Роль углеводной загрузки в системе подготовки к соревнованиям ориентировщиков 16-17 лет


СОДЕРЖАНИЕ.
Введение 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 5
1.1 История развития и характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. 5
1.2 Анатомо-физиологические и психические особенности старшеклассников. 9
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ. 16
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ. 26
3.1 Организация исследовательской работы. 26
3.2 Обоснование использования углеводной загрузки. 27
3.3 Методы исследования. 30
3.4 Анализ результатов проведения эксперимента. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список используемой литературы 40

Введение.
20 июня 1897 года спортсмены норвежского города Берген впервые в истории организовали соревнования по спортивному ориентированию. В 1905 году в Финляндии была создана первая в мире организация любителей бега с картой и компасом.
В России спортивное ориентирование получило официальное признание в 1963 году, когда под Ужгородом были проведены первые всесоюзные соревнования. За 15 лет, прошедших с того времени, число любителей бега с компасом и картой достигло около миллиона человек.
Накопленный в передовой отечественной и мировой спортивной практике опыт свидетельствует о существенной зависимости результативности соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства от эффективности построения учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на этапах предварительной, базовой и углубленной спортивной подготовки.
Однако в настоящее время в спортивном ориентировании, как относительно молодом виде спорта, наблюдается проблемная ситуация, которая определяется существующим объективным противоречием между несовершенством традиционно сложившейся методики подготовки спортивного резерва, использующей предельно ограниченный комплекс средств и методов тренировки юных спортсменов, и необходимостью неуклонного повышения эффективности управления подготовкой на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, что, в конечном итоге, и определяет успех выступления на спортивной арене.
Объектом настоящего исследования является структура подготовки спортсменов ориентировщиков.
Предметом исследования является процесс подготовки спортсменов ориентировщиков к соревнованиям.
Гипотеза исследования: предполагается повышение уровня результативности на соревнованиях при включении углеводной загрузки в методику тренировки.
Исходя из вышеизложенного, была поставлена цель – доказать эффективность включения углеводной загрузки в систему подготовки к соревнованиям по спортивному ориентированию.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1 История развития и характеристика спортивного ориентирования как вида спорта.
Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции. [10]
Выделяют несколько видов спортивного ориентирования:
1. Ориентирование в заданном направлении.
Ориентирование в ЗН – это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке.
Старт участников рекомендуется одиночный. Путь от одного КП к другому участники выбирают по своему усмотрению. К линии финиша они движутся только по финишному коридору.
Если несколько участников показали одинаковый результат, они занимают одинаковое место, получают одинаковые титулы, призы и грамоты. В протоколе результатов участник с меньшим нагрудным номером указывается первым. После участников, показавших одинаковый результат, остается столько не занятых мест, сколько участников имеют одинаковый результат минус единица.
Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП (не имеет отметки КП), его результат аннулируется. [12]
2. Ориентирование по выбору.
Ориентирование по выбору – это прохождение заданного количества КП из числа имеющихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника.
В районе соревнований устанавливается в 1,5-2 раза больше КП, чем необходимо отыскать участнику. Все КП должны быть примерно одинаковой трудности. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП. [12]
3. Ориентирование на маркированной трассе.
Ориентирование на маркированной трассе – это прохождение дистанции с нанесением на карту местоположений КП, установленных на трассе.
Результат определяется по сумме бегового и штрафного времени.
За ошибку в нанесении КП более чем 2 мм участник получает штраф 1 мин., за каждые последующие полные и неполные ошибки в 2 мм ёще по 1 мин.
Максимальный штраф на одном КП равен 5 минутам. Результат участника может быть аннулирован, если он получил максимальный штраф не более половины КП, что оговаривается положением. [12]
В России элементами спортивного ориентирования стали заниматься туристы. Они первые с рюкзаками на плечах целыми командами участвовали в соревнованиях по прохождению «закрытых маршрутов». Чаще один опытный вел от пункта к пункту всю группу. Постепенно ориентирование стало более спортивным. Остались за стартом тяжелые рюкзаки, одежда стала более легкой, повысилась скорость прохождения, стали проводиться соревнования с индивидуальным прохождением маршрута. [10]
12 октября 1963г. – день открытия первых всесоюзных соревнований в окрестностях Ужгорода – стало днем рождения спортивного ориентирования в СССР. Первым победителем соревнований стала команда Литвы.
Впервые сборная команда Центрального совета по туризму приняла участие в международных соревнованиях в Чехословакии в 1965 г. Наша Л. Бариса была 10-й из 40 участников. В том же году в горах Болгарии проводится Кубок мира и дружбы. Советская команда трижды завоевывала этот почетный приз. [10]
За относительно небольшой промежуток времени спортивное ориентирование в стране прошло большой и сложный путь. В России проводится множество соревнований. Наиболее популярны различные многодневки: призы «Московского компаса» (Лыткарино), «Жемчужина России» (Тверь), «Венок славы Александра Невского» (Псков), гран-при «Будущие Звезды» (Москва) и т.д. В настоящее время ежегодно проводятся массовые Всероссийские соревнования по спортивному ориентированию «Российский азимут».
Значительных успехов достигли российские спортсмены за рубежом. Только в период с 1996 по 1999 г. наши ориентировщики завоевали 61 медаль, из них 21 золотую, 19 серебряных, 21 бронзовую.С 1991 г. в России выпускался журнал «О-вестник». На его страницах публиковались все материалы о спортивном ориентировании. Редактором был москвич А.С. Лосев. Последний номер «О-вестник» вышел 27 апреля 1997 г. С 1997 г. информационную эстафету по проблемам ориентирования принял журнал «Азимут». Его редактором стал ветеран спортивного ориентирования Г.В. Шур. [2]
Всей работой по развитию спортивного ориентирования в стране руководит Федерация спортивного ориентирования (ФСО). В 1999 г. ее президентом на второй срок избран С.Г. Беляев – депутат Государственной Думы. ФСО России является одним из главных инициаторов работы в ИОФ по включению спортивного ориентирования в программу Олимпийских игр. [2]
Основными атрибутами спорсмена-ориентировщика являются спортивный компас и спортивная карта. Как любая книга пишется буквами, так и карта «написана» условными спортивными топографическими знаками. Спортивные топографические знаки хотя и имеют много общего с обычными топографическими знаками, но отличаются от них. Они более обобщены.
На цветных картах используются следующие цвета:
черный – для изображения дорог, сооружений, контуров, границ и каменного рельефа;
желтый – для изображения открытого пространства (на черно-белых картах оно обычно изображается серым цветом);
коричневый – для изображения земляного рельефа;
голубой – для изображения гидрографии и магнитного меридиана;
зеленый – для изображения растительности, оттенки зеленого цвета отображают разную степень проходимости: чем темнее цвет, тем труднее проходимость;
красный – судейские цвета, изображает старт, финиш, маркировку, запретную для бега территорию, КП и т.д. [33]
Ориентирование, пожалуй, единственный вид спорта, который, не имеет постоянных или стандартных условий для проведения соревнований. Более того, стандартные условия ему противопоказаны. Глубокий смысл соревнований при ориентировании, их огромная притягательная и романтическая сторона заключены именно в том, что всякий раз спортсменам приходится сталкиваться с новым ландшафтом, иным расположением и сочетанием контрольных пунктов, с изменчивыми погодными условиями и состоянием местности, с новыми картами. Поэтому для успешного завершения трасс спортсмены должны быть готовы решать любые навигационные и тактические задачи на любой местности.
Тип местности имеет решающее значение для того, какой техникой ориентирования пользоваться. От этого зависят выбор пути, скорость бега, привязки, которые можно использовать для «взятия» КП. Характер местности имеет первостепенное значение для соревнований по ориентированию.
Под техникой спортивного ориентирования мы понимаем приемы и методы работы с компасом и картой, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности. [21]
Можно выделить следующие элементы техники ориентирования:
Чтение карты – понимание и объемное представление того, что изображено на ней с помощью условных знаков, применяемых для спортивных карт;
Опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, или наоборот;
Работа с компасом при определении расположения ориентиров на местности, для ориентирования карты и определения направлений движения
Измерение расстояний на карте и на местности.
1.2 Анатомо-физиологические и психические особенности старшеклассников.
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 15-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высокого уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в характере мыслительной деятельности. [22]
Следует помнить, что развитие костно-мышечного и связочного аппарата у старшеклассников еще не закончено. Так, костные эпифизарные диски с телом позвонка полностью срастаются к 24 годам, срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, а срастание трех тазовых костей - с 14 до 20 лет. Окостенение фаланг пальцев рук у девушек происходит в 14-18 лет, а у юношей в 16-22 года, а годом - двумя раньше - фаланг пальцев ног. В старшем школьном возрасте далеко еще не окончено окостенение позвоночника, поэтому старшеклассникам следует избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей. Кроме того, частое применение максимальных нагрузок может привести к уплощению стоп. [6]
Больших нагрузок с максимальной соревновательной интенсивностью следует также избегать по причине незавершенного развития нервной регуляции работы сердца. При слишком интенсивных нагрузках, например в начале бега на относительно длинных дистанциях, у учащихся быстро снижается содержание кислорода в крови, а возникающая кислородная недостаточность может явиться причиной полуобморочного состояния. В этой связи старшеклассникам не рекомендуется тренироваться с максимальной соревновательной интенсивностью. Нагрузка, как правило, не должна превышать 85-90% среднесоревновательной. [22]
У юношей в 15-16 лет масса тела интенсивно увеличивается, тогда, как у девушек к 16 годам темпы ее нарастания уже снижаются. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани на 10% меньше; туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. Более широкий таз и относительно короткие ноги, большая подвижность позвоночника и суставов, лучший эластический связочный аппарат приводят к тому, что у девушек по сравнению с юношами выражены большие поперечные колебания тела при ходьбе и беге.
Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.
Итак, функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек. [22]
По утверждению Н. П. Любецкого в последние годы появляется все больше школьниц, имеющих низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это свидетельствует о снижении к старшему школьному возрасту двигательной активности, связанной с играми, циклическими и ациклическими локомоциями. В свою очередь, у девушек, регулярно занимающихся такими упражнениями, показатели этих систем продолжают улучшаться. Уже после нескольких тренировок в беге на уроках физической культуры или на внеклассных занятиях девушки могут бегать в умеренном темпе более 15 мин, а юноши - более 25 мин. Беговые и прыжковые упражнения особенно полезны тем, кто имеет избыточный вес и низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. [23]
В старшем школьном возрасте девушки и юноши приобретают тип телосложения, свойственный взрослому человеку. Типы телосложения определяются по таким признакам, как степень развития мышц и жироотложения, форма грудной клетки и живота, соотношение длины и массы тела, его пропорции. Нормальными конституционными типами телосложений считают: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный .Имеются сведения, что специально направленными физическими упражнениями тип телосложения можно в значительной степени изменить, например астеноидный может перейти в торакальный, торакальный и дигестивный - в мышечный.
Девушек и юношей астеноидного типа телосложения отличают высокий рост, узкое и уплощенное туловище, тонкий костяк и слабая мускулатура. Для их гармоничного развития особенно полезны динамические и статические силовые и скоростно-силовые упражнения, а также циклические упражнения - длительный бег, ходьба на лыжах, бег на коньках умеренной интенсивности, плавание - для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются также упражнения на развитие гибкости, координационных способностей (равновесия, согласованности движений, перестроения двигательной деятельности). [22]
Второй тип телосложения, заслуживающий индивидуального подхода в обучении движениям и развитии физических способностей, является дигестивный. Детей этого типа телосложения отличает, главным образом, избыточное жироотложение. Снижения массы тела можно достичь упражнениями, активизирующими деятельность кровообращения и дыхания, вызывающими повышенные энерготраты; укрепляющими мышцы живота (место наибольшего отложения жира); улучшающими скоростные и скоростно-силовые качества.Учащимся торакального (грудная клетка цилиндрической формы, умеренно развитая мускулатура) и мышечного типов (рельефно развитая мускулатура) рекомендуется до половины времени занятий, отводимых на развитие физических способностей, выделять на развитие силовых, скоростно-силовых и скоростных способностей. Кроме этого, в занятия необходимо включать специальные упражнения для развития гибкости и общей (аэробной) выносливости, а также воздействующие на координационные способности, которые проявляются в гимнастических и акробатических упражнениях, спортивных играх и единоборствах, легкоатлетических и др.
Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятия, представления, память, мышление - познавательные; эмоции - эмоциональные; воля - волевые); психические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы) и психические состояния (монотония, утомление, стресс, напряженность). При характеристике особенностей психического развития юношеского возраста по возможности будем придерживаться указанной последовательности. [11]
Б.В. Евстафьев в своих работах указывает, что в 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственной работы. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Осмысленное восприятие, возможность выполнять упражнения на основе только словесных указаний педагога, умение самостоятельно разделить сложное движение на фазы и элементы, более высокая способность к сосредоточению - эти и другие психические процессы позволяют старшеклассникам глубоко анализировать технику изучаемых двигательных действий, определять ошибки, допущенные при выполнении движений, как собственные, так и своих одноклассников. В ходе обучения и воспитания учителю целесообразно опираться на эти психологические особенности. [23]
А.А. Гужаловский считает, что в силу высокого уровня развития мыслительных процессов у старшеклассников ярко выражено стремление к самосовершенствованию и самопознанию, сознательному обучению и тренировке. В отличие от подростков, мотивы удержания внимания у них более длительны. Старшеклассники более внимательны не только при показе, но и при объяснении, а также при изложении теоретических вопросов (например, при объяснении закономерностей развития физических способностей). Для старшеклассников повышается значимость содержательной стороны подачи учебного материала. [19]
Эмоции учащихся X-XI классов становятся более устойчивы, появляется способность к сопереживанию, увеличивается число переживаемых чувств, возникает юношеская любовь, носящая оттенки лиричности, мечтательности, искренности. Поддержка этого здорового чувства, уважение к нему со стороны взрослых вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, повысить свои физические качества и улучшить телосложение. Более богатыми, чем у подростка, становятся эстетические чувства, способность замечать прекрасное в окружающей действительности. С одной стороны, это способствует развитию отзывчивости, чувства прекрасного, чуткости, а с другой - они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям. [18]
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Их отличает высокая целеустремленность, у них усиленно формируется моральный компонент воли (осуществление поступков в соответствии с нормами общества и окружающей среды). Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.
Отличаются старшеклассники и по типам темперамента, в основе которых лежат открытые И. П. Павловым сочетания свойств нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Классические типы темперамента - это сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы) отличается большой активностью, энергией, обладает высокой работоспособностью. Почти всегда находится в бодром настроении. Его эмоциональное состояние адекватно ситуации, устойчиво. Он быстро усваивает и перестраивает двигательные навыки, легко приспосабливается к новой обстановке, может быстро переключаться с одной работы на другую. Однако он часто проявляет избыточную энергию, может, не освоив до конца одно упражнение, переходить к другому. При обучении и развитии физических способностей сангвиника целесообразно пользоваться чаще игровым и соревновательным методами, включать элементы новизны и достаточной сложности упражнений, чтобы поддержать мотивацию на соответствующем уровне. Результаты на соревнованиях у сангвиников, как правило, выше, чем на тренировках.
Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный тип) может долго выполнять сложное (и даже опасное) физическое упражнение, вызывающее у него интерес, но не любит длительной монотонной работы, не хочет кропотливо трудиться над совершенствованием техники, У него обычно быстрая, выразительная речь и мимика. Однако холерик нередко отличается непоседливостью, изменчивостью настроений и чувств, зависимостью реакций от внешних, сиюминутных впечатлений. Его отличает несдержанность, нетерпеливость, несобранность, а подчас ему изменяет и самообладание. Эти отрицательные свойства можно нивелировать с помощью постоянной работы над собой, особенно при выполнении интересной и трудной работы, где холерику подчас не бывает равных. Соревновательные результаты холерика нестабильны из-за их неуравновешенности.
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) отличается сдержанностью, собранностью, терпеливостью, организованностью, самообладанием. В поведении он ориентирован на твердые намерения, а не на случайные побуждения и настроения, Он может длительно и кропотливо трудиться над освоением сложной техники приема, но медленно переключается с одного вида физических упражнений на другой. Его часто приходится настраивать на более высокий ритм работы. Перед соревнованием ему нужна более длительная разминка. Соревновательные результаты у флегматика стабильны и часто выше, чем на тренировках.
Меланхолик (слабый тип) отличается высокой чувствительностью, способностью тонко дифференцировать параметры движений, высоким тактическим чутьем. Его легко обучать движениям. С другой стороны, меланхолику свойственна неуверенность в своих силах, робость, излишняя тревожность в силу высокой чувствительности нервной системы. Поэтому результаты выступления на соревнованиях у него часто ниже, чем на тренировках.
Как видно, в каждом типе темперамента есть как положительные, так и отрицательные свойства. Задача учителя или тренера, опираясь на положительные свойства, нивелировать отрицательные, учитывать их при обучении, развитии и воспитании школьников. Например, при обучении, а также при развитии физических способностей холериков и сангвиников лучше пользоваться игровым и соревновательным методами, а для флегматиков и меланхоликов лучший эффект дает повторный метод с постепенно повышающимися требованиями. [17]

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ.
Спортивное ориентирование по своему содержанию – это напряженная физическая работа наравне с интенсивной интеллектуальной нагрузкой, представляющее собой уникальное поле деятельности для психолога. В ориентировании нашли свое отражение психические процессы личности: ощущение, восприятие, представление и воображение, мышление, эмоции, воля, память, внимание. Здесь ярко выражены индивидуальные психологические особенности личности. Ориентирование дает богатый материал для изучения психологии деятельности: ее содержания, мотивов, целей, задач, установления умений и навыков. Требуют изучения возрастные психологические особенности личности при занятиях спортивным ориентированием. В спортивном ориентировании имеют место вопросы собственно психологии спорта: основы обучения и спортивного совершенствования, тренированности, готовности к соревновательной деятельности, формирование оптимального эмоционального состояния и т.д. [1]
А.С.Лосев в книге «Тренировка ориентировщиков-разрядников» в психологической подготовке выделил два раздела:
морально-волевая подготовка;
регулирование и формирование оптимальных психических (эмоциональных) состояний. [21]
Решение многих психологических вопросов в спортивном ориентировании можно найти в общей и спортивной психологии.
Выделяют три психологических аспекта, имеющих практическое значение для спортивного ориентирования: зрительная память, внимание, специальная разминка спортсмена-ориентировщика.
Роль памяти в жизни человека трудно переоценить: без нее была бы невозможна любая деятельность. И.М.Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека в положении новорожденного. В процессе своей деятельности спортсмен-ориентировщик многократно запоминает участок карты, чтобы контролировать свой путь по местности, и участки местности, чтобы постоянно чувствовать и контролировать свое местонахождение на карте. Процесс запоминания условных знаков карты и воспроизведения реальных форм местности и, наоборот, идет постоянно, от старта до финиша. Причем запоминание и воспроизведение проходит на фоне физической нагрузки, нередко при физической и психической усталости. [13]
Тренер норвежской национальной команды В.Лорентцен считает, что развитие «памяти карты» позволяет быстрее проходить дистанцию. Зрительная память важна и в летнем, и в зимнем ориентировании и восстановления при прохождении маркированной трассы. Спортсмен- ориентировщик постоянно использует кратковременную (оперативную) и долговременную память. Часто действие обоих типов памяти идет одновременно. Пример: при движении по местности спортсмен, взглянув на карту, запомнил необходимый для движения участок и рассуждает: «Бегу по дороге до второй развилки с тропой, далее по тропе до поляны и т.д.» В действии кратковременная память: участок после прохождения можно забыть. Но в то же время спортсмен, запомнив, что предстоит движение по системе полянок через «непроходимку», и, учитывая опыт прошлых выступлений (долговременная память), мысленно дает себе команду: «Впереди участок с полянками в «непроходимке», легко сбиться с правильного варианта движения, лучше снизить скорость». [13]
Спортсмены-ориентировщики имеют хорошо развитую зрительную память, и ее совершенствование прямо связано с повышением мастерства. Наряду с исследованиями некоторых авторов (А.Л.Моисеенко, Е.С.Приймак) подобная работа была проведена в 1983 г. В Ульяновском пединституте на факультете физической культуры. [15]
Участники эксперимента были разделены на 5 групп: мастера и кандидаты в мастера спорта, перворазрядники, спортсмены 2-го разряда, спортсмены 3-го разряда и группа новичков, знающих топографические знаки, группа новичков, не знающих топографических знаков. Участнику каждой группы давалась на 10 с карта с нанесенными десятью контрольными пунктами, не соединенными в какую либо логическую дистанцию. После запоминания участники отмечали контрольные пункты на чистой карте. Правильно воспроизведенные участниками группы КП суммировались, и выводилось среднее значение для каждой группы. В конечном результате выводилось количество правильно нанесенных КП из 40 возможных (4 варианта карт по 10 КП).
Полученные данные приводятся ниже: 1-я группа – 20,2; 2-я группа – 16,6; 3-я группа – 14,5; 4-я группа – 10,0; 5-я группа – 7,7.
Результаты показывают увеличение объема зрительной памяти с повышением квалификации спортсменов.
Чтобы определить сентизивный (благоприятный) возрастной период для развития объема зрительной памяти, был проведен эксперимент, в котором приняли участие 1200 школьников Ульяновской области. Результаты эксперимента показали, что объем зрительной памяти существенно растет в возрасте с I по IV класс, далее стабилизируется с небольшими отклонениями в ту или иную сторону: I класс – 4,28; II класс – 5,35; III класс – 6,32; IV класс – 7,44; V класс – 7,00; VI класс – 7,39; VII класс – 7,32; VIII класс – 7,16 [1].
Исследования дали возможность рекомендовать тренерам детских спортивных школ по спортивному ориентированию работать над развитием зрительной памяти в более определенный срок (I – IV классы). В другой период для достижения желаемого результата придется затратить больше времени и усилий. [18]
Для развития зрительной памяти многими авторами разработаны упражнения, применяемые в тренировках со спортсменами-ориентировщиками.
На столе лежат предметы, покрытые газетой. Газету убирают на несколько секунд. Участники должен записать или запомнить эти предметы, Для усложнения задания увеличивают количество предметов и уменьшают время для запоминания.
Простую спортивную карту расчерчивают на квадраты со стороной 5 см. Участники перерисовывают участок карты квадраты такой же величины на чистой бумаге.
Спортивную карту разрезают на кусочки, Предлагается из них сложить целую карту, используя такую же контрольную карту.
Зарисовать на бумаге все, что запомнилось на карте, которая была показана в течение короткого отрезка времени (20, 15, 10).
Перенос КП с контрольных карт на чистую (на скорость и точность).
Участник проходит определенный участок местности, запоминая его, затем рисует на чистом листе бумаги.
Участник получает карту с дистанцией на ограниченное время. Запоминает опорные ориентиры от КП до КП, связанные с рельефом. Затем зарисовывает их. [24]
Физическая подготовка спортсмена – ориентировщика.
Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.
Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов. Это объясняется следующими факторами:
1. Рост спортивных достижений всегда требуют нового уровня развития физических способностей спортсмена.
2. Высокий уровень физической подготовленности – одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20-25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших спортсменов мира увеличились в 3-4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, имеющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных органов и систем.
Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои требования к физической подготовленности спортсменов – уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.
Виды, задачи и средства физической подготовки:
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.
Задачи ОФП:
1) Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.
2) Развитие всех основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
3) Устранение недостатков в физическом развитии.
Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости.
СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.
Задачи СФП:
1) Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.
2) Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.
3) Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.
4) Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. В процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.
Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Соревновательные упражнения – это целостные действия или совокупность действий, которые служат средством ведения соревновательной борьбы в том же составе, что и в условиях соревнований по выбранному виду спорта.
В методическом соотношении различают: а) собственно соревновательные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установленных в данном виде спорта; б) тренировочные формы соревновательных упражнений, которые совпадают с соревновательными упражнениями по составу действий и общей направленности, но отличаются от них по особенностям режима и форме действий.Специально – подготовительные упражнения – это такие действия которые имеют существенные сходства с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно – временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно – мышечным напряжениям и по имущественному проявлению физических способностей [28].
Техническо-тактическая подготовка спортсмена – ориентировщика.
Техника – это приемы работы с компасом, измерение расстояния, движение по площадным и линейным ориентирам, выдерживание направления, преодоление препятствий и т. д. [28]
Тактика это выбор определенных приемов для прохождения определенных участков дистанции.
Количество технических и тактических приемов накапливается у ориентировщика с опытом участия в соревнованиях. Для этого нужно вести дневник и записывать и удачные, и неудачные находки. Удачные – отрабатывать на тренировках и использовать в дальнейшем, а от неудачных – быстрее избавляться. [30]
К техническим приемам в ориентировании можно отнести:
Чтение карты.
Глядя на карту, за условными знаками надо видеть местность, глядя на местность – видеть карту. Быстрое чтение, а главное, понимание карты должно постоянно отрабатываться на тренировках. После тренировки, во время «заминочного» бега, желательно читать любую отвлеченную карту. При движении по местности с чтением карты необходимо использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте спортсмен держит карту таким образом, чтобы большей палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место старта. Остановившись в какой-то момент на дистанции, и определив свое место нахождения, палец перемещают в соответственную точку. И так на протяжении всей дистанции. Этот прием позволяет значительно экономить время: отпадает необходимость при каждой остановке просматривать все поле карты и отыскивать свою точку местонахождения.
Определение азимута движения по карте.
При определении азимута нужно сориентировать карту и встать лицом по направлению движения. Снятие азимута проводится прикладыванием компаса к карте, вращением ампулы компаса с рисками. Этот прием нужно доводить до автоматизма и пользоваться им в движении. Прежде всего, надо отрабатывать правильность работы с компасом, помня об ошибках, которые уводят спортсмена на180 градусов от нужного направления:
Неправильно приложена плата компаса к точкам «откуда» и «куда» иду;
При установке линий на дне колбы компаса параллельно меридиану карты северные риски поставлены на юг.
Технику работы с компасом при определении азимута можно отрабатывать в лесу, на стадионе в спортзале. Затраченный труд оправдывается на реальной дистанции.
Движение по азимуту.
Важно не только правильно определить направление движения, но и уметь придерживаться этого направления. Если часто контролировать направление по компасу, теряется время при прохождении. При движении азимутом по склону необходимо помнить, что всегда есть желание обходить препятствие снизу. Обходя кусты, нужно стараться огибать их справа – слева, чтобы удерживать среднюю азимутальную линию. Обходя препятствие (болотце), выбирают предварительно на другой стороне четкий ориентир (сломанное дерево) и, выйдя к нему, продолжают линию движения дальше.
Измерение расстояния на карте.
На современных насыщенных ориентирами картах контролировать свое местонахождение стало относительно легче. Необходимо отрабатывать измерение расстояний по карте на глаз, причем определять не количество миллиметров, а сразу расстояние в метрах, учитывая масштаб карты. [32]
Тренировочные упражнения:
определить длину отрезка на глаз;
начертить линию в миллиметрах, соответствующую расстоянию 150 метров в масштабе 1: 10000, 1: 15000;
определить по линии в миллиметрах расстояние в метрах в масштабе 1:10000, 1:15000. [1]
Измерение расстояний на местности. Чаще всего измерять расстояние на местности приходится парами шагов.
Упражнение для тренировок:
1. измерить расстояние по дороге от развилки до развилки шагом, бегом на разных скоростях.
2. измерить расстояние при движении по азимуту через лес различной проходимости. [28]
Техника бега.
Техника бега у ориентировщика особенная. Она обусловлена спецификой дистанции в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни, буреломы, крапива. В подъем ориентировщик бежит, ставя на полную стопу, активно работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать скорость, частота увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его спасает особый психологический настрой, нога спортсмена всегда подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках учить преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы, «переваливать» через препятствия, не поднимая высоко центр тяжести. [16]
Техника «взятия» КП.
Логика действия на этапе до КП должна быть проста:
где стоит (ориентир)
откуда бегу (привязка)
выбор пути на привязку.
Именно в такой очередности должен рассуждать спортсмен, планируя прохождение очередного отрезка от КП до КП.
Где стоит. Нужно искать не призмы КП, а место (ориентир), где он стоит. Не призму, а муравейник можно увидеть с расстояния, не призму, а контур болотца нужно искать, и призма КП в северной его части – вот она.
Откуда бегу. Привязкой должен служить четкий ориентир, желательно по ходу движения. Главное, ориентир-привязка не должен стать дополнительным КП, который нужно искать.
Далее выбор пути на привязку.
- Техника подхода и ухода с КП.
Новичка можно отличить сразу. Он радостно бежит к КП, если не забудет, то сверит номер КП и номер карточки, может переложить карту для удобства в другую руку, отметиться. Затем долго будет искать свое местонахождение на карте, сориентирует ее и, наконец, сообразив, в какой стороне очередной КП, начнет движение. Растерявшись на КП, он не только теряет драгоценное время, но и помогает сопернику найти КП, играя роль маяка. Мастер точно знает, с какой стороны подходить к КП и, главное, куда с него уходить. Некоторые рекомендуют даже отмечаться компостером, который ближе к направлению ухода с КП. [15]
- Отметка на КП.
Опытный спортсмен, подходя к КП, готовит за ранее карточку к отметке. Многие отмечают карточку одной рукой, автоматически проверяя качество отметки.
На концах спортзала стоят компостеры. Спортсмен в конце тренировки или в качестве отдыха психологически проигрывает дистанцию. Дойдя в карте до очередного КП, он, сориентировав карту, подходит к компостеру с нужной стороны и уходит в нужную сторону. После этого опять движется по залу, читая карту. [15]
К тактическим приемам в ориентировании можно отнести:
Движение по азимуту – это движение по прямой.
Путь по прямой от КП до КП самый короткий (теоретически), «но опасный, как военная тропа»
Движение по ситуации – это движение по тропам, дорогам, контурам.
Этот путь более длинный, но и более надежный.
Движение по рельефу.
Этот тактический прием выделяется отдельно. Рельеф забирает у спортсмена силы и скорость.
Комбинированное движение
Тактика комбинированного движения – это тактика мастеров. Опытные ориентировщики, помня о том, что «прямая короче кривой», порой сознательно удлиняют свой маршрут, учитывая свои физические качества, техническую подготовку, психологическое состояние и критерии конкретной соревновательной обстановки. [15]
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ.
3.1 Организация исследовательской работы.
Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения, поставленных нами задач была проведена опытно-экспериментальная работа с мая по октябрь 2011 года. Для проведения эксперимента мы отобрали две группы по девять человек среди детей второго года обучения секции спортивного ориентирования на базе МКОУ Бобровская ДЮСШ. Экспериментальная и контрольная группы формировались из детей 16-17 лет сходных по физическим кондициям. Занятия в обеих группах проводились по утверждённому плану 4 раза в неделю по 90 минут.
Методика эксперимента заключалась в использовании «углеводной загрузки» в экспериментальной группе. В течение всего времени педагогического эксперимента обе группы тренировались по одинаковому плану, за исключением предсоревновательной недели. В это время в экспериментальной группе использовалась углеводная загрузка. За неделю до соревнований спортсмены переходили на преимущественно белковую диету. На фоне интенсивных тренировок из рациона исключались крупы, макароны, выпечка, сладости, сухофрукты, сладкие фрукты, мед и сахар. Увеличивалась доля мяса, рыбы со свежими и отварными овощами. В последние 3 дня – нагрузки сокращались, проводились тренировки на тактику и координацию. Диета, в свою очередь, меняется с точностью до наоборот. Завтрак перед соревнованиями: каши, хлеб с маслом, сыром, яйца в всмятку, некрепкий чай с лимоном, соки – лучше цитрусовые.
Контрольная группа в предсоревновательную неделю придерживалась следующего плана тренировок:
Понедельник: Отдых, анализ прошедших соревнований.
Вторник: Переменная тренировка на пересеченной местности - 1,5 час.
Среда: Тренировочное соревнование (прикидка) в ориентировании или равномерный бег на местности - 2 час.
Четверг: Переменная тренировка на равнине - 1,5 час.
Пятница: Отдых.
Суббота: Комплексная тренировка - 60 мин, растяжка.
Воскресенье: Соревнование по ориентированию на местности бегом.
3.2 Обоснование использования углеводной загрузки.
О пользе изменения рациона перед стартом говорят многие исследования. Скип Браун и Джон Грэхем в одной из книг подчеркивают, что большинство из спортсменов используют ту или иную форму углеводной загрузки перед стартом. По этому поводу олимпийский чемпион Фрэнк Шортер полагает, что с помощью углеводной загрузки можно улучшить результат в беге на длинные дистанции примерно на 3 минуты. [3]
Ученые, прослеживающие в своих исследованиях положительное влияние углеводов на спортивный результат, свои выводы строят на том известном факте, что именно мышечный гликоген, который наш организм синтезирует из углеводов, является основным источником энергии при выполнении физических упражнений.
Очень важным моментом углеводной загрузки считается предварительное истощение запасов гликогена. При подготовке к состязаниям в предсоревновательную неделю бегуны специально отводят время для очищения мышц, а в последние 3 дня перед стартом приступают к углеводной загрузке. Такие изменения соотношения содержания углеводов в пище и соответствующий режим тренировки позволяют спортсмену подойти к старту с максимальным запасом гликогена в мышцах и печени. Специалисты рекомендуют за 4-6 дней до старта снизить уровень потребления углеводов, а в тренировочные режимы включать продолжительный медленный бег. Спортсмена в этот момент подстерегают некоторые опасности, начиная от снижения веса до появления раздражительности. За 3 дня до старта после заключительной тренировочной пробежки следует смена режима питания. В этот день советуют снизить уровень потребления белков и увеличить уровень потребления углеводов. Жидкость рекомендуется принимать в больших количествах с едой. Беговые пробежки в это время прекращаются. В день старта в рационе почти отсутствуют белки. Углеводы принимаются по желанию в небольших количествах, а жидкость употребляется в больших количествах с последним приемом питья за 15 минут до старта. Конкретный компонентный расклад питания в марафоне перед стартом рекомендуется выдерживать следующим образом. За 7-9 дней до соревнований количество углеводов, жиров и белков в продуктах питания должно составлять 60-65%, 20-25% и 10-15% соответственно; за 4-6 дней это соотношение соответствует 25-35%, 20-30-% и 30-40%; за 1-3 дня – 65-70%, 15-20% и 10-15% соответственно. В день соревнований углеводы, жиры и белки составляют 70-85%, 10-15% и 10-15% рациона. [3]
Диета с повышенным содержанием углеводов действительно способствует накоплению запасов гликогена. Помимо этого углеводная диета и соответствующее расписание тренировочных занятий в предсоревновательную неделю создают у бегуна определенное психоэмоциональное состояние готовности к соревновательным испытаниям.
Определенную сложность в углеводной загрузке содержит фаза истощения запасов гликогена. У многих бегунов этот этап подготовки становится камнем преткновения. Однако именно прохождение через «очистительную» фазу способствует предельному накоплению гликогена в мышцах.
Часть неприятностей в это период связана с опасностью травматизма, так как бегун заметно слабеет. В этот период возрастает опасность простудных заболеваний.
Говоря об углеводной загрузке в спорте, мы не подчеркиваем, что это нужно только спортсменам занимающимся бегом (ориентировщикам, марафонцам, легкоатлетам). Гликоген является важнейшим источником энергии во всех видах спорта. В скоростно-силовых видах, в которых соревновательное движение выполняется всего секунды или доли секунд, гликоген как «топливо» для мышц занимает тоже не последнее место. Это связано в основном со стрессом соревнований, постоянным напряжением, продолжительностью самих состязаний и необходимостью в связи с этим поддерживать себя в постоянной «боевой готовности».
Предельный объем работы при физической нагрузке, будь это километры или поднимаемый вес, пропорционален исходному содержанию гликогена в мышцах. У тренированных спортсменов в сравнении с нетренированными запасы гликогена значительно выше. Максимальное содержание гликогена в мышцах может быть свыше 200 ммоль на килограмм мышечной массы. Чтобы повысить гликоген в мышцах до этих величин, например перед марафонским забегом, по мнению некоторых специалистов, вовсе необязательно предварительно истощать его запасы интенсивными и продолжительными нагрузками и белково-жировой диетой. Для этого достаточно только снизить объемы нагрузок и увеличивать содержание углеводов в пище. Таким образом. Тренированным мышцам для энергетической подготовки к старту необходимы лишь несколько дней отдыха и углеводы. [3]
Доктор М.Форрест из Техасского университета в исследовании на 10 добровольцах применял углеводную диету за 48 часов до нагрузки. Испытуемым предлагалось принимать углеводы в дозировке 8,5 г или 0,5 г на килограмм массы тела. Впоследствии выполнялась нагрузка мощностью 70% от максимального потребления кислорода продолжительностью 1 час. Исследователи установили, что применение высокоуглеводной диеты за два дня до нагрузки вызвало повышение уровня глюкозы и глутамина в крови во время её выполнения. Помимо этого, в эксперименте было выявлено иммуномодулирующее воздействие углеводов на организм. Установлено, что углеводная диета влияет на соотношение лейкоцитов и лимфоцитов крови после нагрузки. [3]
Другой пример свидетельствует также о влиянии углеводов на уровень глюкозы во время нагрузки. Доктор П. Ди Лауро с коллегами из Техасского университета у 11 тренированных добровольцев, которые за 48 часов до нагрузки придерживались высокоуглеводной диеты (7,66 г на килограмм массы тела), нашли более высокое повышение уровня глюкозы вовремя нагрузки, чем в контроле. Однако различий в работоспособности в этом исследовании найдено не было.
Доктор Д. Мартин с соавторами сообщили, что высокоуглеводная диета у велосипедистов (70% углеводов в рационе) в течение 6 дней интенсивных тренировок не влияет на уровень некоторых гормонов (тестостерона, кортизола и катехоламинов) в крови. [3]
Методы исследования.
Анализ научно-методической литературы.
Позволяет разработать основные методические подходы и приемы технической подготовки в процессе подготовки, а также выявить наиболее информативные показатели физической, тактической и психологической подготовки спортсмена ориентировщика. Кроме того, с его помощью были определены методы тестирования спортсменов для контроля их текущего физического и психологического состояния.
Педагогические наблюдения.
Данный метод позволяет выяснить, какие наибольшие трудности сопутствуют процессу обучения и совершенствования технического и физического мастерства спортсменов ориентировщиков.
Метод тестирования и обработки результатов.
Данный метод заключается в определении количественных и качественных показателей общего уровня технического мастерства и физической подготовки спортсменов ориентировщиков.
Для проведения эксперимента мы использовали следующие тесты:
Методика Мюнстерберга.
Методика направлена на определение избирательности внимания. Среди буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркнуть. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.
БЛАНК:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт«S-тест».
Направлен на определение скорости распределения и переключения внимания. Испытуемому дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами – эталонами. Необходимо сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить их до целостных фигур. Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.

БЛАНК:

Для обработки результатов мы использовали методы математической статистики.
Математическая обработка результатов исследований осуществлялась путём расчёта следующих величин:

где: k — число степеней свободы,
nx— объем первой выборки,
ny — объем второй выборки,
X— среднее арифметическое 1 группы,
Y — среднее арифметическое 2 группы,
tβ— критерий Стьюдента, по найденному значению которого определяют доверительную вероятность различия групп.
Для этого нужно определить из формул:



Аналогично

Так как наши группы малы и имеют попарно-независимые варианты, то данные выборки следует записывать в рабочую таблицу следующего вида:

Найденные суммы подставляют в соответствующие формулы:

Если критерий достоверности Стьюдента P(t)>0,05, то различия в группах эксперимента не являются достоверными; при P (t)<0,05, то различия в группах достоверные.
Анализ проведения эксперимента.
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели тестирование спортсменов до старта и после прохождения дистанции. В результате тестирования мы получили следующие данные:
Результаты тестирования до выхода на дистанцию:
Методика Мюнстерберга:
(Измеряется в количестве найденных слов).
Группа n1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 сред.
Контрольная 10 20 21 19 21 20 20 19 20 19 20 19,9
Экспериментальная 10 21 21 19 18 20 21 22 19 20 20 20,1

S-тест:
(Измеряется в секундах).
Группа n1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сред.
Контрольная 10 90 102 108 110 109 115 116 90 93 101 103,4
Экспериментальная 10 85 106 107 117 108 116 115 89 90 100 103,3

Как видно на диаграммах, группы перед стартом имеют не значительные различия. Средние значения в обоих тестах практически равны.
Результаты тестирования после прохождения дистанции:
S-тест:
№ п/пКонтрольная группа Экспериментальная группа хi-Хyi-Y(хi-Х)^2 (yi-Y)^2
1 178 130 -27 -22,2 729 492,84
2 170 141 -35 -11,2 1225 125,44
3 181 141 -24 -11,2 576 125,44
4 190 163 -15 10,8 225 116,64
5 220 136 15 -16,2 225 262,44
6 225 178 20 25,8 400 665,64
7 228 150 23 -2,2 529 4,84
8 230 158 25 5,8 625 33,64
9 210 165 5 12,8 25 163,84
10 218 160 13 7,8 169 60,84
Сумма         4728 2051,6
Среднее 205 152,2        

Для проверки достоверности различия обеих групп вычислим t-критерий Стьюдента.
Результат: tЭмп = 6.1
tКрp≤0.05 p≤0.01
2,1 2,88

Полученное эмпирическое значение t (6.1) находится в зоне значимости.
Методика Мюнстерберга:
№ п/пКонтрольная группа Экспериментальная группа хi-Хyi-Y(хi-Х)^2 (yi-Y)^2
1 19 21 -186 -131,2 34596 17213,44
2 17 21 -188 -131,2 35344 17213,44
3 18 20 -187 -132,2 34969 17476,84
4 16 21 -189 -131,2 35721 17213,44
5 15 22 -190 -130,2 36100 16952,04
6 19 19 -186 -133,2 34596 17742,24
7 15 19 -190 -133,2 36100 17742,24
8 16 18 -189 -134,2 35721 18009,64
9 17 20 -188 -132,2 35344 17476,84
10 15 21 -190 -131,2 36100 17213,44
Сумма         354591 174253,6
Среднее 16,7 20,2        

Для проверки достоверности различия обеих групп вычислим t-критерий Стьюдента.
Результат: tЭмп = 5.6
tКрp≤0.05 p≤0.01
2,1 2,88

Полученное эмпирическое значение t (5.6) находится в зоне значимости.
Найденные значения t-критерия Стьюдента находятся в зоне значимости.
Это говорит о том, что в двух группах наблюдаются существенные отличия по показателям уровней концентрации и скорости переключения внимания после прохождения дистанции.
Результаты педагогического эксперимента показали эффективность данной методики подготовки спортсменов ориентировщиков к соревнованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог проделанной работы по изученной теме, можно сказать, что рассмотрев интересующий вопрос в различных источниках информации и проведя педагогический эксперимент, мы пришли к определенным выводам:
Во-первых, на основании анализа научной литературы по данной теме исследования мы выявили, что использование углеводной загрузки распространено в различных видах спорта. Тем не менее, в настоящее время не существует однозначного мнения об использовании данной методики.
Во-вторых, проведение педагогического эксперимента показало меньшую степень утомления у спортсменов экспериментальной группы после прохождения соревновательной дистанции, что говорит о возможности показания более высоких спортивных результатах.
В-третьих, полученные данные позволяют нам говорить об эффективности использования данной методики в системе подготовки к соревнованиям спортсменов ориентировщиков.

Список используемой литературы.
1. Агальцов, В. Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию. – М. : «Образование», 2010. - С. 37-50.
2. Акимов, В. Г. , Кудряшов, А. А. Спортивное ориентирование. – Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 2007. – 490 с.
3. Альциванович, К.К. 1000+1 совет о питании при занятии спортом. – Минск: Из-во Харвест, 2011. – 288с.
4. Васильев, Н. Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: Учеб. пособие. – Волгоград: Изд-во ВГУ, 2005. – 95 с.
5. Васильев, Н. Д. , Столов, И. И. Взаимосвязь тактической и технической подготовки в спортивном ориентировании //Теория и практика физ. культуры. – 2006. - № 11. – С. 9-12.
6. Воронов, Ю. С. – Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков. Методические рекомендации. – Смоленск, 2005. - 15 с.
7. Воронов, Ю. С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 2011. – 339 с.
8. Вяткин, Л. А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков // Методическая разработка. – Ульяновск, 2003. – 10 с.
Вяткин, Л. А. , Сидорчук, Е. В. , Немытов, Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование. : Учеб. пособие. - М. : «Академия», 2008. - С. 157-158.
Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры 1986. - № 4. - С. 49-52.
Елаховский, С. Б. Спортивное ориентирование. – М. : Вече, 2007. – 64 с.
Елизаров, В. Специфика планирования подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков// Сборник учебно-методических материалов. – 2009. - № 6. – С. 2-9.
Железняк, Ю. Д. , Петров, П. К. Основы научно методической деятельности в физической культуре и спорте. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - С. 25–58.
Зубков, С. А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции при выборе путей движения. //Теория и практика физ. культуры. – 2005. - № 7 – С. 14-17.
Зубков, С. А. Путь движения ориентировщиков на дистанции // Теория и практика физич. культуры. – 2006. - № 1. – С. 23-25.
Иванов, А. В. , Ширинян, А. А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания. //Теория и практика физ. культуры. – 2003. - № 3. - С. 25-27.
Иванов, Е. И. Начальная подготовка ориентировщика. - М. : Наука, 2007. – 157 с.
Костылев, В. Философия спортивного ориентирования. – М. : просвещение, 2006. – 112 с.
Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
Лосев, А. С. Тренировка ориентировщиков разрядников. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 132 с.
Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях М.: Терра-Спорт. - 2000. - 192 с.
Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для институтов физ. культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1977. – 279 с.
Никифоров, Д. М. 100 уроков ориентирования. //Вестник ориентирования. – 2001. - № 2. - С. 34-40.
Нурмимаа, В. Спортивное ориентирование /Под ред. П. И. Лукьянова. – М. : Наука, 2008. – 148 с.
Огородников, Б. И. , Кирчо, А. Н. , Крохин, Л. А. Подготовка спортсменов ориентировщиков. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 131 с.
Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М .: ООО «Издательство АСТ». - 2003. - 863с.
Павлов, П. О построении спортивной подготовки в спортивном ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. - 2005. - № 6. - С. 8-10.
Суслов, Ф. П. , Холодов, Ж. К. Теория и методика спорта. – М. : Просвещение, 2007. – 416 с.
Спортивное ориентирование : [прогр. для дюсш и сдюшор и для объединений дополнит. образования детей] / [под. ред. д-ра пед. наук Ю.С. Константинова] ; Фед. центр детско-юношеск. туризма и краеведения ; Фед. спорт. ориентирования России. - М.: Сов. спорт, 2005.
Тыкул, В. И. Спортивное ориентирование. – М. : Просвещение, 1990. – 46 с.
Фесенко, Б. А. Книга молодого ориентировщика. – М. : Академия, 2011. – 93 с.
Чешихина В. В. – Управление тренировочным процессом спортсменов-ориентировщиков// Сборник учебно-методических материалов. – 2006. - № 6. - С. 23-27.
Юхансен, Б. Мышление в ориентировании// Сборник учебно-методических материалов. – 2006. - № 6. – С. 46-48.
Спортивное ориентирование на местности: Программа для спортивных секций, коллективов физической культуры и спортивных клубов. – М. : ФиС, 1997. – 112 с.