ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ.
Э.Л.Гагиева
Уч.физики МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»
Специфичность курса физики определяется кругом рассматриваемых задач вопросов, изучение и усвоение которых предусматривает сформированность обобщенных практических умений. Качество таких умений и позволяет обучающимся действовать свободно, быстро совершать любые предметные действия.
В психолого – педагогической литературе, под обобщенными умениями подразумевают категорию умений, гибких по своим свойствам, легко переносимых в новые обстоятельства, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей обучающихся. Эти умения формируются на понимании научных основ и структуры деятельности.
Оснащением для формирования обобщенных практических умений является дидактический материал.
7 кл. «Расчет массы, объема, плотности тела».
По программе предусмотрено выполнение лабораторных работ, однако, как показала практика, работа с оборудованием в сочетании с циклом иллюстративных задач создает условия для формирования обобщенных практических умений и накопления системы знаний, составляющих теоретическую базу.
Задача 1: «НАЙДИТЕ МАССУ ФАРФОРОВОГО РОЛИКА»
(На рисунке две мензурки с водой и указанными единицами измерения, в одной из них погруженное тело, а в другой – первоначальный уровень воды. Действия обучающегося оформлены в виде таблицы).
Задание
Выполняемое действие
Теоретическая база
Формируемый навык, умение, знание
Определите Ц.Д. прибора
Определение Ц.Д. данной мензурки
Знание правила для определения Ц.Д. прибора
Определение Ц.Д. измерительного прибора, ед.измерения физ.величины
Определите объем жидкости V1
Определение объема жидкости в мензурке до погружения тела
Работа со шкалой измерительного прибора
Снимать показания со шкалы измерительного прибора
Определите объем жидкости V2
Определение объема жидкости в мензурке после погружения тела
Определите объем тела V
Расчет объема тела:
V=V2 – V1
Изменение уровня жидкости после погружения тела
Определение объема тела неправильной геометрической формы с помощью измерительного цилиндра
Определите плотность тела
Работа с таблицей №1 учебника
(Ф-7, стр.45)
Плотность тела – табличное значение
Работа с таблицей физ.величин
Определите массу тела
Расчет массы тела: 13 EMBED Equation.3 1415
Знание математического аппарата
Применение теоретич. базы для решения праткико –ориентированных задач
Запишите ответ
Оформление ответа согласно требований
Задача 2: «ОПРЕДЕЛИТЕ УРОВЕНЬ ЖИДКОСТИ, ДО КОТОРОГО ПОДНИМЕТСЯ ВОДА В МЕНЗУРКЕ, КОГДА В НЕЕ БУДЕТ ОПУЩЕНО АЛЮМИНИЕВОЕ ТЕЛО».
(На рисунке мензурка с первоначальным уровнем воды и указанными единицами измерения, алюминиевый предмет с указанной массой. Данная задача является обратной по отношению к предыдущей. Выполняет контролирующую функцию за усвоением теоретического и практического материала. Позволяет отследить пробелы в знаниях и практических умениях. По аналогии, обучающийся самостоятельно составляет алгоритм решения задачи. Действия обучающегося оформлены в виде таблицы).
Задание
Выполняемое действие
Теоретическая база
Формируемый навык, умение, знание
Определите Ц.Д. прибора
Определение Ц.Д. данной мензурки
Знание правила для определения Ц.Д. прибора
Определение Ц.Д. измерительного прибора, ед.измерения физ.величины
Определите объем жидкости V1
Определение объема жидкости в мензурке до погружения тела
Работа со шкалой измерительного прибора
Снимать показания со шкалы измерительного прибора
Определите плотность тела
Работа с таблицей №1 учебника (Ф-7, стр.45)
Плотность тела – табличное значение
Работа с таблицей физ.величин
Определите объема тела V2
Расчет объема тела: 13 EMBED Equation.3 1415
Знание математического аппарата
Определение объема тела неправильной геометрической формы аналитически, если задана масса тела
Определите объем жидкости, после погружения тела
V= V1 + V2
Изменение уровня жидкости после погружения тела
Применение теоретич. базы для решения праткико –ориентированных задач
Запишите ответ
Оформление ответа согласно требований
Не следует опасаться, что такая деятельность исключает формирование навыков с позиции «осязания», т.к. получение физических характеристик основано на зрительном ощущении, то и соответствующая работа может быть выполнена по рисунку, схеме, а затем перенесена в вещественную деятельность.
Задание, представленное в иллюстративной форме и непосредственная работа с оборудованием – обратимые формы деятельности. Сочетание их обеспечивает:
-формирование обобщенных умений измерительного, вычислительного характера;
-выполнение функции обучения и контроля над уровнем сформированности соответствующих умений и практических навыков;
- выполнение функции контроля по применению теоретических положений к решению соответствующего класса задач.