ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Переход на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) выдвинул принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки конкурентоспособного специалиста как личности.
Чтобы подготовить специалиста нового формата, одного традиционного обучения недостаточно, необходимо использовать инновационные педагогические технологии - принципиально новые способы и методы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности.
Синонимом инновации является понятие «новшество». Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия.
Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательной организации по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога, поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
культурно-эстетическая развитость и образованность;
готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения). Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
По назначению инновации в образовании можно условно разделить на:
общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация образовательного процесса, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии);
частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в образовательной организации).
В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико- ориентированные и проблемно-ориентированные.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики:
применение современных информационных технологий;
применение принципа интеграции содержания образования;
развивающее обучение;
дифференцированное обучение;
проектное обучение;
проблемное обучение;
программированное обучение;
модульное обучение.
В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:
личностно ориентированный подход. Для достижения личностного роста студентов используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;
сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;
операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях федеральных государственных образовательных стандартов. Умение действовать у студентов формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;
профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;
акмеологический подход (акмеология – наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей) тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;
контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин или профессиональных модулей федеральному государственному образовательному стандарту.
Перечисленные современные образовательные технологии соответствуют требованиям и положениям концепции развития образования, в том числе и в учреждениях СПО. Проблемно-ориентированные инновационные процессы, как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности (т.е. это формирование общих компетенций).
Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям, способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования и т. д. Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях развития образования.