Рабочая программа по LEGO-конструированию 1 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №421
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Принято
Педагогическим советом
ГБОУ школы №421
Протокол №1 от 27.08.2015г.
Утверждаю
Директор ГБОУ школы №421
Приказ №171 от ___________.
«_____________» И.А.Риехакайнен
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«LEGO-конструирование»
начальное общее образование
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО
Составитель:
Павлинова Анастасия Станиславовна
воспитатель группы продленного дня
Санкт-Петербург
2015 г.
Пояснительная записка
Программа курса «LEGO-конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «LEGO-конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Цель курса: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
Ознакомление с основными принципами механики;
Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
Развитие индивидуальных способностей ребенка;
Развитие речи детей;
Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора LEGO.
Личностными результатами изучения курса «LEGO-конструирование» является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Общая характеристика курса
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Занятия по LEGO-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, технологии, но и углубляют их:
Технология
Поиск решений актуальных проблем; выбор подходящих материалов и процессов; конструирование, сборка, испытание и модифицирование моделей; исследование
систем и подсистем, устройств безопасности и управления; работа с двухмерными технологическими картами; создание трехмерных моделей; совместное творчество в команде и многое другое.
Естественные науки
Движение; накопление, сохранение и преобразование энергии; сила, скорость, воздействие силы трения; простые механизмы, калибровка шкал и считывание показаний; методы испытаний, постановка задачи, прогнозирование результатов
и измерения, сбор, запись и анализ данных, формулирование выводов и многое другое.
Математика
Математика на службе науки и техники: измерение расстояний, времени, скорости, массы; понятие о точности калибровки шкал и считывание показаний приборов; создание таблиц (баз) данных и их интерпретация; определение соотношений между параметрами; понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами и многое другое.
Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Для реализации программы используется образовательный конструктор LEGO Education «Технология и физика». Тематическое планирование рассчитано на 68 часов/ 2 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование
п/ п № урока по теме Тема урока Основные элементы содержания Планируемые результаты
обучения
Введение. 3 ч.
1 1 LEGO «Технология и физика» Знакомство с набором. Основные элементы конструктора, правильное расположение элементов в наборе Знать расположение элементов в наборе
Уметь различать основные группы элементов и отдельные элементы конструктора между собой
2 2 Техника безопасности Инструктаж по технике безопасности при работе с конструктором Знать и выполнять правила безопасной работы с конструктором
3 3 Закрепление Закрепление основных понятий, названий элементов конструктора. Сборка произвольных моделей в парах Знать расположение элементов в наборе, правила безопасной работы с конструктором.
Учиться работать в паре, активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности
Основные модели. Простые машины. 8 ч.
4 1 Рычаг 5 2 Колесо и ось 6 3 Система блоков 7 4 Наклонная плоскость 8 5 Клин 9 6 Винт Творческие задания.
10 7 Закрепление по теме «Простые машины» 11 8 Волшебный замок Основные модели. Механизмы. 5 ч.
12 1 Зубчатая передача 13 2 14 3 15 4 Кулачок 16 5 Храповой механизм с собачкой Базовые модели. Сила и движение. 11 ч.
17 1 Уборочная машина 18 2 19 3 Игра «Большая рыбалка» 20 4 21 5 Свободное качение 22 6 23 7 Механический молоток 24 8 Творческие задания.
25 9 Закрепление знаний по темам «Простые машины», «Механизмы», «Сила и движение» 26 10 Ралли по холмам 27 11 Базовые модели. Измерения. 6 ч.
28 1 Измерительная тележка 29 2 30 3 Почтовые весы 31 4 32 5 Таймер 33 6 34 1 Техника безопасности Инструктаж по технике безопасности при работе с конструктором Знать и выполнять правила безопасной работы с конструктором
Базовые модели. Энергия. 9 ч.
35 1 Ветряная мельница 36 2 37 3 Буер 38 4 39 5 Инерционная машина 40 6 Творческие задания
41 7 Закрепление знаний по темам «Механизмы», «Сила и движение», «Энергия» 42 8 Почтовая штемпельная машина 43 9 Основные модели. Конструкции. 5 ч.
44 1 Узды и соединения 45 2 Творческие задания
46 3 Закрепление знаний по темам «Простые машины», «Механизмы», «Конструкции» 47 4 Подъемный кран 48 5 Основные модели. Машины с электродвигателем. 15 ч.
49 1 Тягач 50 2 51 3 Гоночный автомобиль 52 4 53 5 Скороход 54 6 55 7 Робопес 56 8 Творческие задания.
57 9 Закрепление знаний по темам «Простые машины», «Сила и движение», «Энергия», «Машины с электродвигателем» 58 10 Ручной миксер 59 11 60 12 Подъемник 61 13 62 14 Летучая мышь 63 15 Проектная деятельность. 5 ч.
64 1 Конструирование собственных моделей 65 2 66 3 67 4 Защита проектов 68 5