Программа по Lego-конструированию 5 класс
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1164»
САО Савеловского района г.Москва
«Рассмотрено»
Методическим объединением учителей технологии
Протокол №_____от
«___»_____________2012г. «Согласовано»
Заместитель директора по
УВР ГБОУ «Школа №1164»
________
«____»____________2012г. «Утверждено»
Директор ГБОУ «СОШ №1164»
_________
Распоряжение №_____от
«____»___________2012г.
Рабочая программа предмета:
«Технология Lego-Моделирование»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Составлена на основе
Примерной программы по учебным предметам
«Технология 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва»: Просвещение, 2010.-96с.
Составитель:
Максим Владимирович Вассерман - учитель технологии;
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
В основном содержании предмета «Технология 5-9 класс» существует три направления:
Направление «Индустриальные технологии».
Направление «Технологии ведения дома».
Направление «Сельскохозяйственные технологии».
За основу содержания нашей программы «Технология Lego-моделирования» был выбран раздел: «Технологии исследовательской и опытнической деятельности», который входит в перечень разделов направления «Индустриальные технологии» [1].
Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры-исследования, творческого моделирования и конструирования. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO Education, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
В школах и детских садах многих стран мира образовательные конструкторы ЛЕГО используются при изучении самых разных предметов - от родного языка и математики до физики и робототехники. Для воспитателей, учителей и методистов к каждому набору прилагаются карточки с описаниями идей и сюжетов, методические руководства.
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной среды и при наличии необходимого руководства создает оптимальные условия для обучения. Образовательная среда ЛЕГО объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Согласно этой концепции учебный процесс включает в себя четыре составляющие:
УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
Сообщаемые ребенку сведения лежат в "зоне ближайшего развития". Новое знание добавляется к уже имеющемуся в "банке знаний" ребенка и между ними устанавливаются связи.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Конструируя предметы из реальной жизни, дети параллельно конструируют знания в своем собственном сознании.
РЕФЛЕКСИЯ
Дети размышляют, обдумывают то, что увидели или сконструировали, более глубоко осмысливают приобретенный опыт.
РАЗВИТИЕ
Как только работа над проектом завершена, необходимо переходить к решению новых, более сложных задач, постоянно "поднимая планку".
Уроки проводятся один час в неделю в течении года. Занятия построены на практических упражнениях по сборке Lego наборов.
Для кого предназначен этот набор? Для использования этого набора на занятиях учителю не требуется специальной научно-технической подготовки. Работая парами, дети от 8 лет и старше, независимо от их знаний, смогут собирать, исследовать и изучать модели, получая при этом удовольствие. По таблице основных тем и учебных целей определите, какие из тем, представленных в «Книге для учителя», соответствуют вашей учебной программе.
Для чего предназначен этот набор?
В наборе «2009686. Технология и физика» содержится оборудование, позволяющее ставить перед детьми соответствующие «научные» задачи, так что они имеют возможность ощутить себя юными учеными, инженерами и конструкторами. В процессе работы дети задают вопросы «А что если…?», делают предположения и выдвигают гипотезы, затем проводят испытания созданных ими моделей, записывают результаты и представляют свои открытия.
Как работать с набором?
Набор для конструирования 9686. В набор входит 396 элементов, в том числе двигатель и цветные технологические карты для сборки 14 основных моделей (main models) и 37 базовых 9 (Principle Models). Некоторые технологические карты предназначены для использования с другими наборами ЛЕГО. К набору прилагается сортировочный лоток и перечень всех элементов набора. Упакован в прочную синюю коробку с прозрачной крышкой.
Для стимулирования совместного творчества учащихся разработаны Технологические карты по сборке только одной половины модели. Над моделью одновременно трудятся два ученика, и каждый из них работает с отдельной Технологической картой (А или В), создает свою собственную подсистему (половинку модели), после чего собирает вместе с напарником обе половинки в единое целое – более сложную модель с расширенными возможностями. В Технологической карте «В» предлагаются варианты дальнейшего развития работы для обоих учеников (обозначены красными цифрами).
Базовые модели
Работая с базовыми моделями, учащиеся постигают основные механические и конструктивные принципы, заключенные в механизмах и конструкциях, с которыми они сталкиваются каждый день. Эти небольшие модели легко построить, и каждая из них наглядно и доступно демонстрирует принципы работы механизмов и конструкций.
Последовательно переходя от занятия к занятию, пользуясь Технологическими картами и Рабочими бланками, ребята сами будут открывать эти принципы и проверять их на практике, фиксировать и с интересом обсуждать результаты своей работы. В Материалах для учителя предлагаются ответы на вопросы из Рабочих бланков учеников.
На занятиях с базовыми моделями ученики получат возможность понять и научатся применять механические и конструктивные принципы, которые встретятся им в основных моделях.
Материалы для учителя
В материалах для учителя приводится теоретическая информация, полезные советы и пояснения, необходимые для работы в классе. Ко всем занятиям составлен словарик специфической активной лексики, перечислены материалы, которые могут понадобиться при их проведении, предлагаются вопросы и ответы, а также идеи для дальнейших исследований. Занятия строятся в соответствии с развиваемой LEGO концепцией о четырех составляющих в организации учебного процесса: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие. Такой подход позволяет детям легко и естественно продвигаться вперед и добиваться своих целей в процессе игр-занятий.
Технология и физика
Установление взаимосвязей
Занятие начинается с краткого объяснения предназначения и функций каждой модели. Рекомендуется при этом показать учащимся небольшой видеоролик о реальном механизме (его аналогом будет ЛЕГО-модель), который снабжен лаконичными субтитрами. Учитель может добавлять свои комментарии по данной теме.
Конструирование
Учащиеся по инструкциям собирают модели, в которых заложены концепции основных разделов обучения. Ребята получают полезные советы и подсказки, как провести испытания модели и убедиться, что она собрана и работает правильно.
Рефлексия
В процессе исследования учащиеся обдумывают, что они должны сконструировать и каких результатов достичь; при этом углубляется их понимание приобретенного опыта. Они обсуждают проект и воплощают свои идеи на практике. Перед каждым занятием ребята должны высказать свои предположения о том, что у них должно получиться, а в конце – записать результаты. Учитель может предложить учащимся сделать презентацию и представить все этапы своей работы с необходимыми пояснениями.
Предлагаемые учащимся вопросы способствуют тому, чтобы они высказывали свои предположения (давали предварительные оценки), приводили логические обоснования и доводили до конца важные исследования. Эти вопросы должны также наводить учеников на размышления о том, над чем они работали до сих пор и какие новые идеи можно выдвинуть для решения задачи. Это, в свою очередь, дает учителю возможность оценивать учебные достижения каждого ученика.
Развитие
Предлагаются пути и способы продолжения исследований на основе полученных результатов. Учащиеся будут экспериментировать, разрабатывать модели с новыми возможностями, а также развивать свои идеи применительно к реальным машинам и механизмам.
Рабочие бланки учащихся
Рабочие бланки предоставляют учащимся возможность обойтись практически без помощи учителя. Следуя указаниям в бланках, ребята будут высказывать свои предположения, проводить испытания и измерения, записывать полученные результаты, модифицировать и сравнивать модели и делать выводы. Учитель может предложить учащимся сравнить свои Рабочие бланки и поделиться с товарищами результатами, обсудить различные аспекты, например, достоверность результатов испытаний или их возможной вариативности. В конце каждого занятия учащимся предлагается придумать и изобразить устройство, воплощающее основные принципы темы, которую они только что проходили. Это может быть выполнено в качестве проектной работы или домашнего задания. Рабочие бланки помогают учителю оценивать уровень каждого учащегося и могут войти в портфолио учащегося.
Творческие задания
Цель этих шести занятий – ориентировать учащихся на разработку своих собственных решений реальных задач, причем решить эти задачи можно разными способами. Все страницы с задачами и комментариями к ним построены таким образом, чтобы их было легко скопировать и раздать детям для работы. Страницы с описаниями учебных целей, необходимых материалов, дополнительных заданий и ответов предназначены только для учителя! Занятия по решению реальных проблем максимально приближены к жизни. На каждом занятии учащиеся совершенствуют свои знания и умения, углубляют понимание принципов действия базовых моделей. В материалах к каждому занятию даются советы учителю, как оценивать предлагаемые учащимися решения. Изображения моделей, которые нужно создать, приводятся в Материалах для учителя. Их можно использовать для помощи учащимся в процессе разработки. Но следует помнить, что это не единственные возможные решения! Учитель всегда должен ориентировать учащихся на разработку своих собственных решений.
Технология и физика. Как организовать работу в классе?
Порядок проведения занятий
Начните с базовых тем: Простые машины, Механизмы и конструкции. Пусть ученики сначала усвоят некоторые или все базовые принципы – это поможет им понять заложенные в моделях идеи. Выберите темы в соответствии с учебной программой. Включайте занятия в уроки по этим темам, чтобы ученики разобрались в принципах, представленных в Материалы для учителя и Рабочих бланках. По завершении темы проведите соответствующее занятие из раздела «Творческие задания», это поможет вам понять, насколько хорошо дети усвоили материал и способны ли они применять свои знания на практике.
Объем учебного времени
Два ученика должны собрать, испытать, изучить, оценить возможности и разобрать каждую из основных моделей в течение 45 минут. На проведение творческих занятий по проектированию и изготовлению моделей лучше отвести сдвоенный урок.
Как обращаться с Технологическими картами?
Мы советуем хранить Технологические карты в отдельных пластиковых конвертах в папках-скоросшивателях, чтобы в начале каждого занятия они были у вас под рукой.
Пригодна ли классная комната для работы с конструкторами ЛЕГО?
Да, несомненно! Может потребоваться некоторая перестановка, например, сдвинуть столы в сторону, чтобы модели могли свободно ездить по полу. Или же придется установить настольный вентилятор, создающий ветер, возможно понадобятся фены для проведения регаты . и т.д. В идеале, в классе следует иметь компьютер (или компьютеры), чтобы ученики могли изучать анимации к каждой модели. Дети должны работать, расположившись друг около друга или лицом друг к другу. Для сборки очень удобны стойки типа буфетных, которые будут также останавливать движущиеся по полу модели. Для хранения коробок с наборами (плашмя) и незаконченных моделей поверх них весьма пригодились бы шкафы или полки. Все остальное, что может потребоваться для урока, – это обычное оборудование каждого класса, оно перечислено в начале описания каждого занятия.
Цель: Обучение теоретическим и практическим основам моделирования, технологии и физики.
Задачи:
Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ученика;
Разрабатывать и создавать модели, отвечающие определенным критериям;
Проверять идеи, основываясь на результатах наблюдений и измерений;
Ставить задачи, которые можно решить научными методами;
Размышлять над тем, как найти ответ на вопрос, и придумывать новые возможности развития идей;
Тематическое планирование по предмету
«Lego - Моделирование» для 5 классов.
Введение. Раздел «Энергия»
Занятия с базовыми моделями - «Буер», «Ветряная мельница», «Инерционная машина». Сборка моделей. Изучение основных характеристик каждой модели. Работа с картами урока.
Занятия с основными моделями – «Зубчатая передача», «Храповой механизм с собачкой», «Кулачок», - раздел «Механизмы». Работа с картами урока. Подведение итогов.
Введение. Раздел «Измерения»
Занятия с базовыми моделями - «Почтовые весы», «Таймер», «Измерительная тележка». Сборка моделей. Изучение основных характеристик каждой модели. Работа с картами урока.
Занятия с основными моделями – «Колесо и ось», «Система блоков», «Рычаг», «Винт», - раздел «Простые машины». Работа с картами урока. Подведение итогов.
Введение. Раздел «Силы и движение»
Занятия с базовыми моделями – игра «Большая рыбалка», «Механический молоток», «Свободное качение», «Уборочная машина». Сборка моделей. Изучение основных характеристик каждой модели. Работа с картами урока.
Занятия с основными моделями – «Наклонная плоскость» и «Клин», - раздел «Механизмы»; «Узлы» раздел «Конструкции». Работа с картами урока. Подготовка к следующему блоку.
Творческие задания – «Ралли по холмам», «Ручной миксер» и «Почтовая штемпельная машина». Работа с картами урока. Подведение итогов.
Введение. Раздел «Машины с электродвигателем»
Занятия с базовыми моделями - «Тягач», «Скороход», «Гоночный автомобиль», «Робопес». Сборка моделей. Изучение основных характеристик каждой модели. Работа с картами урока.
Подготовка к следующему блоку.
Творческие задания – «Волшебный замок», «Подъемник» и «Летучая мышь». Работа с картами урока. Подведение итогов.
Поурочное планирование предмета «Технология Lego-моделирования»
Дата, № урока Тема, краткое содержание урока Характер урока
1
4.09.13 Вводное занятие.
Знакомство учащихся с деятельностью на текущий триместр. Ознакомление учащихся с критериями оценки практических работ. Теоретический
2
11.09.13 Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Рычаг». Карта урока 1. Теоретический и практический
3
18.09.13 Поэтапная сборка модели «Рычаг».
Карта урока 2. Заполнение рабочих бланков. Практический
4
25.09.13 Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Колесо и соь». Практический
5
2.10.13 Поэтапная сборка модели «Колесо и ось».
Заполнение рабочих бланков. Теоретический и практический
6
9.10.13 Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Система блоков». Карта урока 1. Практический
7
16.10.13 Поэтапная сборка модели «Система блоков» Практический
8
23.10.13
Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Наклонная плоскость». Карта урока 1. Теоретический и практический
9
30.10.13
Поэтапная сборка модели «Наклонная плоскость»
Заполнение рабочих бланков Практический
10
13.11.13 Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Клин». Карта урока 1. Практический
11
20.11.13
Поэтапная сборка модели «Клин». Заполение рабочих бланков. Теоретический и практический
12
27.11.13
Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Винт». Теоретический и практический
13
II тримместр
Поэтапная сборка модели «Винт».
Заполение рабочих бланков. Теоретический и практический
14
Тестирование на закрепление знаний и умений по теме «Простые механизмы» Практический
15
Механизмы
Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Зубчатое колесо». Карта урока 1
Теоретический
16
Поэтапная сборка модели «Зубчатое колесо».
Заполение рабочих бланков. Теоретический и практический
17
Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Кулачек». Карта урока 1. Практический
18
Поэтапная сборка модели «Кулачек». Карта урока 2. Практический
19
Поэтапная сборка модели «Храповой механизм». Теоретический и практический
20
Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Храповой механизм». Карта урока 1. Практический
21
Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели «Рычажные весы». Карта урока 1. Теоретический
22
Поэтапная сборка модели «Рычажные весы»
Карта урока 2.
Заполнение рабочих бланков
Теоретический и практический
23
Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели
«Пандус» Карта урока 1. Теоретический и практический
24 Поэтапная сборка модели «Пандус»
Заполнение рабочих бланков Практический
25 .Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели
«Башенный кран» Карта урока 1. Теоретический
26 Поэтапная сборка модели
«Башенный кран» Заполнение рабочих бланков. Практический
27 Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели
«Гоночный автомобиль». Карта урока 1. Теоретический
28 Поэтапная сборка модели «Гоночный автомобиль».
Заполнение рабочих бланков, Практический
29 Тестирование на закрепление знаний и умений по теме «Базовые модели» Практичесий
30 Изучение теоретических понятий и технических характеристик модели
«Катапульта». Карта урока 1. Теоретический
31 Практическая зборка модели «Катапульта»
Заполнение рабочих бланков Практический
32 Самостоятельная разработка творческой модели, этапв проектирования. Теоретический
33 Зборка творческой модели. Опредиление функций и назначения модели. Практический
34 Описание творческой модели, оформление проекта. Теоретичекий
Список литературы
Примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва.: Просвещение, 2010.-96с.
http://www.int-edu.ru- Сайт Института новых технологий.