Выступление на педсовете Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности на уроках английского языка при реализации ФГОС
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»
Выступление на педсовете
Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности на уроках английского языка при реализации ФГОС
Подготовила: учитель английского языка
Царапкина Е.И.
Инсар 2017
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в школе.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд необходимо использовать в работе с учащимися начального звена в рамках ФГОС , игровые, здоровьесберегающие ,информационно-коммуникационные , которые я активно использую в своей работе и наиболее эффективная проектно-исследовательская .
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках английского языка, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Работа с проектом -процесс творческий: рисунки, сочинения, наблюдения, аудио, видео-работы, презентации. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-либо проблемы. Для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Организация проектной деятельности по английскому языку проводится нами на разных уровнях и в разных формах. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы, написание мини сочинений, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой.
В качестве примеров урочной деятельности учащихся выступают ролевые игры, уроки-зачеты; уроки-проекты; уроки-дискуссии и формы работы с детьми (работа в группе, в паре и индивидуально). С две тысячи четырнадцатого года мы перешли на новые образовательные стандарты по английскому языку во 2-х классах по учебнику издательство Дрофа «Rainbow English. В УМК входит учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь с раздаточным материалом, лексико-грамматический практикум и аудио приложение. Данный комплект полностью соответствует ФГОС НОО и позволяет достигать личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов стандарта.
В настоящее время проектная деятельность начинается в начальной школе. Дети младшего школьного возраста по своей природе исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских проектах. Особенностью организации такой деятельности является то, что в ней могут участвовать не только одаренные обучающиеся, но и школьники, имеющие низкий уровень знаний. Необходимым условием является то, что проектная деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам их выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта мы обращаем внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень творчества и оригинальность при выполнении проекта
Первые мини- проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема «Му реt» лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Дети рисуют своего домашнего питомца и рассказывают о нем.
В конце года мини-проект «Мое любимое блюдо»,учащиеся делятся рецептами различных блюд, приносят готовые изделия, фотографии своих кулинарных шедевров.
Изучив тему «Продукты» мы выполняем проектную работу «Меню для школьной столовой». При работе над данным проектом активно используется один из типов здоровьесберегающих технологий, а именно технология обучения здоровью.
Проектная деятельность школьников среднего звена обычно имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Знаменитые люди», «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Дом моей мечты» (5-6 классы).
Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене.
В проектной деятельности невозможно обойтись без использования современных компьютерных технологий. Так, при работе над проектом «Достопримечательности Лондона» (7 класс) пробуют себя в создании компьютерных презентаций и создают виртуальные экскурсии по выбранной группой достопримечательности.
На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: «Проблемы подростков», результатом которой станут проекты обучающихся на тему «Легко ли быть молодым?» «Здоровый образ жизни», «Глобальные проблемы человечества», «Человек и природа», «Молодёжные группы», «Музыка».
Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей . Неизбежны и языковые ошибки, потому, что часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом
Несмотря на определённые трудности, учащиеся осознают, что знание иностранного языка повышает уровень коммуникативной культуры, активизирует их познавательный интерес к английскому языку не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные марафоны и т.д.
Основной целью внеурочной деятельности является максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся, повышение мотивации к изучению языка
Основными традиционными формами такой деятельности были и остаются:
• олимпиады
• интернет-олимпиады
• конкурсы (сочинений, чтецов, переводов, загадок, слоганов)
• элективная работа;
• научно-практические конференции;
• участие в международном конкурсе «Британский Бульдог»
• региональные конкурсы
Существуют много конкурсов и олимпиад по иностранным языкам, и мы стараемся участвовать.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады
Всероссийская Олимпиада школьников.
Я считаю, что олимпиады способствуют:
выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.
.Международный игровой конкурс по английскому языку British Bulldog
Конкурс является частью программы «Продуктивные игровые конкурсы»
Цель программы
Развитие интереса учащихся к знаниям, стимулирование их продуктивной творческой активности
Конкурсные задания подготовлены для 4-х возрастных групп: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы. Участникам было предложено ответить на 60 вопросов (50 вопросов для 3-4 классов) различной степени сложности за 75 минут. Задания разделены на блоки (по 10 вопросов в каждом), направленные на различные виды языковой деятельности (знание грамматики, лексики, понимание связного текста, понимание речи). Первые 10 вопросов – аудирование.
Олимпиады Олимпус организованы Институтом Развития Школьного Образования (ИРШО). Олимпиады составляют ценное дополнение при освоении образовательных программ, вносят разнообразие в программу занятий, а также являются внешним источником оценки уровня знаний учеников. Проверяются знания по грамматике, лексике, коммуникативные умения и понимание текста.
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество».
Участие в проекте МАН « Интеллект будущего» предоставляет каждому ученику:
Испытать свой интеллект, стать успешным сейчас и обеспечить успех своего будущего
Поучаствовать во всероссийских образовательных проектах, не выходя из дома
Получить документы для портфолио: каждому конкурсанту вручается свидетельство Участника или Лауреата, победителям- специальные дипломы и сертификаты
Научно-исследовательская деятельность по иностранному языку способствует расширению лексического запаса, закреплению грамматического материала, совершенствованию навыков и умений по основным видам речевой деятельности, способствует всестороннему развитию личности. Научно-исследовательские работы моих учащихся:
«Использование английских слов в русском языке», «Родина английского языка. Где она?», «Сходства и различия школ Британии и России».
Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных исследованиях.
Неделя иностранных языков.
В рамках недели иностранных языков проходят различные мероприятия, которые тоже направлены на выявление ,поддержку и развитие одаренных учащихся.
Фонетические конкурсы.
Конкурсы переводов.
Викторины. Праздники.
Конкурс проектов
Путешествие по англо говорящим странам
Выставки поделок, газет, рисунков
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного образования, развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.