Сборник дидактических игр по обучению детей дошкольного возраста навыкам сотрудничества











Сборник игр на обучение
навыкам сотрудничества
детей дошкольного возраста

методическое пособие

















Методическое пособие
В сборнике представлено множество интересных и полезных игр, которые помогут детям выработать уверенность в себе и внимательно относиться к окружающим. С помощью этих игр дети научатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих; использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.
Пособие адресовано практическим психологам ДОУ, педагогам, родителям, вожатым детских лагерей


















ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
ИНТЕРЕСА К ПАРТНЁРУ
ПО ОБЩЕНИЮ

«Кто говорит?»
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.
Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

«Угадай, кто это»
Цель: развивать внимание, наблюдательность. Описание игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.









«Пожелание» Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению. Описание игры: дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас” и т.

«Комплименты»
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Описание игры: дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.













«Доброе слово»
Цель: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам.
Описание игры: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе.
Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

«Закончи предложение
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них. Описание игры: дети стоят в кругу. В качестве ведущего педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка Мой лучший друг. Моё любимое занятие. Мой любимый праздник. Мой любимый мультфильм. Моя любимая сказка Моя любимая песня.











«Чей голосок?»
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.
Описание игры: дети садятся полукругом, ведущий впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

«Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Описание игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.










«А я сегодня такой!»
Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.
Описание игры: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося:
«Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает























«Как говорят части тела»
Цель: учить невербальным способам общения.
Описание игры: воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:
· как говорят плечи "Я не знаю”;
· как говорит палец "Иди сюда”;
· как ноги капризного ребёнка требуют "Я хочу!”, "Дай мне!”;
·как говорит голова "Да” и "Нет”;
·как говорит рука "Садись!”, "Повернись!”, "До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.















«Зоопарк»
Цель: развивать невербальные способы общения.
Описание игры: каждый из участников представляет себе, что он животное, птица, рыба. Воспитатель дает 23 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по
очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Сделай подарок»
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Описание игры: педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.














«Разговор сквозь стекло»
Цель: развитие умения вести диалог не вербально.
Описание игры: воспитатель помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждем его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать, бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что гот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.

Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Описание игры: тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).







«Вопрос – ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” “Ловишки” и т.д.).

«Прощай» Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Описание игры: дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.










«Здороваемся без слов» Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении. Описание игры: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

«На мостике»
Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
Описание игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.






Музыкальные объятия (обнималки)»
Цель: дети прыгают под музыку по залу.
Описание игры: когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу (можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие.






























«Возьмёмся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
Описание игры: педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

«Раскрасьте правильно»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.
Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.







«Робот» Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Описание игры: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Удержи предмет» Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром. Описание игры: дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.














«Руки - ноги» Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей. Описание игры: детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок поднять руки вверх, на два встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Змея» Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Описание игры: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок “голова змеи”, последний “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.






Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: сплочение группы.
Описание игры: играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок это голова дракона, последний кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок

Игра «Паровозик»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Описание игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.














Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Описание игры: воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.
Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы










"Паутина" Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.
Описание игры: некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это проблема.  В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы. Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток. Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек. Паутина эта необычная, "волшебная". Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета.
















«Заколдованная тропинка»
Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Описание игры: один из детей– ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

«Я хочу с тобой подружиться»
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: Из участников игры выбирается водящий который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.












«Встаньте, все кто»
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

«Ток»
Цель: установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу ток (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).














«Радио»
Цель: развитие внимания к сверстникам.
Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Хромой ведет слепого»
Цель: установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».











Список используемой литературы:

Антонова О.В. Развивающие игры и упражнения для детей 4-5 лет. Ужасно интересно... – СПб, 2000.
Довыдов К.Д. «Психологические особенности сплочённости коллектива» №4.2005г.
Каткова Александра.  Психологические игры - Игры и упражнения на сплочение коллектива, 2010.
Матвеичева Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду, 2010.
Чеснокова Е.Н., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников,  журнал "Воспитатель" N9/2008.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000.




ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ




Рисунок 2