Конспект урока Художественная обработка металла 7 класс
Методическая разработка урока «Технология»
(7 класс, мальчики)
«Обработка металла"
Составитель Коровкина Людмила Геннадьевна,
учитель технологии
МБОУ СОШ№42 г.Иркутск
г. Иркутск, 2016 г.Пояснительная записка
к методической разработке:«Обработка металла "
Данная методическая разработка (урок-практикум) предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста при реализации метапредметного подхода. Актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. На метапредметном уроке необходимо включить ребѐнка в разнообразные виды деятельности, важные для него, встраивая знания и теоретические рассуждения в опыт, привлекая к предмету знания из других областей. На данном уроке результат достигается через проектную деятельность, работу в сотрудничестве, оценку экспертной группы, рефлексию урока.
Данный урок проводится как урок-практикум после изучения темы «Приемы работы с фольгой» в рамках изучения раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» в 7 классе.
Основной целью урока является освоение учащимися метода проектов через освоение тиснения по фольге.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы.
Основным методом обучения на таком уроке является метод проектов, проблемно-поисковый, а такжеорганизация самостоятельной работы учащихся.
Значимость данного урока: уроки-практикумы, на которых проводятся совместные практические, лабораторные, экспериментальные работы, учащиеся готовят все необходимое для проведения занятий, самостоятельно продумывают порядок проведения практической работы, опыта, эксперимента, осуществляют деятельность по реализации проектного замысла. Учитель выступает в роли тьютера, т. е. сопровождает, направляет.
Планируемый образовательный результат: овладение технологической операцией (тиснение по фольге) при изготовлении поздравительной открытки к 23 февраля.
Продуктом деятельности учащихся является создание поздравительной открытки к 23 февраля.
Обучение в сотрудничестве развивает умение работать сообща, прислушиваться к мнению других, находить общее решение. Работа в группе способствует развитию коммуникативной компетенции. Ребятами приобретаются и навыки публичных выступлений.
Рефлексия работы в группе позволяет ученикам адекватно осознавать свои возможности.
Данная методическая разработка может быть использованаучителями средних и старших классов практически на всех предметах, т. е. носит универсальный характер.
Работа в сотрудничестве, выбранная как форма учебного процессапредоставляет школьникам возможность:
1. повторения учебного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной формы его воспроизведения;
2. удовлетворения актуальных потребностей (эмоционального переживания, проявления духовных и нравственных качеств).
С другой стороны, позволила учителю достичь поставленных целей путем решения конкретных педагогических задач - добиться:
1. закрепления учебного материала;
2. преодоления учащимися внутренней неуверенности, раскрепощения, проявления максимума их сил и возможностей;
3. дальнейшего формирования коммуникативной компетенции учащихся, путем создания для них определенного тематического пространства.
Учащиеся проявили себя как активные и заинтересованные личности, с удовольствием узнавали новое и в процессе выполнения практической работы использовали весь спектр полученных и усвоенных знаний и умений по данной теме.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1) Громыко Н. В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. [Электронный ресурс], 07.09. 2010 г. – http://ug.ru/archive/36681
2) Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2011– 32 с. «Первое сентября»; Воспитание. Образование. Педагогика; Вып. 6 (12)).3) Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. – http: // eidos-institute.ru/journal/ 2012/ 0302.htm
4) Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя//М.: Владос, 2012
5) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
Урок-мастерская «Тиснение по фольге»
«Создание поздравительной открытки»
Разработка данного урока направлена на формирование метапредметного результата, который осуществляется через использование технологии «Обучение в сотрудничестве».
Урок по теме «Тиснение по фольге» (7 класс) соответствует планированию учебной программы «Технология».
На уроке эффективно применены структурные элементы, рационально распределено время на теоретическую и практическую части.
Форма урока способствует созданию комфортной обстановки для реализации индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.
Работа на уроке организована в несколько этапов: распределение ролей, погружение в творческую работу, рефлексию собственной деятельности.
Организована самостоятельная деятельность учащихся, предоставлено пространство выбора. Учитель выполняет роль тьютора-консультанта.
Представленный материал может быть адаптирован к любой предметной области общего образования как в содержательном (в области «Технология»), так и в методическом планах.
Работа соответствует требованиям к материалам, представляемым на конкурс «Метапредметный урок».
Методическая разработка урока «Технология» (7 класс, мальчики)
«Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»
Коровкина Людмила Геннадьевна,
учитель технологии
МБОУ СОШ№42
Тема раздела: «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» (8 часов)
Тема урока «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»
Цель Освоение учащимися метода проектов через освоение тиснения по фольге
Планируемые задачи урока Образовательные:
1. Организовать процесс освоения учащимися новых понятий «фольга», «виды тиснений» (презентация, подготовленная учащимися самостоятельно).
2. Организовать коллективную деятельность по расширению представления о декоративно-прикладном творчестве.
Развивающие:
1.Развивать у учащихся творческие способности, пространственное воображение.
2. Развивать самостоятельность, последовательность в своих действиях.
3.Развивать умение работать в заданном темпе.
Воспитательные:
1. Продолжить работу над формированием компетенций «умение формулировать и аргументировать собственное мнение», «умение работать в команде».
2. Содействовать патриотическому воспитанию обучающихся.
3. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, стремление доводить свою работу до конца.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД:
1. Уметь провести самооценку, организовать взаимооценку.
2. Осознавать необходимость общественно-полезного труда.
3. Уметь работать в команде, строить диалог.
4. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
5. Публично выступать.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Составить план и последовательность действий.
2. Определить последовательность технологических операций с учетом конечного результата.
3.Способность видеть проблему и готовность ее решать.
Коммуникативные УУД:
1. Уметь слышать, слушать и понимать одноклассников.
2. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Познавательные УУД:
1.Уметь конструировать и моделировать изделие.
2. Выбрать наиболее оптимальные средства и способы решения проектной задачи.
Рефлексивные УУД:
1.Уметь осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности.
2. Уметь представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
3. Объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
Основные понятия, термины Холодное и горячее тиснение, эскиз, фольга, безопасность работы
Межпредметные связи ИЗО-эскиз изделия; черчение-чертежи отдельных элементов; история-23 февраля (знаменательная дата), химия-металлы
Ресурсы: 1. Раздаточный материал (см. приложение)
2. Образцы фольги, заранее изготовленные рамки (40х60 см.), ножницы, инструменты для тиснения по фольге, картон, клей Момент, клеевой пистолет СПЕЦ БПК-60.
Тип урока Комбинированный
Методы обучения Метод проектов, проблемно-поисковый
Ведущая технология Обучение в сотрудничестве
Приёмы Самостоятельная работа, беседа
Необходимое аппаратное и программное обеспечение Компьютер, мультимедийный проектор и экран
Образовательные ресурсы 1. Презентации учащихся.
2. Презентации учителя к уроку.
Наглядные пособия 1. Образцы фольги.
2. Образцы готовых поздравительных открыток, выполненных тиснением по фольге (демонстрируются в конце урока).
Планируемый образовательный результат Овладеть технологической операцией (тиснение по фольге) при изготовлении поздравительной открытки к 23 февраля
Форма урока Фронтальная, групповая
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет, класс Технология 7 класс
Тема урока «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)».
4 урок по теме «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения»
Этапы урока. Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебноговзаимодей-ствияДеятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
1. Вводно-мотивационный этап.
(3 мин.)
включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание и постановка задач. проблемно-поисковый
фронтальная
Приветствует учеников.
Вовлекает в деятельность (слайд 1). Какие ассоциации вызывают у вас эти изображения? Что их объединяет? С какой датой можно их связать? Тема армии. Близится праздник 23 февраля, а на праздник принято дарить подарки. Кого в Гимназии мы будем поздравлять? Конечно же, мужчин-учителей. Возникает проблема: как можно изготовить поздравительную открытку с помощью техники «Тиснение по фольге»? Отвечают на вопросы учителя, определяют ключевое слово «поздравительная открытка»
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность видеть проблему и готовность ее решать, прогнозировать деятельность на уроке.
Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми.
Применение задания по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету.
2. Освоение новых знаний (4 мин.)
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания наглядные, словесные индивидуальная Предлагает выслушать заранее подготовленные выступления учащихся по темам: «Фольга» и « Тиснение по фольге». Представляют презентацию
Личностные: самостоятельное приобретение новых знаний и публичное выступление
Регулятивные:
способность видеть проблему и готовность ее решать.
Познавательные:
умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
3. Деятельностный: разработка эскиза поздравительной открытки
(8 мин.)
Подготовить учащихся к выполнению практической работы.
Продумать и выполнить эскиз изделия и представить его. творчески-воспроизводящие групповая Напоминает о правилах безопасной работы (слайд 2)
Организует работу учащихся в сотрудничестве.
Предлагает техническое задание группам (слайд 3) Работа в сотрудничестве: каждая команда выбирает роли, разрабатывает эскиз будущего изделия, вырабатывает стратегию дальнейших действий, защита эскиза.
Выступают в роли художников, дизайнеров. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; осознавать необходимость общественно полезного труда
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Коммуникативные:
уметь слышать, слушать и понимать одноклассников
4. Деятельностный: создание поздравительной открытки
(18 мин.)
Реализация задуманного проекта
(создание поздравительной открытки).
Воплощение идеи в реальность. творчески-воспроизводящие
(практическая работа) индивидуальная и групповая Организует работу учащихся в сотрудничестве.
Предлагает техническое задание группам (слайд 3)
Занимает позицию тьютора.
Напоминает о мерах безопасности
Может создать благоприятный внешний фон (подобрать музыкальные композиции, соответствующие теме урока)
Предлагает выполнить практическую работу, опираясь на полученные знания, наблюдает, направляет.
Каждый учащийся выполняет свою часть проекта, которую он сам выбрал после защиты эскиза.
Затем ребята соединяют в единое целое элементы поздравительной открытки.
Готовятся к защите своего проекта.
Выступают в роли мастеров тиснения по фольге Личностные:
продуктивно действовать для реализации своих целей, осознавать необходимость общественно-полезного труда.
Коммуникативные:
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение анализировать полученную информацию и применять на практике,
умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.
5. Защита проекта
(4 мин.)
представление достижений, презентации результатов своего труда. наглядные, словесные индивидуальная Организует работу экспертов (по 2 человека от группы).
Предлагает критерии оценивания (слайд 4).
Обеспечивает закрепление новых знаний, развитие интеллектуальных способностей через защиту работы. Выступают в роли докладчиков, я также в роли экспертов.
Анализируют и оценивают свою работу (отражен ли замысел на поздравительной открытке) Личностные:
уметь провести самооценку, организовать взаимооценку, публично выступать.
Рефлексивные:
уметь осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности,
уметь представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
6. Рефлексия, самооценка, взаимооценка (4 мин.)
оценка учащимися своих работ. словесные индивидуальная и групповая Предлагает выступить экспертам.
Анализирует допущенные ошибки. Выступают в роли экспертов.
Оценивают результаты своей работы и работы товарищей. Рефлексивные:
уметь осуществлять оценку результатов своей деятельности, а также одноклассников.
Личностные:
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
7. Подведение итогов
(2 мин.)
Оценивание учащихся наглядные, словесные фронтальная
Подводит итог урока.
Выявляет интерес к данной технике декоративно-прикладного творчества.
Показывает образцы поздравительных открыток, выполненных в технике тиснения по фольге.
Благодарность за совместную работу. Отвечают на вопросы учителя (слайд 5). Личностные:
строить диалог, высказывать свое мнение.
Рефлексивные:
объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
Технические задания группам:
I. Групповая работа (8 мин.)1) Распределите роли (организатор, хранитель времени, докладчик, эксперт (2 человека), художники, дизайнеры, мастера по тиснению) 1 минута2) Разработайте и создайте на бумаге эскиз поздравительной открытки 6 минут
3) Защитите промежуточный результат (озвучьте, что придумала группа)
выработайте стратегию дальнейших действий (распределите роли каждого в создании открытки) 1минута
II. Индивидуальная и групповая работа (18 минут)
1) Каждый участник группыизготавливает тиснениемпо фольге элемент поздравительной открытки 13 минут
2) Соединить все элементы в единое целое 3минуты
3) Подготовиться к публичному выступлению, к защите проекта 2минуты
III. Индивидуальная работа (4минуты)
Защита проекта: озвучьте выступление в соответствии с заданными требованиями (до 2-х минут)
IV.Рефлексия, самооценка, взаимооценка4 минуты
Эксперты:озвучьте свое мнение, используя критерии оценивания
Требования к защите проекта
1. Объявить название выполненного проекта, продемонстрировать его.
2. Назвать цели и задачи творческого проекта.
3. Рассказать о создании своей композиции (какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия, какие проблемы были при работе, что нового узнали при работе над выбранной темой).
4. Самооценка.
Критерии оценивания творческого проекта
№ п/п Критерии оценивания
(5 баллов) 1 команда 2 команда
1 Оригинальность открытки 2 Соответствие заданной теме 3 Качество выполнения 4 Качество доклада Технологическая карта
тиснение по фольге
№ Последовательность
операций Эскиз Инструменты и
приспособления
1 Закрепляем рисунок на заготовку Рисунок,
скотч
2 Переводим рисунок
на заготовку. Рисунок,
давильник3 Проявляем рисунок
с внутренней стороны заготовки. Наждачная
бумага
4 Производим тиснение рисунка.
Давильники5 Вставляем открытку в рамку. Рамка, зажим
6 Окончательная отделка изделия, лакирование.
Морилки, лак, кисти