Урок математики по теме Признаки делимости на 3 и на 9
Тема урока: Признаки делимости на 9 и 3.
Класс : 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
-формирование представления учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
1) в направлении личностного развития:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; развитие логического и критического мышления, культуры речи; развитие математических способностей.
2) в метапредметном направлении:
-формировать умение находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами.
3) в предметном направлении:
- развивать умения применять изученные признаки делимости при решении задач.
Задачи:
Обучающие: научить учащихся устанавливать делимость чисел на 9 и на 3, используя признаки делимости чисел;
Развивающие: развивать логическое мышление и речь учащихся (логичность, обоснованность, точность);
Воспитательные: воспитывать культуру математического мышления, положительное эмоциональное отношение к учению, к математике, аккуратность, умение слушать товарища и объективно оценивать результаты своего труда.
Планируемые результаты (предметные и УУД)
Предметный результат:
- дать представление о развитии натурального числа, овладеть навыками устных и письменных вычислений.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.
Познавательные универсальные учебные действия :
- осуществлять анализ практических ситуаций, моделирование, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.
Ресурсы урока:
Основные: УМК Бунимович "Математика" 5 класс, тетрадь
Дополнительные: ПК, проектор, использование ЭОР,ЦОР, разрезные слова для каждого ученика, карточки для исследовательской работы в группах, карточки 3-х цветов(красный- ясно/правильно; оранжевый- не совсем понятно; желтый- ничего непонятно),записи на доске.
Основные понятия: число, признак.
Технологическая карта
Этапы
урока
Вре
мя
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент. Само
определение к деятельности.
1
мин
Приветствие.
-Здравствуйте, садитесь.
Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
Проверяет концентрацию внимания.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Признаки.
Записывают число, классная работа.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
6
мин
Друзья мои! Я очень радаВойти в приветливый ваш классИ для меня уже наградаВниманье ваших умных глазЯ знаю: каждый в классе гений,Но без труда талант не впрокИз ваших знаний и умений Мы вместе сочиним урок.Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу, За странный слог не обессудьте,А дальше прозой я скажу.
Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.( Признаки делимости на 2.5.10.). Что такое признак делимости? (Признак делимости это правило, позволяющее быстро определить, является ли число кратным заранее заданному числу, без необходимости выполнять деление. )
Где и для чего используются признаки деления?
Начнем мы наш урок с разминки . «Для гимнастики ума нам разминка нужна.»
Я буду говорить числа, а вы, если услышите в моей речи число, которое делится на 2,5, 10 без остатка говорите : «Ай да я!»
3,19, 28, 307, 520, 43, 185,377,892,1007,2500
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Задание : распределить числа 2050, 12245, 300, 486,3078, 205 по нужным столбцам.
На 2
На 5
На 10
Контролирует индивидуальную деятельность учащихся (заранее продумывает, кого спросить).
Участвуют в разминке для ума.
Распределяют числа по нужным столбцам.
На 2
На 5
На 10
2050, 300, 486,3078,
12245
300
205
300
2050
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
3. Постановка учебной задачи.
10
мин
Создает проблемную ситуацию.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Чтобы ответить на вопрос задачи, что надо знать?
-Пока нам не известен признак.
-Ребята, а хотите узнать, как, не выполняя вычислений, определить, делится число на 3 и на 9? Может, у кого есть предположения?
-Итак, давайте сформулируем тему нашего урока и цель
Учитель предлагает учащимся провести исследование, поработав в 4 группах, предварительно разделив, отводит время 3-4 мин.
Деление на группы
Рассчитайтесь по порядку. Четные в одну группу, нечетные в другую.
Контролирует работу в группах.
Учитель просит учащихся рассказать и записать формулировки признаков делимости на 3 и 9 в своих группах.
-Поднимите красный кружок, кто запомнил признаки делимости на 3 и 9, зеленый у кого есть сомнения, и желтый кто не понял.
Отвечают на поставленную проблемную ситуацию.
Формулируют тему урока и цель урока.
Выполняют задание в парах.
Учащиеся выдвигают свои гипотезы.
Формулируют и записывают тему урока, ставят цели.
1 и 2 группа выполняют задание по таблице:
Число
Сумма цифр
Делится ли сумма цифр на 3
Делится ли число на 3
349
945
188
1008
Гипотеза:
Проверка гипотезы: число 1245
1245
Представители каждой группы делают отчет о проделанной работе.
Учащиеся знакомятся с признаками делимости на 9 и 3.
Ответы учащихся.
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).
Предметные:
формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
Метапредметные:
развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);
устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).
4.Физкульт
минута.
1 мин
-А теперь мы отдохнем, встанем все и глубоко вздохнем. Учитель называет натуральные числа. Если четное число -дети стоят, если нечетное- приседают.
Из -за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
Выполняют действия.
5.Этап первичного закрепления.
Работа с учебником.
10
мин
Учитель обсуждает с учащимися , что это за этап, производит целеполагание, планирование, распределение времени, задаёт необходимость самооценки и коррекции результатов.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Спрашивает 2-3 учащихся оценить свой результат, что понятно, что не понятно.
-Оцените свою работу, подняв кружок определенного цвета.
Составляют план достижения цели, планирование, распределение времени.
Обсуждают и оценивают результаты.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Познавательные:формирование умений:
по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
по использованию доказательной математической речи;по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;
Регулятивные:
формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
10
мин
Раздает дифференцированную самостоятельную работу:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Обмениваются своими карточками в группах и проводят самопроверку.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном(слайд).
Познавательные (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов);
Регулятивные (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
Коммуникативные (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом).
7.Рефлексия.
5
мин
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?
-Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 3 (на 9) или нет?
И заканчивая урок я хотела бы проверить как вы усвоили материал с помощью нашего веселого счета. Я называю вам числа и если число, делится на 3, вы говорите «Ай да я!», а если число делится на 9, вы говорите «Ай да молодец!»
23, 102, 211, 126, 305, 903, 121, 243
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите соответствующий смайлик
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Поднимают смайлик
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные
умение структурировать знания
Личностные: смыслообразо
вание.
8.Домашнее задание.
2
мин
Придумать текстовую задачу о признаках делимости на 3 и на 9
2)п.3.2 учить признаки,стр.180 №11, 18,допол. №19(признак на18).
Заголовок 115