Статья «Инновационная деятельность в условиях современного образования»
«Инновационная деятельность в условиях современного образования»
Минченко Наталья Михайловна,
мастер производственного обучения
ГБПОУ КК «Курганинский аграрно – технологический техникум»
Сегодня главная задача образования – качество образования – на современном этапе приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества.
Сущность современного образования включает такие составляющие, как:
- освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности;
- овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений;
- освоение опыта творческой деятельности;
- овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, другим людям, которые дают возможность личности самосовершенствоваться.
К сожалению, две последние составляющие остаются практически нереализованными в традиционном обучении. В связи с этим вводимые в образовательное пространство стандарты третьего поколения, реализующие системно - деятельностный подход, направлены на освоение обучающимися универсальных учебных действий: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях и т.д.
Как же быть педагогу, чтобы, с одной стороны, выполнять главную задачу образования – давать качественное образование, а с другой стороны, учитывать социальные, индивидуальные, личностные, возрастные факторы жизни ребят?
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности обучающихся. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Но именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков, качество приобретенных знаний. Научить и видеть что-то по новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие способностей обучающихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска. Огромное значение в этом имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей обучающихся и повышает творческо-поисковую активность. Поэтому в последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает педагогическая новатика, одним из важных направлений которой являются разработки и внедрение новых педагогических технологий. Одними из продуктивных технологий, направленных на формирование и развитие не только узкопредметных, но и метапредметных (общеучебных) умений, считаются технология личностно – ориентированного, развивающего обучения И. С. Якиманской, технология продуктивного обучения А. В. Хуторского, технология критического мышления и проектная технология (или метод проектов) [5, с.9-16].
Однако типичной ошибкой педагога часто бывает подмена технологий какими-либо элементами деятельности, направленными на развитие личностных качеств ученика, а под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, мастер производственного обучения не ставит плохой отметки, даже если ответ обучающегося того заслуживает. Стараясь помочь слабым обучающимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты.
Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его технологичным. Сущность последнего - не просто создание мастером благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту обучающихся, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика. Но возможно ли это, когда в группе по 25-30 ребят и каждый индивидуален по-своему?
Ответ не прост. От нас требуется не только признание за каждым обучающимся своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций. Рассмотрим некоторые из них.
Первая позиция. Опора на субъективный опыт. Мастер или педагог и обучающийся выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных мастеров и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге, как обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения [4, c.29].
В этих условиях обучающиеся будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Мастеру нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать обучающихся к такому разговору, активно способствовать выражению обучающихся их индивидуальных "семантик" (пусть не совершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, педагог и формирует «коллективное» знание как результат «окультуривания» индивидуальных «семантик», а не просто добивается от группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.
Вторая позиция. Знание психологических особенностей. Подбор дидактического материала к уроку требует от мастера не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого обучающегося в работе с этим материалом. Обучающемуся нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе урока требуют, конечно, особой подготовки мастера производственного обучения и прежде всего знания психофизиологических особенностей ребят, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.
Третья позиция. Роль равноправных партнеров. Она относится к сценарию урока. Если на традиционном уроке основное внимание мастер уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы группы, гибко распределяя ребят по группам с учетом их личностных особенностей, в целях, создания максимально благоприятных условий для их проявления. Все это, несомненно, требует специальной подготовки.
Четвертая позиция. Инструментально- технологическая. Включает в себя совокупность технологий, методов и приемов педагогической деятельности, обеспечивающих усвоение обучающимися знаний, способов умственной деятельности, развитие из мыслительных способностей и повышающих интерес к самостоятельному процессу познания. Например, в основе проектной лежит рефлексивно - деятельностная парадигма [2, с. 38], которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения [2, с.45]:
- Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);
- Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
- Исследовательский метод;
- Частично-поисковый, или эвристический метод.
При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организуется путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки обучающихся используются задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным является умение обучающихся выдвигать гипотезы и защищать их.
Таким образом, инновационная деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию не только обучающегося, но и мастера производственного обучения.
Список используемой литературы:
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.:2003 г.
Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – Луганск, Учебная книга: 2003 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Волгоград: Учитель, 2005
Перинбаньягам Р.С. Диалогическая личность. – М.: 1998 г. 2006
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998 г.