Краткосрочное планирование урока математики в 1 классе Тема: Обратные и взаимообратные задачи.
Пояснительная записка
Урок математики в 1 классе по теме: «Обратные и взаимообратные задачи».
Данный урок включен в раздел «Числа от 10 до 20. Взаимообратные задачи».
Планирование составлено на основе типовой учебной программы по предмету «Математика» для 1-4 класса уровня начального образования.
Тип урока: урок-исследование.
Цели проведения данного урока:
Сформировать у учащихся умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решение, составлять графические схемы к задачам и наоборот;
Сформировать представление о взаимообратных задачах, умение распознавать о составлять задачу обратную данной.
Учебник «Математика» 1 класс Алматыкітап баспасы 2012, авторы А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, В.В. Буровова.
Принцип активности ребенка в процессе развития, я считаю, остается одним из основных принципов дидактики. Под активностью в учебном процессе я подразумеваю такую деятельность ученика, которая характеризуется высоким уровнем учебной мотивации, потребностью в усвоении умений и навыков, результативностью. Начальная школа – это, прежде всего, творческий труд учителя. И посвящен этот труд миру детства. Данный урок можно проводить в любой развивающей системе обучения. Урок имеет цель создать положительный эмоциональный настрой на работу у всех учащихся, помочь каждому ученику проявить и развить его индивидуальные способности. Этот урок доставил радость и учащимся, и мне. На каждом этапе данного урока я старалась создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Ведь успех – первоначальное условие становления личности. Это внутренний настрой, комфорт. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои знания и умения – что может быть лучше этого? В урок включен занимательный материал по математике: задачи на смекалку, математические задачи, геометрический материал, воспитательный материал, На данном уроке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Проведение данного урока способствует сохранению эмоционального благополучия учащихся, проявления у них инициативы, помогает формировать демократический стиль общения. Использование технологии нестандартных уроков способствует формированию умения учиться. Изучение влияния нестандартных уроков на развитие познавательной деятельности учащихся позволяет мне сделать следующие выводы:
отмечается положительное отношение к обучению, высокий познавательный интерес;
формируется процедура творческой деятельности;
учебный процесс протекает без ущерба здоровью учеников;
степень обученности соответствует уровню обучаемости;
отмечается низкий уровень школьной тревожности и высокая степень адаптированности младших школьников;
создаются положительный эмоциональный климат, благоприятная атмосфера для сотрудничества учителя и ученика, общения детей.
Надеюсь, что данный урок поможет учителям начальных классов других школ занимательно, творчески и с пользой организовать и провести открытый познавательный урок в своей школе. Краткосрочное планирование урока математики в 1 классе
Тема: Обратные и взаимообратные задачи.
Цели:
Сформировать представление о взаимообратных задачах, умение их распознавать и составлять задачи обратной данной.
Актуализировать умение решать простые задачи на части и целое.
Тренировать навыки счёта, развивать речь, творческие способности учащихся.
Прививать прилежание.
Оборудование: карточки с заданиями, интерактивная доска.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Возьмитесь за руки и хором прочтите девиз нашего урока.
(на доске открывается девиз)
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
Актуализация знаний.
1). Устный счет в пределах 9 в форме игры «День и ночь»
5+2-3+1-2=
9-2-1-5+2=
2). Дополните каждый мещочек до 9 и запишите полученные выражения.
3). - Что общего в выражениях 9-4; 5+4; 9-5?
- Найдите лишнее.
- Составьте задачу по этому выражению.
- Какое правило вы применили?
- Как найти целое?
- На какое правило остальные выражения?
- Как найти неизвестную часть?
- Что вы заметили? Чем отличаются равенства?
4). Составление задачи по рисунку.
- Составьте условие и сформируйте вопрос.
- Что нужно составить для решения задачи?
- Запишите решение и ответ.
- Что мы повторили?
Исследовательская работа.
- Как вы думаете, какое задание вы сейчас получите? (Задание, с помощью которого мы поймем , чего ещё не знаем).
- Попробуйте составить задачу обратную данной?
- Что нового в этом задании?
- Какую цель вы перед собой поставите?
- Давайте попробуем озвучить тему нашего урока.
- Попробуйте составить такую задачу.
- Что у вас получилось. У кого есть готовый ответ?
- Что показало ваше пробное действие?
4. Физминутка.
Грач качался в гамаке.
Гуси плавали в реке.
Рядом голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается.
Буря начинается.
Моргаем глазками и считаем до 5. Теперь закрываем глаза и считаем обратно. Повторяем 2 раза. Смотрим в дальний угол класса, а затем на указательный палец. Повторяем 2 раза. Садимся на свои места.
Продолжение исследовательской работы.
Первичное закрепление нового материала.
- Чем это задание отличается от прежних заданий? (Мы никогда не решали обратные задачи).
- Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правила, по которому надо составлять обратные задачи).
- Что мы с вами повторяли в начале урока? (Составляли задачи по выражениям).
- Что там было особенного? Как это может нам помочь?
- Давайте вновь вернёмся к нашей задаче. В исходной задаче были известны части и мы искали целое. Теперь мы составляем задачу, в которой известно целое и одна из частей, а другую мы должны найти. (Целое у всех выражений 9, а части 5 и 4 . Мы попытаемся составить задачи подобные этим, чтоб менялись неизвестные).
- Но в качестве обратной можно составить ещё одну задачу составить
- Чем похожи эти задачи? А чем же они отличаются? (Теперь нам известно целое и вторая часть. Необходимо найти первую часть. 5-3=2.
Во всех говорится о чашках. Неизвестные меняются местами)- Какой вывод вы можете сделать?
- Какой будет наш следующий шаг? (Потренироваться в составлении и решении обратных задач).
Закрепление. Включение новых знаний в систему ранее изученных.
- Обсудите в парах рисунок и схемы к заданию №2(а).
- Самостоятельная практическая работа:
– Попробуйте заполнить 2 и 3 схемы и составить по ним выражение.
- Выполнение практической части. Затем обсуждение готовых взаимообратных выражений.
Рефлексия деятельности.
- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
- Я хочу, чтоб каждый из вас оценил свою сегодняшнюю работу на лестнице успеха.
- Кто работал успешно? У кого были затруднения? Кому есть ещё над чем поработать?