Конспект урока по математике Задачи, обратные данной
Последовательность и продолжительность этапов
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация опорных знаний – 5 мин.
Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока) – 8 мин.
Гимнастика для глаз – 2 мин.
Изучение нового материала. – 9 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Работа по теме урока (первичное закрепление знаний) – 7 мин.
Домашние задание – 2 мин.
Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.
УМК: «Школа России».Авторы учебника: «Математика» Моро М.И, Бантова М.И. и другие (1 часть); тетради: «Математика» Моро М.И., Волкова С.И. (1 часть).
Тема. Задачи, обратные данной. Тип урока: изучение нового. Цель урока: знакомство детей с новым математическим понятием: «обратные задачи», установление связи между прямой и обратной задачей. Предметные результаты: · Уметь узнавать и составлять обратные задачи.· Уметь использовать в речи термин «обратная» задача.· Знать структуру задачи.· Уметь решать задачи в одно действие.· Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.· Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.· Уметь выполнять вычисления изученных видов. Метапредметные результаты: Личностных УУД: — Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД:— Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.Познавательные УУД:— Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные:— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. Методы и формы работы: совместная с учителем учебно - познавательная деятельность, работа в парах, математическая игра, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)). Оборудование: Для учителя: рабочая тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы у доски. Для учащихся: «Светофорчик», учебник, рабочая тетрадь, индивидуальный раздаточный материал (схемы для составления кратких записей к задачам, оценочные листы).
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой. Стихотворение «Урок математики»
Когда на математике я вижу море рук,
Мне кажется, что в класс пришли
Все доктора наук.
Решат задания правильно,
Все будет без проблем,
И в нашем школьном здании
Приятно будет всем.
Сложенье получается,
Задачки все решаются,
И дети улыбаются,
Хоть осень за окном.
А мячики, скакалочки,
Роботы, игралочки,
Проказы, забывалочки
Оставим на потом!
Девиз урока: Главное – внимание!— Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? Чтобы понять новое или сделать научное открытие – надо быть внимательным!— С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов на «Светофорчике». СЛАЙД— Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.— Ну, что - вперед за знаниями!II. Актуализация опорных знаний.1. Индивидуальная работа у доски (на местах работа в парах) Закрепление знаний состава числа. — У вас на столах есть карточки № 1. Повторим связь компонентов при сложении. 40+7=47 5+6=11
У доски 2 ученика.
Самостоятельная работа на местах в парах.— Кто согласен, покажите зелёный сигнал «Светофора», а кто не согласен – красный. Оценочный лист. 2. Устный счёт
– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)
— Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). СЛАЙДIII. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока)
— Как вы думаете, зачем мы выполняли эти задания? (повторили связь компонентов при сложении, вспомнили части задачи) Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задачи».
– Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.
Давайте распланируем нашу работу: что – сначала, а что потом.
План
1. Исследовать новое.
2. Сделать открытие.
3. Закрепить.
-Посмотрите, сегодня к нам на урок снова пришел Учёный Математик.— Как вы думаете, зачем он к нам пришёл? Что-то он не весёлый. Может быть, что-то случилось? (У Математика в руках листочек с буквами).— Оказывается, Математик так спешил к нам, что пока бежал у него по листочку все буквы рассыпались. Поможем Математику расшифровать слово? Поставьте буквы в порядке возрастания их высоты и узнаете слово.— Какое слово получилось? (Обратные). — Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать обратные задачи).
Тема урока: задачи, обратные данной. КАРТОЧКУ НА ДОСКУ— А обратные задачи, это какие?— Попробуете сформулировать проблемный вопрос, который необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое обратные задачи и проверить наши предположения). СЛАЙД— Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему. Какие цели вы поставите на урок? Главная цель?Цель: провести исследование задач, выявить сходства, отличия, дать определение этим задачам. КАРТОЧКУ НА ДОСКУ
IV. Гимнастика для глаз. СЛАЙД— Ребята сейчас мы попадём на лесную полянку, где вам нужно глазками следить за движениями предметов.
V. Изучение нового материала. Задачи на слайдах и на карточках у детей, схемы краткой записи для заполнения учащимися.
Сейчас мы поработаем в роли исследователей.
Прочитайте тексты. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говорится в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю). В чём отличие? 1. На экскурсии в осеннем лесу Дима собрал 7 листочков, а Катя - 6 листочков. Сколько всего листочков собрали дети? 2. Катя и Дима собрали 13 листочков. У Кати было 6 листочков. Сколько листочков собрал Дима? 3. Катя и Дима собрали 13 листочков. Из них 7листочков были у Димы. Сколько листочков было у Кати?
Ребята, как называется явление в природе, когда падают листья?
- Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем, сколько всего на земле листочков.- Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.Д. — 5 л. ? л.К. — 6 л.
Решите задачу № 1. Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.
- Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю.- Чем задача похожа на предыдущую? Чем отличается от неё? В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другойзадаче на земле 6 кленовых листочков. В первой задаче известно, что упало5 дубовых листочков и нужно узнать, сколько всего упало на землю листочков с двух деревьев, во второй задаче известно общее количество листочков и нужно узнать, сколько на земле дубовых листочков- Запишите кратко условие.Д. — ? л. 11 л.К. — 6 л.
Решите задачу № 2.Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.
- Что вы можете сказать о решениях этих задач?- Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? Известно, сколько всего упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.- Что надо узнать? Запишите задачу кратко.Д. — 5 л. 11 л.К. —? л.
Решите задачу № 3.Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист. - Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)- Что одинаково? (Данные, числа.)
— Чем отличаются?- Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями: 1) + 2) - 3) - )- Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)- Конечно, это обратные задачи.— В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи).— А можно их оформить в виде схематического рисунка — Кто может поделиться с Математиком, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой). — Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)— Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).— Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).— Проверили мы наши предположения? Математик говорит, что вы молодцы.V. Физминутка. Ваня шел, шел, шел
И грибок нашел.
Раз грибок, два грибок
Положил в свой кузовок.VI. Работа по теме урока (первичное закрепление знаний). — Откройте учебник на стр. 26, № 2. — Откройте тетрадь и запишите «Задача 2.»- Прочитайте задачу. Запишите кратко на листах со схемами. Л. - 3 р. ? р. Ок. — 4 р. — Решение и ответ задачи запишите в тетрадь самостоятельно. Один ученик читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами. Оценочный лист.
— Составьте обратные задачи (устно). Работа в парах. 1 пара проверка вслух.
Дети сигнализируют смайликами. 1 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал лещей? 2 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал окуней? Фронтальная проверка. Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. СЛАЙД — Кому было легко решать задачи, покажите зелёный сигнал «Светофора».— Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.— С какой целью выполняли это упражнение из учебника? ( Закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи). VII. Домашнее задание.№ 3, 4 с. 26VIII. Итог урока - Какая цель стояла в начале урока?
- Что нового вы узнали на уроке? — Какие задачи называются обратными? — Кто испытывал трудности при работе? — Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить? IX. Рефлексия учебной деятельности.
— Мы сегодня с вами хорошо поработали.
— Посмотрите, как смотрит на нас Математик. Он улыбается. Почему? (Доволен тем, как мы поработали на уроке исследователями). — Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика». — Молодцы! Спасибо за работу на уроке. Наш помощник Учёный Математик благодарит вас и вручает «медальки» за работу на уроке в виде цветных кленовых и дубовых листочков: зелёный – активно работал на уроке, жёлтый – хорошо работал, красный – работал на уроке, но нужна ещё помощь.