Рабочая программа элективного курса по биологии 6 класс Флора и фауна родного края


Рабочая программа элективного курса для 6 класса: «Флора и фауна родного края»
Учитель: Прудникова Н.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Для того, чтобы у детей воспитать чувство ответственности и любви к природе, её охране, надо дать им знания о растениях и животных, и начинать надо это с изучения природы своей местности, своего края. Именно этим и вызывает интерес учащихся представленная программа.Актуальность программы направлена на социокультурную адаптацию школьника, на расширение представлений о богатстве нашего края Основная цель её - расширить представления о богатстве нашего края. Новизна программы в том, что она предлагает материал о редких и исчезающих видах растений и животных, их охране. Также программа предусматривает рассмотрение вопросов о рациональном использовании природных богатств нашего края. В этом - воспитательное значение и ценность программы элективного курса.
Главной задачей данного курса является формирование у детей представления о многообразии живых организмов, их роли в природе и жизни человека, правильного поведения людей в природе.Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю, что соответствует санитарным нормам. Учитель выбирает такие методы работы, как лекции, беседы, викторины, экскурсии в природу, самостоятельную, практическую формы работы, занятия - игры. 
Обобщающим занятием будет самостоятельная работа.
Система оценивания достижений учащихся выстроена на практической результативности – проекты, тесты, творческие работы.
Учителем представлено тематическое планирование, содержание тем. Указана используемая литература.
Согласно программе ,планируемым результатом считается углубление экологических знаний на основе регионального компонента.Данная программа должна быть хорошим учебным пособием для учащихся 6 класса в изучении флоры и фауны родного края.
 
Цель курса:- усиление регионального компонента при экологизации содержания обязательных предметов базисного учебного плана, наполнение вариативной части базисного плана местным материалом.Задачи: 1. углубление системы экологических знаний на основе регионального компонента;2. развитие мотивационной сферы в экологически грамотном поведении и экологической деятельности, этических норм и принципов отношения к уникальному миру животных и растений нашего края;3. развитие умений и навыков, связанных с практической и экспериментальной деятельностью;4. расширение контактов учащихся с природой родного края, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и восстановлению окружающей среды.
 
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
I. Общая характеристика растительного и животного мира. (5ч).
Лекционные занятия
Вводное занятие. Мир животных и растений. Характеристика природных зон РК.  Общая характеристика растительного животного мира РК.
Практические занятия
Характеристика природных зон РК.
Общая характеристика растительного и животного мира РК.
 
II. Растительный и животный мир природных зон. (10ч).
Лекционные занятияРастительный и животный мир лесостепной и степной зон. Растительный и животный мир лесной зоны. Растения и животные горной местности. Общая характеристика животного мира. Растения Республики Бурятия. Культурные растения.
Практические занятия
Растительный и животный мир лесостепной зоны. Растительный и животный мир степной зоны.
Растительный и животный мир лесной зоны. Растения и животные горной местности. Позвоночные животные  Республики Бурятия. Растения Республики Бурятия. Дикорастущие полезные растения.
 
III. Фенонаблюдения. Охрана животного и растительного мира. (11ч).
Лекционные занятия. Организация и ведение фенологических наблюдений за растениями и животными. Охрана животного и растительного мира.
Практические занятия. Фенологический мониторинг. Организация и ведение фенологических наблюдений. Биотические связи организмов. Охрана животного и растительного мира.
Методика коллекционирования растений и животных.
 
IV. Особенности экологических факторов нашего края, влияющих на развитие живых организмов. (7ч).
Экскурсия в природу. Определение пылевого загрязнения листьев растений. Особенности типичных экосистем Республики Бурятия (лесных, степных, пресноводных). Связи между ними и низкая устойчивость экосистем, её причины.
Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Республики Бурятия.  Индустриализация. Её влияние на природу и жизнь человека.
Подведение итогов по изученному материалу.
Практические занятия
Разрушение природных сообществ в Республике Бурятия : вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов.
Примеры исчезновения видов из-за разрушения экосистем и хищнической охоты.
Специфика городских и промышленных экосистем (г.Улан-Удэ).
Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. (п.Онохой).
 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
 
№ Наименование тем и их содержание  
Количество часов  
Дата проведения  
Примечание
Модуль 1 . Общая характеристика растительного и животного мира .(5часов)
Лекционные занятия
1 Вводное занятие.
Мир животных и растений. 1    
 
2 Характеристика природных зон РК. 1    
 
3 Общая характеристика растительного и животного мира РК. 1    
Практические занятия
 
4 Характеристика природных зон РК. 1    
 
5 Общая характеристика растительного и животного мира РК. 1    
Модуль 2. Растительный и животный мир природных зон (13 часов).
Лекционные занятия
 
6 Растительный и животный мир лесостепной и степной зон. 1    
 
7 Растительный и животный мир лесной зоны. 1    
 
8 Растения и животные горной местности. 1    
 
9 Общая характеристика животного мира. 1    
 
10 Растения Республики Бурятия 1    
 
11 Культурные растения. 1    
Практические занятия
 
12 Растительный и животный мир лесостепной зоны. 1    
 
13 Растительный и животный мир степной зоны. 1    
 
14 Растительный и животный мир лесной зоны 1    
 
15 Растения и животные горной местности. 1    
 
16 Позвоночные животные Республики Бурятия 1    
 17 Растения Республики Бурятия. 1    
 
18 Дикорастущие полезные растения. 1    
Модуль 3. Фенонаблюдения. Охрана животного и растительного мира(7 часов).
Лекционные занятия
 
19 Фенологический мониторинг. 1    
 
20 Организация и ведение фенологических наблюдений. 1    
 
21 Биотические связи организмов. 1    
 
22 Охрана животного и растительного мира. 1    
 
23 Методика коллекционирования растений и животных. 1    
Практические занятия
24 Организация и ведение фенологических наблюдений за растениями и животными. 1    
25 Охрана животного и растительного мира. 1    
Модуль 4. Особенности экологических факторов нашего края,
влияющих на развитие живых организмов( 10 часов).
 
26 Разрушение природных сообществ в Республике Бурятия: вырубки
и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов.  
1    
 
27 Примеры исчезновения видов из-за разрушения экосистем и хищнической охоты.  
1    
28 Специфика городских и промышленных экосистем (г.Улан-Удэ).  
1    
29 Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. (п.Онохой). 1    
Практические занятия
30 Экскурсия в природу. 1    
31 Определение пылевого загрязнения листьев растений. 1    
 
32 Особенности типичных экосистем Республики Бурятия (лесных, степных, пресноводных). Связи между ними и низкая устойчивость экосистем, её причины.  
1    
 
33 Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Республики Бурятия.
   
1    
34 Индустриализация. Её влияние на природу и жизнь человека. 1    
35 Подведение итогов по изученному материалу. 1    
 
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Учащиеся должны знать:1) особенности влияния природных факторов (свет, температура, влажность) на развитие растений и животных в условиях Республики Бурятия, соответственно их экологическим группам и жизненным формам;2) основные фазы в развитии растений и животных; природные факторы, вызывающие сезонные изменения у растений и животных;3) приспособленность растений и животных к месту обитания;4) охраняемые растения и животные Бурятии, мероприятия по их охране и рациональному использованию. Учащиеся должны уметь:1) определять способы адаптации растений и животных к существованию в своеобразных природно-климатических условиях нашей республики;2) проводить необходимые наблюдения, объяснять полученные результаты;3) применять знания, полученные при изучении базовых дисциплин. 
ЛИТЕРАТУРА:
Природа наша бьет сейчас в набат... [Подборка статей проекта ТАСИС «Содействие экологической информированности и общественной осведомленности населения в Байкальском регионе»] // Бурятия.- 1998.- 9 окт.- С. 4-5.
Санжицыбикова Т. Давайте жить чисто // Бурятия.- 1998.- 8 июля.
Рыбкина П. ... И придется держать ответ за убийство сосенки // Бурятия.- 1998.- 1 июля.
Шаргаев М. Матерь-природу почитая // Республика Бурятия.- 1998.- № 2.- С. 16-17.
Статья эколога посвящена теме сохранения природы, о традициях бурятского народа в вопросах охраны окружающей среды.
Александрова Е. Улан-Удэнская дружина по охране природы берет интервью у «Гринпис»//Правда Бурятии.- 1998.- 1 мая.
Чойбсонова Т. «У природы везде должны быть свои люди!» // Правда Бурятии.-1998.- 1 мая.
О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 г.: Гос. докл. (сокращ. вариант). Ч. III. Экологическая обстановка в регионах // Зеленый мир.- 1998.- №2. -С. 1,9.
Тихомиров Р. Столы круглые - проблемы острые... Поиск путей к устойчивому разнообразию и сохранению биоразнообразия // Бурятия.- 1997.- 3 июля.
Малышева Л. Мы наш, зеленый, мир построим // Правда Бурятии.- 1997.- 20 марта.
Шевцова 3. Мы живем у Байкала // Бурятия.- 1996.- 5 нояб.
Абидуев Д. Как спасти планету // Правда Бурятии.- 1996.- 10 окт.
Намзалов Б. Экосистемы и люди должны жить в гармонии // Бурятия.- 1996.- 25 сент.
Шаргаев М. Задумайтесь, люди! Уничтожая природу, мы сокращаем свою жизнь // Правда Бурятии.- 1996.- 21 авг.- С. 3.
Намзалов Б. Рубить, осушать, взрывать надо с умом // Правда Бурятии.- 1996.- 25 июля.
Шаргаев М. О воспитании культуры в среде обитания // Правда Бурятии.- 1996.- 7 июня.
Бедное С. О, Байкал, помоги нам! // Культура.- 1996.- 16 марта.- С. 5.
Гулгонов В.Е. В защите нуждается не только Байкал: [Беседа с пред. ГК по экологии и природопользованию] // Бурятия.- 1995.- 29 марта.