Метод «6 шляп мышления» как способ формирования коммуникативной компетентности школьников на уроках русской литературы


Метод «6 шляп мышления» как способ формирования коммуникативной компетентности школьников на уроках русской литературы
Золотухина Лариса Владимировна
ГБОУ ЛНР «Брянковская ООШ № 19»
zolot-larisa@mail.ru Аннотация. Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.  Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, взаимопонимание партнеров, оригинальность мышления, гибкость ума, параллельное мышление, типы мышления.
Актуальность проблемы.  Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Одними из необходимых требований для этого являются гибкость ума, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характер [2, с.149]. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта.      
 Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.
 А.А.Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать [3, с.87]. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого.
Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Научить школьника психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот те проблемы, решение которых возможно с помощью метода «6 шляп мышления».
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления»/«Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной. Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.
Шесть шляп мышления в процессе решения практических задач помогает справиться с тремя  главными сложностями:
Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, школьники часто ограничиваются эмоциональной реакцией.
Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать, учащиеся испытывают неуверенность.
Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, обычно все это не приводит ни к чему, кроме смятения и путаницы [1, с.52]
Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит школьников оперировать различными его аспектами по очереди.
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Дети делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении.
Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации и побудьте немного пессимистом.
Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
Синяя шляпа – шестая шляпа мышления, в отличие от пяти других, предназначается для управления процессом обсуждения. Её лучше всего надеть учителю, который ни в коем случае не оценивает высказывания учащихся, а не позволяет обсуждению превратиться в балаган [1, с.55]
Для того, чтобы работа на уроке с применением метода «6 шляп мышления» имела позитивный результат, необходимо придерживаться определенных условия:
1. Обсуждение начать лучше с белой шляпы.
2. Обсудить все сказанное белой шляпой в негативном ключе (черная шляпа).
3. Шляпы лучше распределять таким образом, чтобы они не соответствовали психологическому типу учащегося.
Выводы. В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.
Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.
Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
Список литературы
1. де Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997 – 256 с. – (Серия «Тренировка ума»)
2. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.
3. Психология общения. Энциклопедический словарь/Под общ. Ред. А.А.Бодалева. – М.: Психологический институт - 2011