Конспект урока по математике для 2 класса на тему Обратные задачи
Конспект урока
Тема: Обратные задачи.Цели урока: Образовательные: познакомить с понятием "обратные задачи"; совершенствовать вычислительные навыки, умения преобразовывать величины и выполнять задания геометрического характера; формирование умения составлять задачи обратные данной.Развивающие: Регулятивные: развитие умения формулировать учебную задачу урока на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозирование и контроль собственной деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости внесение корректировки; развитие умения осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации, структурирование знаний; создание алгоритма деятельности; Развитие умения анализировать объекты, сравнивать их; умение строить логическую цепочку рассуждений и установление причинно-следственных связей;Коммуникативные: умение слушать, слышать , понимать партнеров; уважение в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса.Воспитательные: воспитывать активность, внимание, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: учебник «Математика. 2 класс» ч.1. (авт. М. И. Моро, М. А. Бантова и др.).
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.
Регулятивные: контроль своих действий.
2.Актуализация знаний.
1.Логическая разминка.
- Решите задачу.
Три футбольные команды участвуют в игре. Каждая команда проводит по одной игре с двумя другими. Сколько игр должно быть сыграно? (3.)
2.Геометрический материал.
(На доске рисунок.)
- Сколько на рисунке треугольников? (8.)
3.Индивидуальная работа по карточкам.
(Карточки получают уч-ся, допустившие аналогичные ошибки в контрольной работе.)
Карточка 1 (именованные числа)
Сравни величины. Поставь знаки >, <, =.
100 см 1 м 1 дм 90 мм
20 мм 12 99 см 9 см 9 мм
1 м 8 дм 2 см 22 мм
1 руб 30 к 13 коп 31 коп
Карточка 2 (разрядные слагаемые)
Вставь пропущенные числа.
36 – 6 =
· - 7 = 60
54 – 50 = 30 + 8 =
49 – 40 + 1 = 95 -
· = 5
32 – 2 – 20 =
· +
· =79
Карточка 3 (решение задач)
Запиши задачу кратко и реши.
Лена купила ластик и блокнот. Блокнот стоит 32 руб., а ластик на 30 руб.дешевле. Сколько стоит вся покупка?
Слушают учителя; решают устно задачи, ищут количество треугольников на рисунке. Выполняют самостоятельно задания на карточках.
Считают устно, выполняют арифметические действия сложения и вычитания.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, порядок возрастания; владеют различными приемами устного счета.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление; проявлять самостоятельность, личную ответственность.
3.Сообщение темы и целей учебной деятельности.
Сегодня к нам на урок пришел Математик. Он спешит познакомить нас с новой темой. Только что-то он невеселый. Может быть, что-нибудь случилось?
Оказывается, Математик так спешил к нам, что потерял одно слово из названия темы урока. Но второе слово осталось. Может быть, мы догадаемся, какое слово потеряно, и поможем Математику?
(Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задача».)
- Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи.)
- Но мы ведь умеем решать задачи, почему же тогда пришел Математик? (Значит, сегодня мы узнаем о задачах что-то новое, познакомимся с новым видом задач.)
Математик говорит, что вы правы. Итак, мы продолжаем решать задачи.
(Задачи записаны на доске.)
Блокнот стоит 5 руб., линейка – 4 руб. Сколько стоят вместе блокнот и линейка?
Блокнот и линейка стоят 9 руб. Блокнот стоит 5 руб. Сколько стоит линейка?
Блокнот и линейка стоят 9 руб. Линейка стоит 4 руб. Сколько стоит блокнот?
- Прочитайте первую задачу. Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Составьте краткую запись.
Б. – 5 руб.
Л. – 4 руб.
Всего - ?
- Запишите решение задачи. (5 + 4 = 9 (руб.).)
- Прочитайте вторую задачу.
- Чем эта задача похожа на предыдущую и чем отличается от нее?
- Составьте краткую запись задачи.
Б. – 5 руб.
Л. - ?
Всего – 9 руб.
- запишите решение задачи. (9 – 5 = 4 (руб.).)
- Что вы можете сказать о решениях этих задач?
- Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие?
- Составьте краткую запись.
Л. – 4 руб.
Б. - ?
Всего – 9 руб.
- Запишите решение задачи. (9 – 4 = 5 (руб.).)
- Внимательно посмотрите на условия этих трех задач? Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
- Что одинаково? (Данные, числа.)
- Чем отличаются?
- Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.)
- Чем отличаются? (Действиями. Первую задачу решали сложением, вторую и третью – вычитанием.)
- Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные.)
- Как называется тема нашего урока? (Обратные задачи.)
Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
Регулятивные: под руководством учителя формируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать, понимать партнера по диалогу; умеют доносить свои мысли до участников данного образовательного процесса.
Личностные: учащиеся понимают значение знаний для человека и принимают его; также умеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
4.Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
№ 1 с. 26.
(Устное выполнение.)
- Прочитайте первую задачу.
- Ответьте на вопрос задачи. (Блокнот и карандаш стоили 10 руб.)
- Как вы узнали? (6+4=10 (руб.).)
- Прочитайте следующую задачу. Известно ли, сколько стоила вся покупка? (Да. 10 руб.)
- Что сейчас неизвестно в задаче? (Сколько стоил карандаш.)
- Как узнать? (10-6=4 (руб.).)
- Кто догадался, что будет неизвестно в следующей задаче? (Сколько стоил блокнот.)
- Прочитайте задачу. Правильно ли вы предположили?
- Как узнать, сколько стоил блокнот? (10-4 =6 (руб.).)
- Как называется вторая и третья задачи?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
№ 2 с. 26.
- Прочитайте задачу. Запишите ее кратко.
Ок. – 4
Л. – 3
Всего - ?
(Можно также выполнить рисунок или схематический чертеж.)
- Решите задачу самостоятельно.
- устно составьте обратные задачи.
- Решите обратные задачи.
(Вариант 1 решает задачу с вопросом «Сколько Володя поймал лещей?», вариант 2 – с вопросом «Сколько Володя поймал окуней?».)
- Какие задачи мы составили? (Обратные.)
- Какие задачи называются обратными?
- Решите задачу самостоятельно.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, соотносят условие с данным числовым выражением; задают вопрос, соответствующий условию задачи и выражению, являющемуся ее решением; доказывают, почему данный текст является задачей, соотносят текст задачи с данными схемами, выбирают схему, соответствующую условию; обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос; осуществляют самопроверку.
Действуют по алгоритму прикидки:
1)Сделайте прикидку ответа.
2)Выполните действие.
3)Проверь результат с прикидкой ответа.
4)Если необходимо сделай проверку.
5)Запиши ответ.
Регулятивные: планируют и прогнозируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров.
Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; аргументируют выбор знаков действия.
Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявление самостоятельности.
5.Закрепление материала.
№ 3 с. 26.
- Прочитайте задачу.
- Что нужно сделать сначала? (Перевести 5 см в мм.)
- Переведите. (5 см = 50 мм.)
- Какие слова подсказывают, какое действие нужно выбрать для решения задачи? (Меньше на )
Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы; выделяют условие, вопросы; называют данные и искомое числа; доказывают, что задача является составной; составляют краткую запись; обосновывают выбор знаков действия для решения задачи.
Регулятивные: планируют и прогнозируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров.
Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; аргументируют выбор знаков действия.
Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявление самостоятельности
6.Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? Всё ли вам было понятно?
- Что вызвало затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?
- Кто доволен своей работой на уроке?
Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщение.
Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии; логически рассуждают.
Домашнее задание: № 4, № 5 с. 26.
15