ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках осетинского языка через использование ИКТ»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УЧИТЕЛЯ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА
ПО ТЕМЕ:
«Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках осетинского языка через использование ИКТ»
За все время своей работы в школе учителем осетинского языка в группах с не владеющими детьми мне всегда хотелось сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.
Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В нашей школе созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке. В моем кабинете имеются ноутбук, проектор, экран.
В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки обучающихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы.
ИКТ дают возможность:
-повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
-поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
-расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
-увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
-помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
-активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
-активизировать умственную деятельность учащихся.
Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. К новым учебникам осетинского языка во всех классах прилагается лингафонный курс. Некоторые задания учебника предназначены для прослушивания, для аудирования и т.д.
Целью этой работы считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:
-создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
-организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
-повышение текущей успеваемости и качества знаний.
На уроках широко использую электронные образовательные ресурсы, позволяющие эффективно решать задачи:
- обеспечение уроков информацией;
- демонстрация учебной информации;
- поддержка различных активных форм занятий;
- закрепление знаний,навыков и умений;
- оценка и контроль знаний.
Использование мультимедийных средств обучения - закономерный этап развития педагогических технологий. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Обучающиеся используют Интернет для сбора материала для проектов. Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков.
Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно обучающимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация - это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность. Необходимо отметить, что обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры своей республики.
Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 5-го класса. Интерес представляют такие темы, как "Праздники", "Животные", "Времена года", "Красная книга Осетии", «знаменитые люди Осетии» и др. Еще один положительный результат использования презентаций - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку. Разрабатывая уроки по аудированию, учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание презентаций может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.