Развитие письменной речи на уроках русского языка в 5-7 классах (по программе М.М. Разумовской)
Н.В. Каракулова,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «СОШ №69», г.Ижевск
Развитие письменной речи на уроках русского языка в 5-7 классах
(по программе М.М. Разумовской)
Спорят: как учить сочинению? Очень просто писать самому, но так, чтобы тебя читали. Только «пишущий» в состоянии понять муки ученика, работающего над сочинением. Е.Н. Ильин
Одна из важнейших задач нашей школы - воспитать людей образованных и логически мыслящих, привить им навыки правильного, грамотного изложения мысли. Осуществление этой задачи возможно лишь при правильной организации повседневной работы по развитию письменной и устной речи учащихся.
Уроки развития речи - уроки творчества. Здесь должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиться его творческие способности, любознательность.
Основным условием проведения работы над сочинением является последовательный переход от пересказа к рассуждению, от изложения к сочинению. И различные письменные работы, проводимые с учащимися в определенной последовательности, представляют систему обучения детей самостоятельному построению и изложению мыслей.
Как же разнообразить уроки по развитию речи, как иначе организовать учебную деятельность при выполнении письменных творческих работ?
Под новым отношением к учебной деятельности прежде всего мне представляется благоприятное эмоциональное состояние, возникающее у школьника в результате реализации его задатков и способностей, приносящее ему чувство удовлетворения и служащее стимулом для успехов в дальнейшей учебе.
Сочинение - основной вид работы по развитию письменной речи. Сочинение - это «упражнение в развитии связной речи, в построении текста» - так указывается в методиках преподавания русского языка.
Не способствует развитию творческих способностей возникшая новая мода - «коммерция» в образовании - выпуск огромного количества псевдометодических пособий: «В помощь выпускнику». «В помощь абитуриенту», «Домашний репетитор» и др. - призванных якобы обеспечить любому ученику «помощь» в подготовке и написании сочинения, но сочинение - это творчество, а не бездумное копирование чьих-то заготовок, щаблонов.
Подобная «помощь» приучает ученика к механическому списыванию, схематическому мышлению избитыми штампами, а в конечном итоге - движению по пути наименьшего сопротивления,
Не умаляя значения ни изложения как традиционного вида творческих письменных работ, ни сочинения по литературе, остающегося «вершиной» в обучении учащихся литературе, мы в своей работе отдадим должное сочинению по русскому языку, в котором, безусловно, есть и своя специфика, и своя дидактическая ценность, позволяющая учителю разнообразить свою методическую палитру, сделать его работу более эффективной и самое главное - самореализоваться ученику, получить высокий результат при выполнении ГИА и ЕГЭ.
Более десяти лет назад мы обратились к образовательным программам в области обучения русскому языку - программе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, поэтому я хочу рассказать, как же строится работа над сочинением на уроках русского языка в классах, обучающихся по указанной программе, показать некоторые методические приемы, варианты работы над сочинением на уроках русского языка в 5-7 классах.
Следует отметить, что в области развития речи данная программа во многом повторяет программу Баранова-Ладыженской, однако в ней присутствуют и новые, современные подходы, предложенные в программе развивающего обучения.
В V классе: развивать мысль в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащегося).
В VI классе: собирать материал к сочинению с учетом стиля речи и темы и систематизировать его (с учетом основной мысли); отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, писать сочинения - описание помещения, состояния природы, составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей.
В VII классе: создавать высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей, писать сочинение - описание внешности и состояния человека (по личным наблюдениям), характеристику человека, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему; писать заметку в газету.
В VIII классе: писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе); писать автобиографию.
В IX классе: писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Итак, как видно из вышеперечисленного, программа М.М.Разумовской предусматривает отработку навыков написания сочинений различных стилей и типов речи, в различных жанрах, с привлечением разнообразных языковых и изобразительных средств при подготовке к ГИА.
Одна из важнейших сторон развития личности ученика - умственное развитие - не может осуществляться без развития логики, мышления. Ни одно, даже самое совершенное, новейшее пособие не сможет научить его глубоко и интересно мыслить, если не развивать в самом ученике стремление к этому. Для этого при обучении сочинению необходимо научить его:
1. Правильно понимать предложенную тему.
2. Придать теме направление, созвучное (его) духовным исканиям
3. Четко формулировать мысли
4. Располагать мысли последовательно, логично.
5. Аргументировать свои мысли
6. Уметь делать выводы и обобщения.
Сочинение не только позволяет расширить границы возможностей ученика в познании, в общении, не только играет большую роль в морально-нравственном воспитании, духовном развитии личности. Но и позволяет ученику раскрыть свои мысли, чувства, выразить свое отношение к окружающему миру. Одной из таких благодатных тем является экология.
В тематику сочинений по русскому языку в V-V1I классах мною были включены следующие работы, позволяющие реализовать выбранное направление: сочинение об осени, любимом уголке природы (на основе впечатлений от осенней экскурсии), сочинение, посвященное пейзажной живописи, сочинение о домашних питомцах (описание внешнего вида, характера животного), сочинение-описание любимого растения, цветка, сочинение-заметка в газету («в защиту природы»), сочинение-рецензия на любимую книгу о природе и др.
Пятиклассники обладают хорошей памятью, наблюдательностью. Красота природы способна дать импульс творческой мысли. Отсюда обилие в сочинениях красочных средств художественной выразительности. Но самое главное - это то, с какой любовью пишут дети о родной, знакомой с детства природе.
Приведу план-конспект урока, посвященного сочинению-описанию по картине И.И.Левитана «Золотая осень», составленного мною специально для пятиклассников, обучающихся по программе М.М. Разумовской и П. А. Леканта. (реализуя экологическое направление в воспитании учащихся на уроках русского языка, я поставил перед собой цель - посредством произведений искусства (живописи, музыки) пробудить в учениках любовь к родной природе, одновременно показать, как трепетно и чутко творческие личности (художники, поэты, музыканты) относятся к неповторимой красоте родных мест.
Цели урока:
1. развитие речи учащихся;
2. закрепление навыков написания сочинения описательного характера.
3. введение в речь учащихся новых искусствоведческих терминов (колорит, передний (задний) план, пейзаж, фон, композиция (картины), репродукция);4. развитие творческого воображения.
5. экологическое воспитание учащихся через произведения различных видов искусства - музыкальные произведения, стихи, живопись).II Ход урока:
1. Знакомство с темой урока. (Слово учителя):
2. Рассказ о Левитане. (Слово учителя):
3. Беседа по картине.
4. Подбор примерного названия сочинения.
(«Золото листвы», «.....Пышное природы увяданье...» и т.д.)
5. Составление опорного плана сочинения.
(Примерный план)
I. Красота природы в творчестве Левитана.II. 1. Композиция картины.
а) Речка.
б) Деревья
в) Одинокая березка.
г) Поля, постройки, дальние леса.
2. Настроение
3. Мимолетность осени.
III. Почему Левитана назвали '"поэтом русской природы"^
6. Подбор примерного начала сочинения.
Например: «Красота осенней природы воспета многими поэтами и писателями: Пушкин, Маршак, Паустовский, Бунин, Бланки и другие. Неповторимость красоты солнечного осеннего денька мы можем увидеть также и на полотнах художников. Одно из таких полотен принадлежит кисти замечательного художника-пейзажиста Левитана...».
7. Написание сочинения. (При достаточном количестве копий репродукций возможна работа дома.)
Данный урок является продолжением занятий по обучению сочинению-описанию, посвященному природе, в 5 классе, начатым сочинением «по личным наблюдениям», написанным по следам осенней экскурсии в лес. На уроке желательно использование аудиозаписи музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Приведу пример сочинения по данной теме:
Многие писатели и поэты воспевают красоту родной природы в своих произведениях. Художник И Л.Левитан представляет природу как живую на своих замечательных картинах. Эти пейзажи полны чувств, красок, света и теней, как на картине «Золотая осень».
Художник использовал темные и светлые краски для того, чтобы выделить глубокие и неглубокие места реки. Деревья убраны в разноцветные платья. Невдалеке стоит одинокая березка. Она украшена в золотистые и оранжевые листья.
А вдали виднеется озимое поле. Оно еще не пожелтело. Позади поля стоят домики крестьян.
Когда видишь картину «Золотая осень», то на сердце становится и грустно, и радостно. Радостно от того, что это осенние краски родного края. А грустно, потому что понимаешь, что красота эта скоро увянет. Золотая осень быстро пролетит, и все укроет белый, сверкающий на солнце снег. Наступит холодная зима.
И.И.Левитана назвали «поэтом русской природы», потому что он с большой любовью описывал родную природу, отыскивая что-то светлое, радостное в каждом времени года.
Ажимова Аня. 5 А класс.
Сколько бы не писали дети о вечной красоте окружающей природы, но самыми близкими, самыми понятными являются для них строки о любимых домашних питомцах, проникнутые самыми добрыми чувствами: сочинения о домашних любимцах особенно хорошо проводить после урока, на который ребята приносят своих зверят и рассказывают о них. Вот фрагмент сочинения о животном-друге:
Мой четвероногий друг.
Живет со мной обычный домашний кот. Зовут его Тимка. Это крупный кот с пушистой серо-белой шерстью. Хвост и четыре лапки его будто окунули в белую краску. После прогулки мне всегда нужно мыть его лапки. Несмотря на то, что Тимка живет в квартире, он не растерял своих диких повадок. Ловко прыгает за летающими мухами, игрушками. Затаится, подкрадывается, а потом мгновенно налетает и игрушка в когтях. Когти у кота втягиваются: он убирает их в мягкие подушечки лапок. Но когда нужно поймать добычу, или если его разозлить, он пускает в ход свои острые когти. Когда мы выходим с ним гулять, Тимка чутко прислушивается к каждому шороху.
Малаховский Игорь. 5 А класс.
Не менее важным в развитии мышления, чувственного переживания является развитие в подрастающей личности умение видеть прекрасное даже в «малом». Поэтому часто на уроках мы пишем небольшие зарисовки – настроения.
Утро.
Природа только начинает просыпаться от сна. Кругом тишина. Чуть дрожжит прозрачный воздух. Небо ясное, чистое. Цветочки робко тянут свои головки к первым лучам солнца: желтые шарики мать-и-мачехи, белоснежные бутоны и кисти яблони и черемухи. Ярко блестит росой только-только проклюнувшаяся из земли зелень травки. Утро - это просто сказка!
Сафиуллина Александрa.7A класс.
Раннее утро.
Солнце еле виднеется из-за горизонта. Стоит необычайная тишина. Ни шорохов, ни звуков. Ясность и чистота неба обещают замечательную погоду. Только в это время можно увидеть весь блеск и яркость красок природы: белизну берез, зелень деревьев и голубизну неба, желтизну одуванчиков и синь васильков.
Но вот мощный хор проснувшихся птиц оборвал очаровательный момент. И снова шум, гам, суета.
Хохрякова Маша. 7 А класс.
Лес после дождя.
С веток падают последние капли дождя, нарушая своим шорохом тишину. Стало свежо, как будто вся земля сразу умылась. И небо засветилось, и все деревья запахли корой и почками. Лес предстал во всем, великолепии. В небе переливается всеми красками радуга.
Все живое радуется после дождя.
Шайдуллин Имиль. 7 А класс.
Детей волнуют и злободневные проблемы, связанные с взаимоотношениями природы и человека. Так, в 7 классе при изучении темы «Публицистический стиль речи» после написания изложения, посвященного жизни диких животных на воле и в заповедниках, ученики пишут сочинение-заметку в газету на тему «Человек и природа в городе». Достаточно сказать, что они с гордостью читали свои заметки и с интересом читали работы других учеников, которые мы вывесили на стенде: тема не оставила равнодушным никого.
Подводя итог, хотелось бы заметить, что выбор направления в развитии письменной речи учащихся на уроках русского языка может и должен совпадать с интересами не только учителя, но и учеников. И одним из таких направлений может стать экологическое направление.
В одной известной песенке есть такие слова:
«А у нас стряслась беда: сочиненье снова.
Лев Толстой в мои года не писал такого…»
И действительно, часто в глазах учеников при упоминании сочинения можно увидеть растерянность, неудовольствие, а то и страх, что кто-то опять будет копаться в душе («Я не собираюсь быть писателем», «Кому нужно знать, о чем я думаю?»). Страх возникает при неумении связно излагать мысли, незнание предмета, о котором нужно написать сочинение. Задача учителя в наш век информационного бума, рационализма и коммерциализации всего и вся пробудить в ученике душу, способность к творческой активности, открытыми глазами и чистым сердцем посмотреть на этот мир, сделать так, чтобы вместо страха, неуверенности в глазах ученика светились радость, уверенность и доброта, «ведь сочинение, где нет сверкающих блесток яркого, интригующего, - не волнует».