Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Буквы и-ы после ц
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №2» Левобережного р-на города Воронежа
Крылова Оксана Анатольевна
Предмет русский язык
Класс 5 «Г»
Тема урока: Буквы И-Ы после ЦТип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: выяснить условия выбора написания букв и или ы после ц, научитьтся применять правило написания на прсктике.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц;
смогут на практике применять теоретические знания;
Универсальные учебные действия:
- личностные : Формировать положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следовать в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные : Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Высказывать предположения на основе наблюдений. Понимать и строить планируемые действия. Проговаривать вслух последовательность производимых действий. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
- коммуникативные : Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные : Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. Извлекать нужную информацию.
Оборудование урока: учебник, орфографический и толковый словари, компьютер, мультимедийный проектор.
Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Личностные МетапредметныеПредметные
1.Организационный Организовать направленное внимание на начало урока. Проверяет готовность рабочих мест.
Создает положительный настрой учащихся на урок. Готовятся к уроку. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. -
2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Создать условия для совершенствования лексического запаса языка посредством повторения по теме «О,Ё после шипящих». Проверка домашнего задания: Упр.459
Предлагает детям: -вспомнить, какие согласные называются шипящими? -как выбрать букву о-ё после шипящих? Сообщает задание, связанное с формулировкой темы урока: -дать характеристику звука [ц, проанализировать, какие гласные звуки слышатся в словах: цирк, цель, синицы, цепочка?
Вспоминают материал по теме «О,Ё после шипящих», объясняют написание слов. По созданной проблеме с написанием слов с ц формулируют тему урока. Проявление познавательной активности Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Повторение пройденного материала
По теме «О,Ё после шипящих в корне слова».
3. Этап к мотивации учебной деятельности. Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. 1. Создаёт проблемную ситуацию на уроке.
Перед вами слова: Цирк, циркуль,улицы.
- Что вы можете сказать про данные слова?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
- Каким путём мы сегодня с вами пойдём, чтобы достичь данной дели? Выясняют с помощью дискуссии (коллективная работа), что им необходимо для достижения поставленной цели (в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения).
Выбирают тот маршрут, по которому смогут вывести правило написания букв И-Ы после Ц (это может быть интернет, учебник, справочная литература, работа в группах и т.д.). Развитие умения постановки познавательной цели. 4. Поиск решения. Открытие новых знаний.
Этап реализации построения проекта. Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. Демонстрирует слова (на мультимед. экране): Цистерна, циркуль, сестрицын, границы, станция, куницын, цитата, гостиницы, полиция, цикорий, лекция, улицы. предлагает сравнить данные слова и сформулировать правило.
Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде кластеров, таблиц.
Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы.
Организует самопроверку с помощью учебника.
Предлагает проговорить правило в парах. Высказывают свою точку зрения ( работа в группах ), объединяя слова по схожим признакам. Демонстрируют результаты классу.
Задают выступающим вопросы.
Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Проговаривают правило в парах. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в группах.
Проявляют познавательную самостоятельность и активность
Осознание ответственности за общее дело
Умение выступать перед классом. Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания. Грамотное построение устного высказывания.
Работа со справочной литературой.
5. Развитие учебноязыковых умений. Решение жизненной ситуации.
Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике. Организует работу в группах.
Предлагает ответить на вопросы. Работают по упр.461, карточкам: 1. С помощью суффикса -ын- образуйте от данных сущ. прилагательные:синица, волчица, кормилица, тигрица; 2.Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и:Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами. 3.Распределите слова по двум столбикам: с и-ы:Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…; 4.Найдите лишнее слово: Ц…стерна, ц….ган, ц…ркуль, ц…линдр.
Информац…я, полиц…я, ц….кады, эволюц…я.
объясняя свои действия.
Отвечают на вопросы Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности Работа по алгоритму, по предложенному правилу.
Аргументация своего мнения. Закрепление знаний по данной орфограмме.
6. Этап физической разрядки. Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.
Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз
Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. 7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Предлагает совместно выявить недостатки знаний и умений по данной теме.
Фиксируют материал, изученный на уроке, Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. Отвечают на вопросы:
-Какую цель ставили?
-Удалось достичь поставленной цели?
-Какие получили результаты?
-Что вызвало особые затруднения?
-Какие ошибки вы ещё делаете при написании гласных после ц?
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Понимать личную ответственность за результаты деятельности
Самооценка на основе критерия успешности. Рефлексия способов и условий действия.
Оценивать свою деятельность на уроке.
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Формулировать и аргументировать своё мнение. 8. Домашнее задание. Подвести детей к самост.работе дома на закрепление изученного материала. П.87, упр.464, по желанию: составить текст, кроссворд, карточки со словами изученной орф. Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю.