Технология проектной деятельности как способ формирования читательской компетентности младших школьников


Анна Леонидовна Пьянкова
учитель начальных классов,
МБОУ «Общеобразовательная
гимназия № 3 им. К.П.Гемп»
г. Архангельск
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Качественное образование должно давать возможность каждому продолжить образование в связи с его интересами.
В современной школе качество образования определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями. Федеральные государственные образовательные стандарты дают следующее определение компетентности. «Компетентность – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности». Образовательная компетентность рассматривается, как способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. (4)
Одна из важнейших компетентностей младшего школьника в современных условиях – читательская компетентность. В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение» прописано: «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий». (4)
Понятие «читательская компетентность» можно определить как «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях». Здесь чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности, а значит, имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание, истолкование и использование информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Информационная компетентность — способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.  Новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам. (1)
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге и чтении как средстве познания мира и самопознания.
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.
Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника. Младший школьный возраст можно рассматривать как наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. (2)
На уроках литературного чтения, а так же русского языка и окружающего мира, для формирования читательской компетентности использую в своей практике различные формы и методы работы с художественными и научно-популярными текстами (антиципация, первичное чтение, перечитывание, выборочное чтение, беседа по содержанию и др.), творческие задания на основе прочитанных произведений (иллюстрирование, оформление собственной обложки книги, написание отзыва, составление аннотации, элементы драматизации, сочинение сказок и др.), подготовка учащимися сообщений по темам, групповые формы работы, создание ситуации успеха.
Процесс формирования читательской компетентности младших школьников происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Проведение литературных праздников и викторин, тематических устных журналов, поэтических конкурсов, ведение читательских дневников, посещение библиотеки, участие в проектной деятельности – все это способствует формированию у детей читательской самостоятельности.
Технология проектной деятельности часто используется в педагогической практике. Её можно рассматривать как один из наиболее результативных способов формирования читательской компетентности младших школьников.
Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus – «брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Во-первых, совокупность документов (чертежей, расчетов) для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа, и третье значение – замысел или план. Работая с детьми над проектом, учитель ориентирует их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Проектная деятельность – творческий процесс. Но, кроме того, она учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, развивает умение двигаться к намеченной цели. (3)
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Использование метода проектов способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. 
В МБОУ «Общеобразовательная гимназия № 3 им. К.П. Гемп» города Архангельска с 2010 года реализуется библиотечный проект «Уроки чтения и игры». Авторы проекта: Дикаревская М.П., главный библиотекарь гимназии и библиотекарь Кучина К.Н. Проект рассчитан на учащихся 1 - 4 классов.
Цели данного проекта:
организация целенаправленной и продуманной работы с книгой;
развитие творческих способностей детей;
формирование социально безопасной детской читательской культуры.
Задачами проекта являются: формирование навыков «творческого чтения»; развитие познавательной активности; привлечение внимания пользователей к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры; позиционирование библиотеки гимназии как духовного, интеллектуального, культурно-образовательного и информационно - досугового центра.
Система занятий по проекту базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности: беседа и обсуждение; выразительное чтение и рассказывание; дидактические, ролевые, словесные игры; комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей; творческие задания литературного и изобразительного характера.
На каждый год обучения с 1 по 4 класс разработано по 4 различные темы. Выбор тематики обусловлен требованиями ФГОС, наличием и количеством книг в библиотеке гимназии, учитывает интересы учащихся и их возрастные особенности. Примеры тем библиотечного проекта: «По лесной тропинке», «Счастливый круг счастливых друзей» - стихи русских писателей (1 класс); «Любимые герои», «Сказки зарубежных писателей», «Сказки-путешествия» (2класс); «Жизнь удивительных зверей», «Хорошим людям – доброе утро» (3 класс); «Читать журналы – это престижно», «Сказки просто так» (4 класс).Первый этап работы по проекту включает в себя знакомство с новой темой, с новыми книгами и авторами. Он проходит в форме беседы, просмотра презентации, мультфильма по данной теме или в форме интерактивного занятия. Каждый учащийся класса получает буклет, где представлена новая тема и произведения, которые предлагаются к прочтению.
Следующий этап включает в себя самостоятельный или с помощью библиотекаря и педагога выбор книг по теме проекта, чтение произведений. Чтение и обсуждение предложенных произведений происходит дома в семейном кругу, частично - на внеклассных занятиях. Это длительный этап, он занимает учебную четверть.
Заключительный этап работы по теме – представление результатов, итоговое занятие, которое может проходить в виде литературной викторины, ролевой игры, обсуждения прочитанных произведений, может быть представлено заданиями творческого характера (иллюстрации, кроссворды, сочинения и др.) Самые активные участники проекта по каждой теме награждаются красочными грамотами и сертификатами.
В ходе работы над проектом была разработана памятка для родителей «Любите книгу с детства» - советы по семейному чтению «Дарите детям чудо общения с книгой».
Начиная с 1 класса, учащиеся моего класса участвуют в библиотечном проекте «Уроки чтения и игры». Мы работаем уже третий год. Для определения результативности такого вида проектной деятельности было проведено анкетирование среди учащихся класса и их родителей. Приведем результаты анкетирования среди детей. На вопрос «Нравится ли тебе читать?» 75% учащихся ответили «да», 15% - «не очень», и 10 % - «нет». При ответе на вопрос «Какую книгу ты читаешь сейчас?» 80% из опрошенных учащихся перечислили произведения, связанные с темой проекта, по которой наш класс работал на момент анкетирования. Отвечая на вопрос «Нравится ли тебе участвовать в проекте?» 70% написали «да», 20% - «не очень», 10% - «нет». Учащиеся отметили, что даёт им участие в библиотечном проекте: «получаю новые знания, проект расширяет кругозор, развивает ум» (ответили 11 ребят), «узнаю новые книги и новых авторов» (10 человек), «стал лучше читать» (5 детей), «появились новые интересы» (2 человека), так же были ответы «люблю викторины», «мне весело», «заняла 2 место».
Родителям учащихся тоже было предложено ответить на вопросы анкеты и проанализировать участие в данной проектной деятельности. На вопрос «Лучше ли стал читать Ваш ребёнок, участвуя в проекте?» 82% опрошенных ответили «да», 18% - «возможно, трудно сказать». 55% родителей указали, что за время участия в проекте «Уроки чтения и игры» интерес к чтению значительно повысился, 36% - повысился незначительно, 9% пожаловались, что ребенок читает без интереса. В большинстве семей (64%) принято читать вслух, а также происходит обсуждение прочитанных книг (73%). В своих анкетах родители отметили, что ребёнок стал более самостоятельным в выборе книг, с удовольствием посещает библиотеку, и у самих взрослых повысился интерес к чтению.
Таким образом, исходя из результатов анкетирования, приведённых выше, можно сделать вывод о том, что участие в проекте «Уроки чтения и игры» развивает у детей интерес к чтению, способствует улучшению техники чтения, формирует умения самостоятельно выбирать книгу, понимать и обсуждать прочитанное, развивает познавательную и творческую активность учеников, развивает мышление и умение планировать свою деятельность и прогнозировать результаты.
Проектная деятельность позволяет учителю построить процесс обучения и воспитания так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Проектная деятельность способствует формированию читательской компетентности учащихся - одной их важнейших образовательных компетентностей современной школы.
Список литературы
Гращенко Е. Почему ребёнок не читает? http://ofap.ru/pochemu-rebyonok-ne-chitaet.htmlКолганова Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/64/2896Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
http://standart.edu.ru/