Урок по русскому языку 8 класс по теме Способы передачи чужой речи



МКОУ СОШ №1 г. Приволжска



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
в 8 классе

«СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ .»





Учитель русского языка
МКОУ СОШ №1
Шарафетдинова Т.Ю.






2014 г.

Тема: «Способы передачи чужой речи.»
Данный урок является первым в теме «Способы передачи чужой речи».
Он необходим для повторения ранее изученных сведений об основных признаках предложений с прямой речью, вводными словами и словосочетаниями и обращениями , для знакомства с косвенной речью и с основными способами передачи чужой речи .

ЦЕЛИ:
ДАТЬ ПОНЯТИЕ О СПОСОБАХ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ;
ОТРАБОТАТЬ НАВЫК ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДАННЫХ СТРУКТУР;
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ;
ФОРМИРОФАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ , КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ;
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.




ПЛАН УРОКА:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО УСВОЕНИЕ.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ, ПРОВЕРКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ.
ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.















ХОД УРОКА.
Наш сегодняшний урок мы посвящаем Н.В.Гоголю. Март
С этим месяцем многое связано в жизни писателя.

На доске записаны предложения:
А) «При этом глаза его сделались чрезвычайно сладкими»- писал Н.В.Гоголь.
Б) Гоголь говорил, что глаза его при этом сделались чрезвычайно сладкими.
В) По словам Гоголя, глаза его при этом сделались чрезвычайно сладкими.
Г) Писатель упомянул о сделавшихся чрезвычайно сладкими его глазах.
Компетентностно-ориентированное задание.
Задачная формулировка: Прочитайте предложения, выведенные на экран; подумайте , исходя из этих предложений, что вы можете сказать о теме нашего урока. Что можно сделать при помощи этих предложений?

Значит, тема нашего урока - способы передачи чужой речи. Запишем её в тетрадь.
Целеполагание. А какой будет цель нашего урока?
– Усвоение способов передачи чужой речи , умения их применять.

Способы передачи чужой речи – тема вам достаточно известная. И я уверена, что вы можете при помощи учебника сами сделать определённые выводы.
Задачная формулировка: обратитесь к параграфу, прочитайте его самостоятельно, поработайте с предложениями на экране, сделайте выводы.
Итак, кто может, используя предложения на экране, рассказать о том, как может передаваться чужая речь?
Что нам было известно о способах передачи чужой речи , а что вы узнали новое?

На экране даны предложения :
Характерно высказывание отца Чичикова а больше всего береги и копи копейку.. Отец говорил Павлуше что прежде всего необходимо беречь и копить копейку. Отец Чичикова с уверенностью говорил о необходимости беречь и копить копейку. По мнению старшего Чичикова нужно больше всего беречь и копить копейку.

Задачная формулировка: спишите, расставьте знаки препинания, укажите способы передачи чужой речи, дополнение подчеркните.
(Один ученик проверяет устно, другой выполняет задание на доске.)

Зачем , по-вашему, в языке существует несколько способов передачи чужой речи?

МОТИВАЦИЯ : А теперь это разнообразие мы попробуем применить на практике. Представьте себе , что вы корреспонденты губернской (областной) газеты и берёте интервью у господина Чичикова о цели его приезда в губернский город Н. Затем публикуете это интервью в своей газете.
Задачная формулировка: Запишите всеми четырьмя способами передачи чужой речи его ответ на вопрос о цели приезда. На это вам даётся 5 минут.
Во время работы класса над ролевой игрой проводится индивидуальная работа у доски на карточках. В каждой даётся задание : записать высказывание всеми способами передачи чужой речи, рассказать об этих способах.
Карточка №1. Выражается сильно русский народ! Н.Гоголь.
Карточка №2. Русский народ любит изъясняться резкими выражениями. Н.Гоголь.

МОТИВАЦИЯ: Давайте поиграем. Представьте, что вы проводите соревнование «Кто быстрее?»
Задачная формулировка: Любым способом записать слова одного из героев.
А) Собакевич. «Мрут как мухи. »
Б) Ноздрёв. «Ну, хочешь, побьёмся об заклад!»
В) Чичиков. «в этом ребёнке будут большие способности.»

Буквенный диктант. Проверим, как вы научились распознавать способы передачи чужой речи. Я читаю предложение , вы ставите его номер и под ним указываете способ передачи.
1) Чичиков сказал, что намерен жениться.
2) Павел Иванович говорил о сумме, не превышающей двух рублей.
3) «Всему есть границы,» - сказал Чичиков с чувством достоинства.
4) По словам главного героя, он не собирался играть с Ноздрёвым.

Вывод.
- Что вы узнали сегодня о способах передачи чужой речи?
- Как передавать чужие слова вам понравилось больше всего?
- А какой способ вам показался самым трудным?
Выполняется самостоятельная работа в 2 вариантах, во время выполнения используется исследование и конструирование.
1 вариант.
А)Расставьте знаки препинания, распределите № предложений в 4 колонки:
Пр. речь. Косв.речь. Вв. слова Предлож. с дополн.
1)Характерно высказываемее Николая 1 Я ненавижу дуэли. Это варварство.
2) По мнению царя в дуэлях нет ничего рыцарского.
3) Николай 1 сказал что он ненавидит дуэли.
4) Царь Николай с негодованием говорил о дуэлях
Б)Запишите высказывание , используя прямую речь и вводные слова.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы !
А.С. Пушкин.










2 вариант
А)Расставьте знаки препинания в предложениях, распределите № предложений
в 4 колонки:
Пр.речь Косв. Речь Вв. слова Предл. с дополн.
1) По словам Толстого Чехов был человеком большой совести.
2) Горький говорил о любви Чехова строить разводить сады украшать землю.
3) Повсюду стали слышны речи Пора добраться до картечи!

4) Фонвизин говорил что необходимо посвятить отечеству весь век если хочешь быть честным человеком.
Б)Запишите высказывания при помощи косв. речи и предложения с вводными словами.
В Тифлисе я пробыл около двух недель и познакомился с тамошним обществом.
А.С. Пушкин.
РЕФЛЕКСИЯ.
Домашнее задание. Компетентностно-ориентированное задание. Задачная формулировка: Выписать из произведений Гоголя 4 предложения с разными способами передачи чужой речи.








15