Конспект внеклассного занятия Сохрани природу

Сценарий
экологического фестиваля «Сохраним природу родного края!»

Цель: формирование активной жизненной позиции по сохранению природных богатств родного края.
Действующие лица: ведущий, чтецы, Природа, Береза, Лесовик, Ручеек, Птица, Бабочка, мама, папа, мальчик Костя, экологи.
Чтение стихотворений.
1 чтец
Тихо крадётся рассвет,
Утро соловьиное,
Для меня дороже нет,
Чем сторонка милая.
За селом поля без края,
У реки сосновый бор,
Когда зорька догорает,
Там лягушек звонкий хор.
На лугу в цветенье травы,
Серебром блестит роса.
Рядом с лугом из дубравы
Птиц весёлых голоса.
2чтец А когда цветут сады –
Райское видение,
И от этой красоты –
Головокружение.
Здесь живу, любуюсь этим
И довольна в жизни всем.
Это лучший край на свете,
Для стихов и для поэм.
3 чтец
Ой, ты, край родимый мой!
Рощи, ельник молодой,
Воды светлые, поля,
Разве вас забуду я!
В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.

Ведущий: Во всех странах, на всех континентах люди думают, как спасти нашу Землю. С каждым днем ширится и растет движение по охране природы, и мнение защитников природы приобретает все больший вес и решающееся значение.
Инсценирование
Играет музыка «Самая счастливая» (сл. С.Чичкова, муз. В.Шаинского) вбегают 2 девочки (в больших бантах), при этом танцуют
. Выглянуло солнышко
Блещет на лугу
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я налету.
Я веночек сделаю –
Солнышко вплету.
Природа
Дорогие друзья! Как вы себя чувствуете? Ничего? А когда болеете? Голова побаливает? Сердце? Ну, это пустяки, завтра же к врачу, а там и на обследование можно лечь, рентген, анализы А вот теперь подумаем, кто поведет к врачу Природу? Кто послушает ее сердце? Кто спросит: «На что жалуетесь?» Кто сделает ей «эколограмму?» Кто? Молчите?

Да, получается, что Я-Природа – вроде как сирота. А ведь я ваша ближайшая кровная родня. И болезни природы моментально передаются вам по наследству.
Мать – природа дарит вам все: еду, одежду, радость, вдохновение, жизнь! А чем вы платите за ее любовь?
(входит береза сломанная, с поникшими ветвями, с исписанным стволом. Плачет горькими слезами)
-Береза, что с тобой наделали?
Какой бедняжкой стала ты!
Бересту твою нежно-белую
Изрезал нож на лоскуты.
Твоя косичка перекручена,
Твоя изломленная рученька.
А кто они, твои каратели?
Песня «Во поле берёза стояла»
Береза (поет)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли стояла-2 раза
Вот пришли мальчишки заломали,
Всю ножом меня исписали. Люли люли заломали.
Люли люли исписали.
(плачет)
Плакала береза желтыми листами,
Плакала береза горькими слезами.
И кидала ветви, и летели листья,
Мне бы вместе с вами жить, люди!
1 девочка
Широкие, привольные,
Родимые края Берёзка белоствольная,
Любимица моя, Стоит, как свечка, белая, Глядит она вокруг: Ей рожь кивает спелая, Ей кланяется луг. 2 девочка
Кругом так славно, солнечно, Куда ни поглядишь, Над озером тихонечко Колышется камыш. Плывут протокой узкою Утята чередой. Люби природу русскую, Храни, её и пой !
Песня «Ничего на свете лучше нету»
Ничего на свете лучше нету
Чем беречь, друзья свою планету
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге.

Мы свое призванье не забудем
Сохраним мы воду чистой людям.
Сбережем мы воздух, лес и реки,
Чтоб природу сохранить на веки.
О бабочках и птицах
(Забегают 2 бабочки)
Мы каждый день вокруг порхаем,
В работе устали не знаем:
Пыльцу цветков мы переносим,
А вас мы очень-очень просим
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить!


Мы привлекательны, красивы,
Но просим помнить, что должны вы
На нас лишь издали смотреть.
Ах, как нам нравится лететь
К цветам, на речку и на луг,
И, сделав там над ними круг,
Припав к цветку, нектар попить.
Цветы мы можем сохранить:
У одного пыльцу возьмем
И на другой перенесем.


Ведущий: Все цветные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить цветных бабочек для забавы.
(входит птица с разбитыми яйцами, плачет, рыдает)
Птица
-Ах, вы, мои деточки!
Ах, вы, мои птенчики!
Не уберегла я вас.
Как же мне жить без вас?
(обращается к Природе)
-Руку, занесенную над веткой,
Над гнездом, где затаилась птица,
Удержи, не дай ей опуститься.
-Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Храните дерево от топора!
Ведущий: Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Ни в коем случае нельзя допускать разорения гнезд. Не следует также тревожить птенцов в гнездах, брать яйца и т. д. Ведь птицы приносят пользу, так как они уничтожают – вредителей сельского хозяйства и разносчиков инфекций. Ребята, а что мы можем сделать для охраны бабочек и птиц?
Песня «У дороги чибис»
Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».
Ведущий: Отгадайте, кто пришел к нам в гости.
Он владелец лесов, знает, кто в них живет.
Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.
(Лесовик.)
В класс входит Лесовик.
В о п р о с ы:
1. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
3. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)
4. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)
5. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)
6. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу?
7. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)
8. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
9. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)
10. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
Лесовик. Молодцы, ребята! За вашу находчивость и смекалку я угощу вас лесными ягодами. Ох и вкусные они!
Сказка «Реченька»
(входит Речка. На ней висят консервные банки, ботинки, склянки, ветки)
Речка
-Текла, извивалась, блестела
Река меж зеленых лугов.
А стала мутной и грязной
От мусора, банок и дров.
Слили заводы отходы.
Погибли лягушки и рыбы.
Не выпить воды ключевой,
Не искупаться в воде речной.
Любите ли вы отдыхать на реке? Брали ли вы с собой еду, бумагу? Куда потом все дели? Унесли домой или оставили на берегу? А может быть, бросили в воду?
На реке, озере любят отдыхать все. Но не все знают, как правильно себя вести, как сделать так, чтобы речка не обиделась, чтобы она осталась чистой и любила детей и взрослых.
Послушайте экологическую сказку о реке, которую очень обидели люди.
Реченька
Ведущий: Жила-была речка. Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости.
Речка: – Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада.
Ведущий: И однажды к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и купаться.
Папа: Сначала надо развести костер, потом пойдем ловить рыбу.
Мама: А я пойду нарву букет белых кувшинок, правда они быстро вянут, ну ничего потом выбросим.
Костя: а я буду вытаскивать из реки улиток и ракушек. Ну подумаешь разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Мама, я поймал лягушку и убил ее, потому что я не люблю лягушек. А еще я раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.
Ведущий: Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.
О б с у ж д е н и е по вопросам:
– Какой была речка до прихода Костиной семьи? (Речка была чистой и прозрачной.)
– Почему она погрустнела после того, как мама, папа и Костя отдохнули на ее берегу?
– Как они обидели Речку и ее жителей? (Они загрязнили речку, вытащили из нее много ракушек, разбили их, убили лягушку и т. д.)
– Что бы вы сделали на месте Кости?
– Куда надо было деть мусор? (Весь мусор надо было унести домой или закопать у дороги.)
– Страдает не только речка, но и все живое в реке и вокруг нее.
Танец «Реченька»
Природа
-Ах, бедняжечка-речушка.
Как посмели люди загрязнить воду твою,
Прозрачную и чистую. Как посмели люди!
-Ай-яй-яй! Что же это такое? Как же мы будем жить дальше, если деревьев не останется, птиц перестреляют? Что мы будем пить, чем дышать? Люди, одумайтесь, пока не поздно! Сохраните себя и природу!

Ведущий: Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из нее.

Как же сберечь свою землю, родной край, нашу планету для будущих потомков? Что мы сможем сделать?
Х. Наши дела.

Чтец Мы можем посадить деревья !.
Много есть чудес на свете, Человек их всех чудесней. Но себя лишь он любил И природу погубил. Он никак не мог понять, Что природа наша Мать! Вырубаются леса, реки загрязняются, И вода у нас в реке нам уже не нравится Нет теперь в лесах зверей, Человек ведь всех главней! Удержаться он не смог, Это был его порок. Почему не может он Жить спокойно и с умом? Охранять, любить, ценить, Всей природой дорожить! А теперь вот видим мы Леса без птиц, и земли без воды Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды.

Чтец Мы можем очистить речки от мусора.
Подарить жизнь исчезающим родникам.

Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

6 чтец Мы можем не разводить костры и беречь леса от пожара!
Опять в жару горят леса,
И раскаленно дышит полночь.
Опять я слышу голоса
Зверья, зовущего на помощь,
Мечущегося меж камней
В капкане бедствия лесного.
В час верной гибели своей
Оно мне все простить готово.
И порохом пропахший век,
И смрадный от бензина ветер.
Оно кричит мне: «Человек,
Спаси! Ты можешь все на свете!»



Чтец Мы можем украсить землю цветами.
Учить малышей не ломать деревья, дикорастущие цветы.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
8 чтец Мы можем зимой открывать птицам «бесплатную столовую» - кормушки.

“Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!
9 чтец Мы можем беречь и охранять природу!
О, как Природа –мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним,
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все на век объединимся.
Давайте наши души сохраним.
Тогда мы на Земле и сами сохранимся

Ведущий: Будем же активными участниками охраны природы. Нельзя проходить мимо всего, что нарушает ее единство, наносит часто непоправимый вред природе.

Пеня «Солнечный круг»
Против стрельбы, против беды.
Встанем за нашу планету.
Звери навек, Счастье навек,
Так повелел человек!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить