Внеурочная деятельность Интерактивные игры как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Архангельской области города Новодвинска
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Возраст детей – начальная школа
Подготовила учитель начальных классов
Корнилова Мария Владимировна
г. Новодвинск
Коммуникативная компетентность, как один из видов универсальных учебных действий
Коммуникативная компетентность – предмет одной из дисциплин социальной психологии. Под коммуникативной компетентностью подразумевается умение достигать в общении своих целей, способность в нужный момент произнести нужные слова или не произносить ненужные.
Компетентность коммуникативная – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Компетентность коммуникативная рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.
Компетентность коммуникативная – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективных
коммуникаций в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Коммуникативные умения и навыки:
инициировать и вступать в контакт;
формировать благоприятное первое впечатление;
задавать вопросы и отвечать на них;
вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
слышать, услышать и понять собеседника;
выравнивать эмоциональное напряжение в беседе.
Коммуникативная компетентность относится к универсальным учебным действиям. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я - концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Проанализировав теоретико-социальные аспекты сущности коммуникативной компетентности младших школьников можно сделать вывод о том, что понятие коммуникативная компетентность достаточно новое, но самое необходимое направление в развитии личности. Именно благодаря высокому показателю коммуникативных действий, человек сможет легко взаимодействовать в современном информационном мире.
Особенности развития коммуникативной компетентности младших школьников
Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе). Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.
Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений и навыков.
Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».
Элементарное умение – это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется субъектом. Действие недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.
Навык – действие, которое совершается субъектом быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Осуществляется при отсутствии или
минимальной затрате умственных, волевых усилий.
Сложное умение – это действие, которое включает в себя элементарные умения, навыки; общая структура действия варьируется. Это действие не связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.
Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое
поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня.
Необходимость развития коммуникативной компетентности подтверждается данными ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).
Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.
Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности (коммуникативная компетентность – составляющая социальной компетентности). Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.
Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально – значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально младший школьник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения коммуникативной компетентности. При этом типе мотивации человек стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития коммуникативной компетентности значима мотивация успеха.
Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально-нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития коммуникативной компетентности младшего школьника.
В - третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке. Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер коммуникативной адаптации личности, является регулятором поведения и деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Многочисленные исследования по влиянию самооценки младшего школьника на его коммуникативную адаптацию подтверждают это положение. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими коммуникативной компетентности.
В - четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории "плохо - хорошо", утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для коммуникативной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет младшему школьнику вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение о себе от мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное "Я" с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Таким образом, коммуникативная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Эти характеристики личности так же входят в состав социальной компетентности и требуют внимания педагога. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем в классе. Поэтому еще один путь развития коммуникативной компетентности в создании особой, развивающей атмосферы.
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетентностей. В психологии и педагогике развитию речи и общения в школьном возрасте, а также коммуникативно- речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого.
Краткие возрастные особенности развития выделенных аспектов. При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
— потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
— приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
— ориентация на партнера по общению;
— умение слушать собеседника.
Каковы же конкретные возрастные особенности развития перечисленных компетенций у детей, поступающих в школу? В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности (например, задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений). К 6—6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. В общении дошкольников зарождается осознание собственной ценности и ценности других людей, возникают проявления эмпатии и толерантности.
Важной характеристикой коммуникативной готовности 6-7-летних детей к школьному обучению считается появление к концу дошкольного возраста произвольных форм общения со взрослыми — это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное, опосредствованное отношение к себе.
Таким образом, обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ребёнок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми, следовательно, у ребёнка необходимо развивать навык коммуникативной деятельности.
Характеристика интерактивной игры
Процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников можно организовать в рамках реализации специально разработанной педагогической модели.
На основе сопоставительного анализа исторического и современного опыта можно выделить основные принципы построения педагогической модели организации деятельности для развития социальных компетентностей младших школьников: коммуникация, мотивация, деятельность и рефлексия.
Педагогическая модель представляет собой совокупность таких компонентов, как цель обучения, содержание обучения, методы обучения, средства обучения, методы контроля и оценки результатов обучения, результат обучения, деятельность педагога, учебная деятельность школьников, формы организации обучения, дидактические принципы, которые задают определенную стратегию обучения.
Цель: формирование компонентов социальной компетентности у учащихся младшего школьного возраста.
Содержание процесса формирования социальной компетентности состоит в активном творческом освоении социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также в творческом присвоении ребенком основных этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутри личностных социальных позиций, отношений.
К методам обучения относятся: дискуссия, эвристическая беседа, работа с текстом, проекты, творческое домашнее задание, анализ и синтез информации, групповое расследование, разграничение достижений команд учащихся, специальные методы, интерактивная игра.
Средства обучения: создание учителем учебных коммуникативных ситуаций, разработка групповых заданий, дифференцированная работа в группах. К средствам кооперативного обучения можно отнести те дидактические шаги, которые должен пройти как учитель, так и ученик для организации процесса кооперации: осознание как учителем, так и учащимися необходимости овладеть требуемыми умениями; ясное понимание учащимися сущности обучения, выработка умений говорить спокойным голосом, поддерживать друг друга в совместной работе и т.д.; создание учителем учебных коммуникативных ситуаций, разработка групповых заданий; поддержка учителем учащихся в дальнейшем овладении ими умениями и их совершенствовании.
Приемы: создание групп по мотивам и способностям учащихся; создание проблемных ситуаций; интеграция по способу учебной и внеучебной деятельности; дифференциация и индивидуализация организации процесса формирования социальных компетентностей.
К педагогическим условиям формирования социальной компетентности младших школьников в процессе учебной кооперации относятся дифференциация и индивидуализация процесса формирования социальных компетентностей, кооперация, организация субъект - субъектных отношений, создание ситуации успеха, создание коммуникативных ситуаций.
Организационные условия: учет концептуальных принципов формирования социальных компетентностей; учебная кооперация; развивающая среда; интеграция учебной и внеучебной работы; интеграция предметов с учетом развития социальной компетентности; обеспечение роли учителя как помощника, а не основного источника получения знания.
Методы контроля и оценивания результатов: анкетирование, тестирование, экспертная оценка, ситуативные проверки.
Результаты реализации педагогической модели: повышение качества образования, сформированная система компонентов социальной компетентности младшего школьника. Данная педагогическая модель поможет учителю при подборе методов, средств обучения, наиболее подходящих для развития коммуникативной компетентности (как части социальной компетентности). К одному из методов относится интерактивная игра. Что же такое «интерактивная игра»?
Понятие «интеракция» возникло впервые в социологии и социальной психологии, основоположник – американский философ Дж. Мид. В психологии интеракция – это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо», а социальная интеракция – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.
Интерактивное обучение – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. (Приложение).
Одной из главных форм обучения является игра. Игра – один из наиболее значимых видов детской активности, в которой происходит формирование межличностных взаимоотношений.
Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:
1. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
2. Игры детей есть самая свободная, естественная форма Проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.
3. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра — первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра — специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
5. Игра — путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
6. Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей.
7. Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решении, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Таким образом, можно сделать вывод: игра – это жизнь человека на разных этапах онтогенеза.
Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения.
«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность — это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:
• мыследеятельность;
• свобода выбора;
• рефлексия.
Организация мыследеятельности заключается:
— в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);
— в обмене результатами мыслительной деятельности между участниками образовательного процесса;
— смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;
— сочетании индивидуальных и групповых форм работы;
— проблемном обучении, использовании в педагогическом процессе современных образовательных технологий;
— рефлексии.
В интерактивной игре происходит осмысление в творчестве - осознанное создание в процессе взаимодействия учеников нового содержания, оценки явлений окружающей действительности, своей деятельности, результатов взаимодействия с позиций своей индивидуальности. Конечным результатом такого взаимодействия является обогащение, появление нового индивидуального опыта осмысления (смысла), расширяющего границы индивидуального сознания. В итоге любой деятельности должна быть рефлексия, игра не исключение, рефлексия — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, самоанализа последействий, установление причин и следствий.
Почему дети любят играть? Интерес детей к игре поясняет К.Д. Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями ». На самом деле, через игру, ситуацию ребёнок познаёт мир.
Игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды.
Ю.В. Геронимус выделяет факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
удовольствие от контактов с партнёрами по игре;
удовлетворение от успеха – промежуточного или окончательного;
необходимость принимать решения в сложных и часто неопределённых условиях.
Все больше учителей начальных классов волнует эмоционально-психологический комфорт ученика в школе, их навык общения, так как во многом от этого зависит школьная успешность! Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:
неготовность к взаимодействию со сверстниками в новой парадигме деятельности;
неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;
плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;
достаточно высокий уровень детской школьной тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе.
А между тем перед учителем стоят непростые первоочередные задачи, от решения которых зависит личностное развитие каждого ребенка. Так, у первоклассника необходимо сформировать:
эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности (желание работать вместе с одноклассниками, позитивные эмоции, уверенность в успехе);
адекватную эмоциональную реакцию на ошибки и неуспех деятельности – своей или товарища;
адекватную положительную самооценку.
Исследования показывают, что успешная адаптация к коллективу, а, следовательно, и полноценное развитие первоклассника формируются в совместной деятельности на уроке и во внеучебное время, так как ребёнок любит играть, то обучение навыкам общения результативней проводить в игровой форме.
С первых дней надо использовать совместную работу на уроках (парную, групповую), в ходе которой первоклассники будут учиться взаимодействовать друг с другом, общаться.
Требуется начинать с парной работы, затем постепенно предлагать ученикам групповые формы.
Работа в паре помогает каждому первокласснику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:
желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;
умение презентовать себя – рассказывать о себе, о своих возможностях;
умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения результата предложенной задачи).
Обучение навыкам сотрудничества необходимо строить на доступном для ребят учебном материале; на знаниях, которые актуальны для них; на опыте, который знаком каждому.
Теоретически нами была доказана эффективность интерактивных игр в развитии коммуникативной компетентности младших школьников.
Пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка:
1. Объяснить младшим школьникам необходимость овладения умением внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.
2. Четко и ясно сформулировать правила, которым надо следовать. Например: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать»; «Люди будут слушать тебя только после того, как ты выслушал их».
3. Показать на примерах, как выполняются действия по овладению данным умением. Например: 1) во время разговора с собеседником не думай о чем-то своем, иначе пропустишь что-то важное из рассказа; 2) старайся вникнуть в суть разговора, а не слышать только то, что тебе хочется; 3) не старайся казаться умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он хочет сказать; 4) наибольшее внимание проявляй при разговоре с близкими тебе людьми, так как раскрепощенность в общении с близкими влечет за собой невнимательность по отношению к ним; 5) учись не только слушать, но и слышать.4. Не стараться развивать сразу несколько умений или качеств личности. Определить, какие качества органично сочетаются между собой – например, умения внимательно слушать собеседника и вежливо реагировать на вопросы; соотносить свои действия, мнения, привычки с интересами партнеров по общению; выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).
5. Проводить постоянный контроль за развитием умения, который должен сочетаться с самоконтролем.
Обучение умению работать в группе начинается с того, что педагог дает учащимся подробную инструкцию. В нее входит перечень стандартных действий, необходимых для успешности делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс для познавательной или другой деятельности. Этот перечень включает в себя сведения о том, что такое групповая работа, какова последовательность работы внутри группы; знакомство с заданием; планирование работы; распределение заданий внутри группы; индивидуальное, парное или групповое выполнение заданий; обсуждение их результатов.
В течение определенного времени эти умения усваивает большая часть
учащихся. Тогда учитель может предложить им следующий набор умений, более сложных, но тоже довольно стандартных: указать детям, в каких случаях лучше высказываться тем или иным членам группы, а в каких – по желанию; в какие моменты целесообразно повторять общий вывод, а в какие это излишне, и т.д.
Постепенно, после того как у ребят автоматизировались стандартные умения, можно начинать импровизировать. Школьники совместно осмысливают способы организации своей деятельности, обсуждают возможные варианты, анализируют стиль отношений, рассуждают о том, как его можно совершенствовать.
Таким образом, цель использования интерактивных игр — изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы поведения, деятельности.
Методика проведения интерактивных (коммуникативных) игр с детьми младшего школьного возраста
Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
Педагог производит подбор конкретной интерактивной игры, которая, по его мнению, может быть эффективной применительно к данной группе или теме.
Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит поработать, а также с целью, которую нужно достичь.
Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах игры, дает им четкие инструкции о том, в каких пределах они могут действовать в процессе игры.
Происходит непосредственно процесс игры, в ходе которого участники активно взаимодействуют, пытаясь достичь поставленной цели. Игра может состоять из нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог может вносить определенные изменения в ее ход, если это оговорено объявленными участникам правилами.
По окончании игры, после небольшой паузы, призванной успокоить эмоции, происходит процесс рефлексивного анализа. В ходе рефлексии участники оценивают произошедшее с позиции участника игры, вместе с тем, стараясь абстрагироваться и проанализировать игру с точки зрения наблюдателя.
Процесс анализа начинается с концентрации внимания на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в ходе игры и по ее окончании. Затем следует переход к содержательному аспекту: как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, какой результат был получен и т. д. Рефлексивный анализ заканчивается обобщающими выводами и умозаключениями, которые можно сделать по итогам процесса взаимодействия в ходе игры.
Важным условием при проведении интерактивных игр является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.
Методические рекомендации по проведению игр.
При проведении всех игр следует по возможности избегать нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.
Если в классе есть проблемные дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его), надо вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача педагога — заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления.
Очень важный момент — выбор игры. Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей.
Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по классу, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг, или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).
Благодаря соблюдению этих методических рекомендаций, проведение интерактивной игры будет успешным, а результат очевидным.
Суммируя теоретические вопросы, которые были изложены в главе I, подведем итог: во-первых, в современном мире, умение общаться – один из главных факторов успеха.
Во-вторых, большинство детей младшего школьного возраста имеет трудности в общении. Младший школьный возраст - это сенситивный период в обучении, поэтому необходимо развивать коммуникативные умения именно в этот период.
В – третьих, интерактивные игры – метод обучения, который содержит в себе способы повышения коммуникативной компетентности младших школьников.
Использование интерактивных игр для развития коммуникативной компетентности младших школьников
Интерактивные игры несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и могут быть включены в любой момент школьной жизни. Это одна из наиболее интересных и действенных форм обучения и воспитания.
Применять интерактивные игры можно как в урочное, так и во внеурочное время. (на переменах, физические минутки во время урока, внеклассные мероприятия).
Игры на развитие умения договариваться. Цель игр: воспитание ответственности за другого человека, развитие навыков общения в условиях командной работы.
«Слепой и поводырь»
Один участник ведущий, другой – ведомый. Ведомый закрывает глаза. Задача ведущего – провести своего партнёра по комнате так, чтобы не столкнуться с другими участниками. Потом участники меняются ролями.
«Живая буква»
Дополнительно: вырезанные буквы. Детям даются вырезанные буквы (если букв больше, чем детей, то детям дают по несколько карточек). Затем ведущий называет слово, а дети, должны составить выстроиться с буквами в руках в той последовательности, чтобы можно было прочесть слово.
«Найди ключ»
Ребенок с завязанными глазами ищет ключ. Дети помогают ему, указывая направления движения.
Игры на развитие умения слушать и вступать в диалог. Цель: развитие умения спокойно выслушивать собеседника, вступать в диалог с собеседником, развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам, развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра, воспитать позитивное отношение к сверстникам.
«Волшебный микрофон»
Дополнительно: любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный)
Сядьте, образуя круг, и посмотрите на «волшебный микрофон». Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у кого он находится в руках. Все остальные дети будут внимательно слушать до тех пор, пока микрофон не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит «волшебный микрофон» в руках, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе, какое у него сегодня с утра настроение или сообщить что-нибудь смешное и интересное.
«Ласковое имя»
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Учитель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
«О чём спросить при встрече»
Дети сидят в кругу. У учителя — эстафета (палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
«Вопрос — ответ»
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости” и т.д.). «Сказка по кругу».
Учитель и ученики выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу по очереди сочиняют историю. Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать?
Игры, на сплочение ученического коллектива. Цель: активизация совместной деятельности, формирование умения работать в группе.
«Живая цифра»
Нескольким ученикам показать цифру через телодвижения.
«Иголочка и ниточка»
Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взрослого «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.
"Сломанный" телефон
Все участники садятся в большой круг. Участники должны сесть на некотором расстоянии друг от друга. Выбирается ведущий, он должен придумать интересную фразу (например: "солнце скрылось за горой"). Затем ведущий (или его еще называют "отправитель" сообщения) шепотом произносит придуманную им фразу на ухо соседа, сидящего справа от ведущего. Сообщение необходимо передать только один раз. Затем сосед передает сообщение своему соседу, находящемуся справа и так далее... по цепочке. Сообщение необходимо передавать до тех пор, пока оно не дойдет до участника, сидящего слева от ведущего. Как только этот участник получит сообщение он его произносит вслух. Затем ведущий произносит ту фразу, которую он отправил по "сломанному" телефону.
«Дракон кусает свой хвост»
Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
«Аплодисменты по кругу»
Ход игры. Учитель: «Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю».
Учитель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком учитель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всего класса.
Игры на развитие умения разрешать конфликт. Цель: выяснение причин конфликта и поиск предотвращения причин появления конфликта, развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.
«Проигрывание ситуаций»
Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился. С другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы и др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).
«Паутина»
Учитель: «Представьте, что огромный злой паук (им буду я) поймал вас всех в свою паутину. Вы сядете в круг, а я пройду с клубком ниток и обмотаю ваши руки (а иногда и талию) ниткой. (Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центре появилась «паутина».) Вам нужно выбрать самого доброго — того, кто сможет освободить всех. Паутина злого паука отлипает от человека только в том случае, если его называют ласково. Ваш спаситель возьмет клубок и начнет его сматывать. Как только добрый человек доберется до кого-нибудь из вас, он должен сначала назвать ваше ласковое имя и только потом распутать руки или туловище».
В заключение отметим, что интерактивная игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.
Классный час на тему « Учимся общаться »
Задачи:
-развитие знаний и навыков восприятия человека человеком с помощью вербальной и невербальной коммуникации,
-формирование коммуникационного взаимодействия, навыков постановки вопросов, умения слушать и слышать собеседника;
-развитие творчества, фантазии, воображения;
-воспитание культуры общения.
Ход классного часа:
1.Вводная беседа.
- А какие первые слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «общение»?
(речь, разговор, беседа, внимание, понимание, вопросы, ответы, приветствия, улыбка, подмигивание, рукопожатие)- Все ваши ответы верны, и их можно объединить в общее понятие общения.
- Как вы думаете, какова будет тема нашего классного часа?
- Да, ребята, сегодня наш классный час будет посвящен теме общения между людьми. Давайте, посмотрим, что же такое общение?
-Ребята, общение может быть бесконфликтным, т.е. доброжелательным. А может быть конфликтным, т.е. неприятным. А как вы думаете, в каких ситуациях общение может стать не добрым и приятным, а наоборот конфликтным?
(Предполагаемые ответы: неумение слушать, перебивают, кричат, обзываются, врут, ехидничают, унижают, надоедают, дерутся, пустая болтовня, умничают, плохое настроение, нервничают, тон, придумывают клички, насмехаются) - В каждом конфликте всегда есть обиженные, и есть обидчики. Вы должны запомнить, ребята, что в конфликте всегда виноваты обе стороны. И вот сегодня мне хотелось бы с вами обсудить эту тему. А помогать мне будет… вы ни за что не догадаетесь кто… это старая парковая лавочка.
- Почему именно она? Да потому что со мной приключилась однажды вот такая история. Я шла через парк, очень устала и присела отдохнуть на лавочку. Может быть, я задремала, сама не знаю, только слышу вдруг скрип и голос. Я сначала испугалась, потому что вокруг никого не было, а потом я поняла, что со мной разговаривает старая лавочка. Она рассказала мне столько удивительных историй, что я записала некоторые из них в блокнот. Вот послушайте.
2. История первая.
Мне уже почти сто лет. У меня, как и у каждой вещи, есть своя богатая история, есть своя жизнь, полная различных событий. Еще в прошлом веке мимо меня прогуливались нарядные барышни и важные кавалеры. На мне отдыхали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Возможно, и вы не раз видели меня в городском парке. За свою долгую жизнь много я услышала разных людских историй.
- Как вы думаете, ребята, о чем можно вести разговор, сидя на этой лавочке?
- Сейчас вы услышите от Лавочки одну интересную историю.
3. История вторая.
Однажды я стала свидетельницей разговора двух мальчиков, Коли и Миши, которые, возвращаясь из школы, присели отдохнуть. Сначала они разговаривали тихо и спокойно, а потом Миша начал вдруг кричать и обзываться на Колю. Заплакав, Коля убежал домой, а Миша злой пошёл домой.
- Как вы думаете, ребята, из-за чего могла произойти ссора между мальчиками?
(хвалился, обзывался, завидовал, обманывал, унижал)
-Кого вы считаете виноватым в этой ссоре? И почему?
-А как можно выйти из этой ситуации? (договориться, уступить, если виновен).
-Вы верно назвали способы выхода из конфликта: надо уметь признавать свою ошибку и уметь просить прощение. А ведь порой мы забываем об этом, хотя иногда оказываемся в подобных ситуациях сами, а иногда просто стесняемся попросить прощения у своего друга.
- Скажите, а как же правильно нужно просить прощение?
(1. Называть по имени
2. Смотреть в глаза своему другу.
3. Говорить спокойным голосом, чтобы вам поверили.
4. И, обязательно сказать, за что вы просите прощение.)5.Дать обещание не повторять подобное, потому что вы осознали вину.
-А как должен повести себя человек, у которого просят прощение?
(1.Внимательно выслушать.2.Смотреть в глаза.
3.Поверить, понять и простить.
4.Сказать ответное слово). - Давайте вернемся к нашим знакомым мальчикам, которые сидели на этой лавочке и попробуем обыграть эту ситуацию. Попробуем попросить прощение. Я предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас сначала будет Колей, а кто Мишей, а потом поменяетесь ролями. (Дети работают в парах)
-А кто из вас попробует выйти сюда и проиграть эту ситуацию? (Учитель дает примеры ответного слова, если дети затрудняются).
- Молодцы, ребята! Никогда не стесняйтесь просить прощения, это не стыдно. Наоборот, это показывает, что вы культурны, воспитаны и по-настоящему взрослые.
- Просто удивительно, как простая Лавочка помогла нам интересно провести классный час, заставила нас рассуждать, переживать, общаться друг с другом и хочется сказать ей за это огромное спасибо. Очень жаль, что она не слышит этого волшебного слова. Слова благодарности играют очень важную роль в нашей жизни, без них общение между людьми просто невозможно. А ведь очень часто мы забываем благодарить друг друга. Думаю, что каждый из вас может вспомнить ситуацию, когда он забыл сказать спасибо кому-то из своих друзей, родных и знакомых
Игра "Комплимент"
Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно, а второй участник должен отблагодарить.
4. Подведение итогов.
- Вы знаете, ребята, меня поразило, что обыкновенная Лавочка очень внимательная и думаю, что эти истории она рассказала не случайно. Видимо она хотела обратить наше внимание на то, что в жизни нет мелочей, и большую роль играет каждое слово, каждый жест, даже взгляд для того, чтобы нам было легко общаться друг с другом.
- И мне очень хочется узнать, что вы расскажете дома о нашем классном часе?
Впечатления детей от классного часа было выявлено при помощи рефлексии – «Смайлик», каждому ребёнку выдавалось по вырезанному кругу, где дети рисовали своё настроение. По результатам рефлексии: впечатление – положительное. Как показывает практика, уроки на тему общения для младших школьников — одни из самых любимых. Они помогают снять страх перед самостоятельным высказыванием; прививают навык анализировать свои поступки и проходящие события; дети узнают себя как партнера по общению, открывают в себе самые разнообразные стороны личности (те, которые помогают установить контакт с окружающими и те, которые мешают это сделать).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асеев, В. Г. Возрастная психология. - Иркутск: Издательство ИГПИ, 1989. - 194 с.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.
Башкирова, Е. Тренинг общения//Воспитание школьников. – 2009. - № 3. – С.38.
Жильникова, Е. М. Классный час во 2 классе по теме «Учимся общаться». – 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/klassnyy-chas-vo-2-klasse-po-teme-uchimsya-obshchatsya (дата обращения 18.11.2011)
Кавтарадзе, Д.Н.Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – С. 37
Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб.пособие . - М., 1998. - С.10.
Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности у младших
школьников // Психология. – 2005. - №4. – С. 62 – 72
Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: «Академия развития»,2006. – С. 160
Крузе-Брукс, О.А. Педагогическая модель формирования социальной компетентности учащихся младших классов // Вестник Новгородского государственного университета. – 2007. - №42. – С.34-39.
Лютова, С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций. Моск. гос. ин-т межд. отношений МИД России, каф. философии. – М.: МГИМО – Университет, 2007. С. 138
Максимова А. А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников. // Начальная школа плюс до и после, 2005. - № 1. С. 3-7
Метод интерактивной игры. // Ваш психолог. – 2009-2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1406-metod-interaktivnoj-igry (дата обращения 07.04.2012)
Овчарова, Р.В.Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 1996. - 240с.
Панина, Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. заведений; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
Панфилова, А.П. Теория и практика общения: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.258
Петровский, В.А. Учимся общаться с ребёнком. – М. : Просвещение, 1993. – 191 с.
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах/ Ред. – сост. Л.А, Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.:ПЕР СЭ, 2006. С. 57
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 816
Словарь по педагогике. – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005.-С.133
Смирнова, Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция . — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. —С. 141
Ушинский, К.Д. Психологические и логические основы обучения. Избр. пед. соч. в 2 т. – М., 1954. – Т.2. – С.483
Шкуричева, Н. Как научить первоклассника общаться? // Начальная школа. Прил. к газ. «Первое сентября». — 2008. —N 22. — С. 25–27
Шмаков, С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: диссертация доктора пед. наук : М., 1997.- 240 c.
Цукерман Г.А., Венгер А. Психологическое обследование младших школьников – Владос, 2007. – 159 с.