Учебное пособие по дисциплине Административное право (3 курс)
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московский государственный техникум технологий и права
ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Москва
Составитель: преподаватель Родионова Ю.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….4
Ситуационные задачи……………………………………………………………...5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задачник по дисциплине «Административное право» составлен для студентов, изучающих курс дисциплины на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и плана ученого процесса. Практикум представляет собой сборник ситуационных практико-ориентированных задач, освещающих основные, наиболее важные вопросы, выделенные в календарно-тематическом плане по административному праву за 1 семестр.
Методическое пособие направлено на реализацию основных целей – усвоение нового материала, закрепление изученного теоретического материала, приобретение практических навыков, необходимых для формирования у студентов умений, способствующих созреванию будущих специалистов. Данное пособие нацелено на развитие у студентов существенных общечеловеческих качеств и значимых профессиональных: ответственность, логическое мышление, аналитическое мышление, работа в команде, самостоятельность в выполнении индивидуальных заданий, работа с нормативно-правовой базой, учебной литературой и конспектом лекций, приобретение навыков в выражении аргументированной субъективной позиции.
В задачнике представлены 54 задачи, каждая из которых проанализирована и предложена в соответствии с изученным материалом и уровнем подготовки студентов по курсу дисциплины административное право. Пособие состоит из разноплановых задач, выраженных в трёх типах, где один тип задач требует четкого ответа, основанного на теоретическом материале и полученных знаниях студентов, другой тип требует творческого подхода при выборе оптимального решения, третий тип задач предусматривает фабулу с элементом алогичности и несоответствия теоретическому материалу по рассматриваемому практическому вопросу в представленной задаче. Данный практикум нацелен на различные уровни подготовки студентов, где каждый из них способен найти идеальную задачу, способствующую усвоению теоретического материала. Практикум иллюстрирует новый материал, способствуя его закреплению, что окажет положительный эффект на успеваемость по курсу дисциплины. Ситуационные задачи следует анализировать сразу же после изучения нового материала темы, что наиболее благотворно скажется на общем уровне подготовки студентов по блоку ключевых тем административного права.
Ситуационные задачи
Задача № 1
Два студента дискутировали по поводу начала развития науки административного права, где началом является наука камералистика. Студент «А» утверждал, что камералистика – наука о праве. Студент «Б» имел иное мнение, утверждая, что камералистика – наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении. Каково ваше мнение?
Задача № 2
На семинаре, посвящённом истории становления науки об административном праве, студенты Антонов и Рыжов столкнулись мнениями. Студент Антонов сказал, что становление современной административно-правовой науки произошло только в XXI в. под влиянием идей и положений французского административного права. Рыжов был полностью не согласен с мнением Антонова и утверждал, что становление современной административно-правовой науки произошло в XXв. под влиянием идей и положений германского административного права. Кого из студентов вы поддерживаете?
Задача № 3
Студенты, готовясь к правовому историческому семинару, вступили в спор. Сёмин считал, что первый учебник по административному праву был издан после 1993г., после принятия на референдуме КРФ, т.к. до КРФ существовали другие правовые акты, правовая система не была развита. Крамов был полностью не согласен с мнением однокурсника и утверждал, что уже в 1940 году публикуется первый учебник по административному праву, в 1950 году подготавливается учебник по административному праву для юридических вузов. С мнением какого из студентов вы согласны?
Задача № 4
Преподаватель задал вопрос студенту Ахапкину о взаимодействии отрасли «Административное право» с другими правовыми отраслями. Ахапкин, отвечая на поставленный вопрос, заявил, что административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти – исполнительной, поэтому административное право не нуждается во взаимодействии с другими правовыми отраслями. Согласны ли вы с мнением Ахапкина? Аргументируйте.
Задача № 5
Разбирая на лекции процесс управления в административном праве, Конов утверждал, что в процессе управления выделяется субъект управления и объект управления, которые взаимодействуют между собой. Студент Петров, возражал, утверждая, что помимо субъекта и объекта в процессе управления выделяется прямая связь от субъекта к объекту. Чьё мнение поддерживаете вы?
Задача № 6
Студенты Калашников и Ирвин обсуждали государственное негосударственное управление. Мнение о государственном управлении у студентов было единым, а по поводу негосударственного управления появились разногласия. Калашников говорил, что негосударственное управление – управление, не охватывающее государство, поэтому негосударственное управление – управление, осуществляемое только органами местного самоуправления. Ирвин же считал, что негосударственное управление осуществляется ещё и администрацией негосударственных организаций, общественными объединениями граждан. Чью позицию поддерживаете вы?
Задача № 7
Выберите виды государственного управления и охарактеризуйте:
социальное управление; внутреннее государственное управление; государственное управление, осуществляемое в публично-правовых формах; внешнее управление; общественное управление; внутриорганизационное государственное управление; правовое государственное управление; суверенное государственное управление; государственное управление, осуществляемое в частно-правовых формах; общее управление; факультативное управление; особенное управление. Задача № 8
Пухов и Маркин поспорили о методе административного права. Пухов говорил, что для административного права характерен метод равенства сторон (диспозитивный), т.к. только на методе равенства можно наиболее эффективно решать вопросы. Маркин имел противоположное мнение, говоря, что для административного права характерен императивный метод – метод власти и подчинения, т.к. процесс управления невозможно реализовать на диспозитивном методе. Чью позицию поддерживаете вы? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 9
Архипов, отвечая на вопрос о частных и публичных отраслях, утверждал, что частные отрасли права – отрасли, ставящие в приоритет государство и его интересы, а не человека в отдельности. Административное право как раз и является частной отраслью права. Публичные отрасли права - отрасли, ставящие в приоритет человека в отдельности и его интересы. Согласны ли вы с мнением Архипова? Аргументируйте.
Задача № 10
Рассуждая о структуре административно-правовой нормы, Сидоров предположил, что в административно - правовой норме имеется диспозиция и санкция, которые предусматривают правила поведения и меру ответственности. Петренко считал, что санкции в административно-правовых нормах не являются обязательными, в отличии от уголовно-правовых норм, т.к. административные правонарушения не несут особого социального вреда, поэтому данные ситуации можно урегулировать и без применения наказании. Диспозиция же в административно-правовой норме является обязательной. Чью позицию поддерживаете вы? Аргументируйте.
Задача № 11
Дополните административно-правовые нормы, классифицированные по форме:
запрещающие, уполномочивающие, рекомендательные, разрешительные.
Задача № 12
Выберите административно-правовые нормы, классифицированные по территории действия:
общегосударственные, общефедеральные, республиканские, нормы субъектов федерации, местные, внутритерриториальные, межтерриториальные, территориальные, локальные, внутриорганизационные.Задача № 13
Два студента поспорили о структуре административных правоотношений. Харин считал, что административное правоотношение состоит из субъекта, объекта, содержания. Орлов же утверждал, что четвёртым элементом административного правоотношения является юридический факт. Чью точку зрения поддерживаете вы? Охарактеризуйте элементы административных правоотношений.
Задача № 14
Преподаватель административного права задал студенту вопрос о понятии физического лица. Студент ответил, что физическое лицо – это только граждане, имеющие тесную правовую связь с государством в виде гражданства. Другие субъекты относятся к юридическим лицам. Согласны ли вы с мнением студента? Аргументируйте своё мнение.
Задача № 15
Отвечая на вопрос об административной правоспособности и об административной дееспособности, Осин ответил, что административная правоспособность - это способность субъектов административного права своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности в административно-правовой сфере. Административная дееспособность – это способность субъектов административного права обладать правами и обязанностями в административно-правовой сфере. Согласны ли вы с Осиным? Поясните.
Задача № 16
Попов, отвечая на вопрос о беженцах, сказал, что беженец – лицо, покинувшее государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прав ли Попов?
Задача № 17
Дополните органы исполнительной власти, классифицируемые по организационно-правовым формам:
правительства, государственные комитеты, федеральные агентства, мэрии, управления, отделы.
Задача № 18
Карасёв и Ламеев дискутировали по вопросу структуры Правительства РФ. Карасёв говорил, что высшим органом исполнительной власти является Президент РФ, т.к. Президент РФ может председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Ламеев же говорил, что высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, возглавляемое Президентом Правительства РФ. Какое мнение из представленных является верным?
Задача № 19
Отвечая на вопрос о Правительстве РФ, Самсонов сказал, что в случае освобождения от должности Председателя, Президент РФ вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из его заместителей на срок до трёх месяцев. Согласны ли вы с ответом Самсонова?
Задача № 20
Киреев сказал, что Правительство РФ издаёт указы и распоряжения, а также при необходимости может издавать ФЗ. Согласны ли вы с Киреевым? ответ обоснуйте.
Задача № 21
Кирсанов, рассуждая о Президенте РФ сказал, что Президент является главой законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, поэтому он и является Президентом РФ. Если ли бы он не возглавлял все три ветви власти, то он и не мог бы управлять всей страной. Хосов был не согласен с Кирсановым. Он считал, что Президент РФ возглавляет только законодательную ветвь власти, поэтому он и подписывает законы. Чья позиция вам ближе?
Задача № 22
Ларин сказал, что Президент РФ издаёт постановления и указы, а также при необходимости может издавать ФЗ. Согласны ли вы с Лариным? Ответ обоснуйте.
Задача № 23
Дополните классификацию предприятий по организационно-правовой форме:
полное товарищество, АО, ООО, потребительский кооператив.
Задача № 24
Дополните классификацию предприятий по отраслевой производственно-технологической специальности:
промышленные предприятия, строительные предприятия, предприятия связи, предприятия общественного питания.
Задача № 25
Сысоев, отвечая на вопрос преподавателя, дал определение учреждения, где учреждение – организация для создания материальных ценностей производственного характера. Согласны ли вы с Сысоевым? Дайте своё определение.
Задача № 26
Найдите и исправьте ошибки:
В зависимости от территориального масштаба общественные объединения делятся:
Общероссийские – действуют и имеют подразделения на территории всех субъектов РФ.
Межрегиональные – действуют и имеют структурные подразделения на территории одного субъекта.
Региональные – действуют и имеют структурные подразделения на территории менее половины субъектов РФ.
Местные – действуют в пределах территории органа местного самоуправления.
Задача № 27
Дополните недостающие группы должностей гражданской службы:
главные должности гражданской службы, старшие должности гражданской службы, младшие должности гражданской службы.
Задача № 28
Дополните виды поощрений государственных служащих:
коллективные, материальные, моральные.
Задача № 29
Дополните классификацию государственных служащих в соответствии с принципом разделения властей:
государственные служащие, замещающие государственные должности в органах законодательной власти; государственные служащие, замещающие государственные должности в органах прокуратуры; государственные служащие, замещающие должности в таможенных органах; государственные служащие, замещающие государственные должности в Центральной избирательной комиссии.
Задача № 30
Скакунов обсуждал классификацию правовых актов управления. Скакунов утверждал, что нормативные акты – акты, решающие индивидуальные административно-правовые вопросы, возникающие в сфере управления, с помощью административно-правовых норм. Индивидуальные акты – акты, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путём установления правил должного поведения в сфере государственного управления. Согласны ли вы со Сакуновым? Прокомментируйте его ответ.
Задача № 31
Дополните классификацию правовых актов управления по наименованию:
указы, постановления, правила, положения.
Задача № 32
Серов и Кишеев, административные методы управления, вступили в спор. Серов говорит, что прямой характер административных методов выражается в том, что субъект управления принимает управленческое решение, которое не является обязательным для объекта управления. Управляющее воздействие предусматривает диспозитивность, носит рекомендательный характер. Студент Кишеев категорически был не согласен со студентом Серовым. Как вы думаете, в чём студент Кишеев был не согласен со студентом Серовым? Сформулируйте позицию Кишеева.
Задача № 33
Выделите из представленных мер административного принуждения административно-предупредительные меры и меры административного пресечения:
осуществление надзорных проверок; требование прекратить противоправные действия; административное задержание лица, совершившего административное правонарушение; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; дача обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий; досмотр вещей, личный досмотр; временное отстранение от работы инфекционных больных; проверка документов; административное задержание; запрещение эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям.Задача № 34
Преподаватель задал студенту вопрос: «Каким основным правовым актом устанавливается административная ответственность за административные правонарушения?» Студент, подумав, ответил, что административная ответственность не устанавливается ха административные правонарушения, т.к. они не являются общественно опасными, не причиняют пагубного социального вреда для общества и государства. Согласны ли вы с ответом студента? Аргументируйте.
Задача № 35
Дополните список административных правонарушений, представленных в соответствии с КоАП РФ:
правонарушения, посягающие на права граждан; правонарушения в области воинского учёта; правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; правонарушения против порядка управления; правонарушения в области охраны собственности; правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; правонарушения в области таможенного дела.Задача № 36
Щербаков, отвечая на вопрос об элементах состава административного правонарушения, сказал, что для квалификации содеянного необходимо два элемента – субъект и объект административного правонарушения. Согласны ли вы с утверждением Щербакова? Аргументируйте свою позицию.
Задача № 37
Преподаватель административного права на семинаре попросил Петренко охарактеризовать объективную сторону состава административного правонарушения. Петренко дал определение объективной стороны, которая представляет собой систему предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внутреннее проявление данного правонарушения. Обязательными признаками объективной стороны являются: противоправное действие, наступившие вредные последствия. Факультативный признак объективной стороны административного правонарушения – время, место. Выявите недостатки в ответе Петренко. Дополните его ответ.
Задача № 38
Самойлов утверждал, что субъект административных правонарушений физическое лицо, несёт административную ответственность с 14 лет по КоАП РФ, также как и по некоторым составам преступлений по УК РФ. Прав ли Самойлов? Прокомментируйте.
Задача № 39
Составьте из предложенных терминов и фраз следующие определения – «административно-правотворческий процесс», «административно-правонаделительный процесс», «административно-юрисдикционный процесс»:
деятельность; субъект; публичная исполнительная власть; публичная администрация; принятие и исполнение оперативно-распорядительных, правонаделительных, правоприменительных актов; разрешение споров; принятие нормативных административных актов; организация исполнения законов; различные субъекты; порядок, установленный административно-процессуальной формой; применение мер административного и дисциплинарного принуждения.Задача № 40
Дополните перечень субъектов, рассматривающих дела об административных правонарушениях:
судья (мировые судьи); органы валютного контроля; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы стандартизации, метрологии и сертификации; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения, территориальные органы, иные государственные органы; органы железнодорожного транспорта; ОВД (милиция); органы внутреннего водного транспорта; налоговые органы; органы морского транспорта. Задача № 41
Сажин, рассматривая участников производства по делам об административных правонарушениях, говоря о законных представителях физического лица, указал, что к законным представителям относятся только родители. Если родителей у физического лица нет, то другие лица не могут осуществлять защиту прав и интересов физического лица, т.к. родители по праву крови являются законными. Согласны ли вы с умозаключением Сажина. Аргументируйте.
Задача № 42
Преподаватель задал студенту вопрос: «Почему в производстве по делам об административных правонарушениях выделяются защитник и представитель?» Студент Смольников сказал, что необходимо выделять только защитника в производстве по делам об административных правонарушениях, т.к. в защите нуждаются как нарушитель так и потерпевший, поэтому применение термина «представитель» неуместно. Согласны ли вы с мнением Смольникова?
Задача № 43
Правдиво ли утверждение о том, что понятой – это лицо, заинтересованное в исходе дела, обладающее любым возрастом. Понятой может не присутствовать при осуществлении мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении. Понятым можно стать и заочно. Понятой не вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Прокомментируйте представленное утверждение.
Задача № 44
Кротов и Маслов поспорили о характеристике субъектов производства по делам об административных правонарушениях – специалисте и эксперте. Кротов считал, что специалист – это любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве. Эксперт – любо не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Маслов имел противоположное мнение, считая, что Кротов перепутал указанных субъектов между собой. Какова ваша позиция? Кто из студентов прав?
Задача № 45
Дополните список мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
доставление; привод; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов.
Задача № 46
Попов сказал, что отстранению от управления транспортными средствами подлежат водители, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся состоянии опьянения, при условии, что водители сами доставляют свой автомобиль на специализированную стоянку, а затем их препровождают на медицинское освидетельствование. Прав ли Попов?
Задача № 47
Дополните список принципов, на которых основывается принцип законности в управлении:
верховенство закона, взаимосвязь законности и культуры, справедливость.
Охарактеризуйте указанные принципы.
Задача № 48
Отвечая на вопрос о мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Иващенко сказал, что доставление как мера осуществляется только при добровольном волеизъявлении лица независимо от наличия или отсутствия возможности составить протокол об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения. Рассудите, прав ли Иващенко?
Задача № 49
Суслов сказал, что административное задержание выражено в том, что человеку препятствуют далее осуществлять своё движение и задержание не связано с доставлением лица в специально отведённое для этого помещение. Какова ваша позиция?
Задача № 50
Личный досмотр, по мнению студента Кашкина, осуществляется любым лицом, уполномоченным осуществлять личный досмотр. Личный досмотр производится тайно без участия третьих лиц. Согласны ли вы с мнением Кашкина?
Задача № 51
Дополните список органов, осуществляющих экономическое развитие страны:
Министерство экономического развития и торговли РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство имущественных отношений РФ;
Задача № 52
Укажите недостающие функции ЦБ РФ:
защита и обеспечение устойчивости рубля; разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; развитие и укрепление банковской системы РФ.
Задача № 53
Дополните список органов внутренних дел:
Министерство внутренних дел РФ; отделы ( управления) внутренних дел городов, районов; учебные заведения МВД России; научно-исследовательские учреждения МВД России.
Задача № 54
Укажите недостающие виды образовательных учреждений и приведите ко всем видам примеры:
общеобразовательные учреждения; учреждения среднего специального образования; учреждения высшего профессионального образования.