Урок по химии Физические и химические свойства кислорода.


МОУ «Бендерская гимназия №2»
Тема урока: Физические и химические свойства кислорода.
Открытый урок в 8 В классе, в рамках ГМО учителей химии на тему: Современные формы и методы работы учителей на уроках химии.
Учитель химии Стоян А. В.
25 ноября 2014 года
Бендеры
Тема урока « Физические и химические свойства кислорода».
Цели урока:
Образовательные – обобщение , углубление и систематизация знаний по теме « Кислород в природе. Кислород как химический элемент. Оксиды». Активизировать знания учащихся о процессах горения и окисления.
Развивающие – развитие мышления учащихся, в том числе умения анализировать, активизировать познавательный интерес с помощью химического эксперимента.
Воспитательные – воспитание потребности в знаниях, целеустремленность, наблюдательность, умение работать в коллективе. Напомнить о значении кислорода для жизни на Земле.
Оборудование: компьютер, экран, ПСХЭ Д.И. Менделеева, склянки с химическими веществами, колба с кислородом, уголь.
Девиз урока: « Без меня нет ни жизни, ни огня».
Ход урока.
Организационная часть.
Химия – это наука о веществах и их превращениях. Наш урок я хочу начать следующей загадкой:
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг, и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без…………….. (кислорода)
Мы продолжаем с вами изучение кислорода и сегодня на уроке узнаем о « Физических и химических свойствах кислорода».
Цель нашего урока:
Докажем, что кислород вездесущ, всемогущ и невидим.
Повторение материала изученного ранее.
Прежде чем мы приступим к изучению свойств кислорода, давайте вспомним, что мы уже знаем о нем.
Фронтальный опрос. Химический диктант.
Необходимо отметить номера правильных высказываний о кислороде.
1.Кислород редко встречается на Земле.
2.Кислород самый распространенный элемент на Земле.
3.Кислород содержится только в земной коре.
4.Кислород содержится в атмосфере, земной коре, гидросфере.
5.Кислород необходим всем живым организмам.
6.Кислород малоактивный элемент.
7.Кислород практически не образует никаких химических соединений.
8.Кислород образует оксиды.
9.В состав оксидов кроме кислорода входят еще два других элемента.
10. Валентность кислорода равна двум.
Работа у доски:
1 ученик: Среди склянок с химическими веществами выбрать оксиды и назвать их.
2 ученик: Выстройте оксиды по возрастанию валентности элемента, образующего оксид:
CO, CO2, Cl2O7, Na2O, SO3, N2O5, Al2O3. Назовите оксиды.
3 ученик: Задача - Найти массовую долю кислорода в оксиде углерода(IV).
4 ученик: Задача – Массовая доля азота 36,84%, массовая доля кислорода 61,16%. Вывести формулу данного соединения.
Изучение нового материала.
Кислород – это простое вещество.
Вопрос: Какие вещества называют простыми? Какие вещества называют сложными? Примеры.
Химический элемент кислород образует вещество кислород: (слайд)
─ Молекула кислорода образована двумя атомами.
─ Химическая формула О2.
─ Относительная молекулярная масса 32.
Физические свойства кислорода.(слайд)
─ Кислород это газ без цвета, вкуса, запаха.
─ Кислород малорастворим в воде. С повышением t0 растворимость газов в воде уменьшается:
00С0 100 V H2O ─ 5 V O2
200C0 100 V H2O ─ 3 V O2
─ У кислорода p=1,429 г/л при 00 С0 и 1 атм.
─ t0 кип =-1830С0 жидкий кислород - это голубая подвижная жидкость, притягиваемая магнитом.
─ t0 пл=-2190С0 кислород затвердевает, образуя синие кристаллы.
─ кислород тяжелее воздуха Мr(O2)=32 Мr(возд)=29
Вопрос: Из текста параграфа давайте выясним как изменение температуры влияет на растворимость кислорода в воде?
Химические свойства кислорода.
Кислород является одним из самых активных веществ, легко вступающих в химические реакции.
Химическое взаимодействие веществ с кислородом называется реакцией окисления.
Вопрос: С данными процессами Вы уже сталкивались при изучении природоведения, биологии, приведите соответствующие примеры.
Давайте посмотрим следующие опыты. И выясним, что же собой представляют реакции горения.
Горение угля
Уравнение реакции: C+O2=CO2 (записывает ученик на доске)
(слайд) Горение серы
Уравнение реакции: S+O2=SO2 (записывает ученик на доске)
(слайд) Горение железа
Уравнение реакции: Fe+O2=Fe3O4 (FeO . Fe2O3) железная окалина, смесь двух оксидов железа.Вопрос: А какую валентность проявляет железо в этих оксидах?
Вопрос: на основании просмотренных опытов давайте попытаемся выяснить, что же собой представляют реакции горения? Чем они сопровождаются?
Реакции, сопровождающиеся выделением теплоты и света, называются реакциями горения. (слайд)
Вопрос: Какие вещества образуются в результате реакций горения? (оксиды)
Вопрос: Сложные или простые вещества вступали во взаимодействие с кислородом? (простые)
Но не только простые вещества способны реагировать с кислородом.
При горении сложных веществ образуется два оксида, например горение метана (слайд)
CH4+2O2=CO2+2H2O
Подведение итогов изучения нового материала: (слайд)
неМе → оксид неМеО2 → Ме → оксид Ме сложные → несколько
вещества оксидов

─Какие профессии напрямую связаны со знаниями полученными сегодня на уроке?
Закрепление изученного материала.
В кармане одного нерадивого ученика была найдена шпаргалка. Так как ею пользовались не раз, с течением времени она пришла в негодность. Некоторые записи стерлись. Помогите восстановить их:
(слайд)
N2+…=2NO в)2Zn+O2=… д)…+O2=2MgO
б)…+5O2=2P2O5 г) C3H8+5O2=…+… е) 2Cu+O2=…
работа с учебником: стр. 73 упр. 1
Подведение итогов
(слайд) Кислород вездесущ, всемогущ и невидим.
Кислород вездесущ – в большинстве окружающих нас веществ есть кислород.
Кислород всемогущ – поддерживает дыхание и горение
Кислород невидим – нет нужды в доказательствах. Он с нами всегда и везде и его отсутствие мы почувствуем моментально.
Рефлексия:
─ Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке?
─ Чему Вы научились?
─ Что бы Вы хотели повторить из данного урока?
Выставление оценок.
Домашнее задание §4.3 в.1,2 §4.4 в.3,4,5 (слайд)
Составить кроссворд, с ключевым словом «Кислород».