства, мы можем изменить свое отношение к ним.»
Позитивное мышление о себе – возможный залог твоего успеха. И помните:
Если ты считаешь себя разбитым,
Ты действительно разбит.
Если думаешь, что не посмеешь,
Значит, не решишься.
Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь,
То почти, наверняка проиграешь.
В битвах жизни не всегда побеждает
Самый быстрый или самый сильный,
Но рано или поздно тот, кто побеждает, оказывается тем, кто считал себя на это способным.
7. Подведение итогов. Учащиеся получают памятки «Шаги к своей самооценке».
8. Рефлексия.
Психолог. В начале нашего занятия вы отметили на наших символических песочных часах свои ожидания от занятия, если они оправдались переместите свои стикеры вниз
(песок просыпался).
Благодарю за внимание. До новых встреч.
15