Презентация по русскому языку на тему: Правописание частицы не с глаголами(3 класс)
Дата 27 октября ФИО учителя Шеварихина Наталья Викторовна
Класс 4 «В» ФИО практикантаТемнышева Карина Алексеевна
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Целевой блок
Тема урока: Правописание частицы не с глаголами
Цель урока:
1.Расширить знания о служебных частях речи.
2.Познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами.
3.Развивать устную и письменную речь учащихся.
4.Воспитывать любовь к русскому языку
5.Выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма;
6.Формировать коммуникативные умения детей;
7.Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил культурного поведения.
Планируемые результаты: Предметные УУД:
расширить знания детей о служебных частях речи
углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Личностные УУД:
воспитание культуры учебного труда
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
развитие работоспособности и профилактика утомления
развитие интереса к изучению русского языка
Метапредметные УУД:
развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
развивать навыки точного употребления глаголов в речи
побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
развивать внимание и память учащихся
развивать умение слушать товарищей
развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок введения нового знания и формирования УУД.
Формы, приёмы и методы Фронтальная работа, коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, решение проблемных ситуаций, рефлексия деятельности учащихся
Образовательные ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь
Раздаточный материал
ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)
Доска, мел
План урока.
1.Организация начала урока.1-3 мин.
2.Каллиграфическая минутка 1-2 мин
3.Обеспечение мотивации учения 3-5 мин
4.Усвоение нового материала 10-20 мин
5.Физминутка 1-2 мин
6.Установление правильности и осознанности усвоения нового материала 3-8 мин
7.Объяснение домашнего задания 1-2 мин
8.Подведение итогов урока. Рефлексия 1-3 мин.
Ход урока:
1.Организация начала урока. Подровнялись! Здравствуйте,ребята! Садитесь!
- Прочитайте правила поведения на уроке, дополните их. (Записаны на доске.)
1. Разговаривай с соседом на уроке.
2. Рисуй на парте.
3. Читай лёжа.
2.Каллиграфическая
минутка Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. На доске: ин ны интересный интересным интересных.
-Сегодня на чистописании пишем буквосочетания ть и ти и предложение. Внимание на доску.
ть ти ть ти Учить - ум точить.
-А что вы знаете о глаголах, давайте вспомним. Что такое глагол? Какую временную форму могут иметь глаголы? Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? В прошедшем времени? Как образуются глаголы в прошедшем времени? Молодцы!
3.Обеспечение мотивации учения -Знаете ли вы, что в русском языке есть части речи «слуги»? Их так и называют служебные части речи. Служебные части речи «обслуживают» так называемые знаменательные слова-слова, которые называют предметы, их действия, различные признаки, т.е. имена существительные, глаголы, имена прилагательные Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков. С некоторыми из них вы уже знакомы.
Догадайтесь, какие служебные части речи пропущены в данных предложениях.
Лучше быть бедным … здоровым, чем богатым … больным.
Кошка спит, … мышку видит.
Кто … мною в дождик вышел, … того я- вроде крыши.
-Да, вы правы. К служебным частям речи относятся союзы и предлоги. Какую роль они выполняют? (Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы служат для соединения однородных членов предложения и связи простых предложений в составе сложного.) -Сегодня мы поговорим еще об одной части речи. Выясним, какой смысловой оттенок она придает. Для этого вы должны разгадать кроссворд, где спрятаны словарные слова.
-Разгадайте слова по горизонтали.
1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника)
2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр) 3)Военный человек, воин.(солдат)
4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета)
5)Желание есть. (аппетит)
6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата)
7)Душистый, приятный запах.(аромат)
-Итак, какое слово получилось по вертикали? (частица) Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей не. Рассмотрим, как она связана с глаголом.
4.Усвоение нового материала -Откройте учебники на стр.90. Найдите упр.123. Прочитайте пословицы и поговорки в упражнении, попробуйте объяснить их смысл.
-В чем особенность выделенных глаголов?
-Выпишите глаголы с частицей не и без нее так, как показано в образце.
-Проверим, что у вас получилось.
-Какой смысл придает глаголам частица не?
-Действительно, частица не выражает отрицание.
-Как же пишется частица не с глаголами?
-Найдем в учебнике правило и прочитаем его. (стр.91)
-Внимание! Прочитайте про себя стихотворение на стр. 90. Выполним задание 2.
Итак, мы поупражнялись в правописании частицы не с глаголами. А теперь отдохнем.
5.Физминутка 6.Установление правильности и осознанности усвоения нового материала -Всем известно, что русский язык очень богат и сложен. В нем есть слова, которые не употребляются без не, т.е. пишутся с не слитно.
-Послушайте шуточное стихотворение. Подумайте, какие слова употреблены неверно.
Кто не может жить без не?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье.
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастнаяИ, виляя хвостом уклюже ,Пробегала пролазные лужи
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
.Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучкиИ навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
-Что рассмешило вас в этом стихотворении? (Много слов было употреблено без не, что невозможно)
-Объясните значения некоторых слов, например: неряха, (неряшливый человек), ненастный (дождливый, пасмурный), недотёпа (неуклюжий, во всём неловкий, неповоротливый, нескладный человек), невежа (грубый, невоспитанный человек). -Это все были имена существительные, прилагательные. А вот какие глаголы употребляются без не? Это вам предстоит самим выяснить. Как будем проверять? Ваши рассуждения.( Отбрасывать частицу не)
-Я диктую вам слова. Вы их записываете в своих тетрадях. Если глагол не употребляется без не , то он пишется слитно. А рядом с таким глаголом ставите ! (восклицательный знак)
Не говорю, не умел, недоумевать, не любит, неволить, не бояться, ненавидеть, не знает, негодовать, невзлюбить. -Внимание! Написание этих глаголов-исключений из правил вам нужно запомнить.
-Проверим, насколько хорошо вы поняли тему урока, как вам запомнились глаголы-исключения. У каждого из вас на парте лежит листок с пословицами и поговорками. Задание по вариантам: списать, раскрыв скобки.
1вариант: Кто (не)работает, тот (не)ест. Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
2вариант: Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать- (не)значит болеть. Каши маслом (не)испортишь.
(Самопроверка)
-Найдите на партах вторую карточку. Перед вами вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы с частицей не. Работаем в парах.
1)Как школьники относятся к книге?(Рисуют на страницах)
2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь)
3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко)
4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы)
5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)
7.Объяснение домашнего задания. Итог урока. Рефлексия. -Урок подходит к концу. Подытожим все то, о чем говорили на уроке.
-Какие части речи называются служебными?
-Для чего служат предлоги?
-Для чего служат союзы?
-Какой оттенок придает частица не глаголам?
-Как пишется частица не с глаголами?
-Какие исключения из правил вы запомнили?
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Над какой темой мы сегодня на уроке работали? Что вам удалось? Что вызвало затруднение? Встаньте, спасибо за урок! До свидания!