Мастер — класс на тему Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках с применением кейс-технологии
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках с применением кейс-технологии
Технология опыта
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей.
В основе сознательного учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека. Сегодня необходимо строить обучение так, чтобы ученик применял усилия, преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения.
Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся в процесс поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса.
Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.
Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга).
Класс можно разделить на группы разными способами: - «Соседи» (парные группы);- «Друзья» (четвёрки);- творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).
Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе.
Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке: - сообщение цели сотрудничества перед любой работой;- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.Отслеживание активности группы на протяжении всей работы:- учитель должен по необходимости оказывать помощь;- выставление оценок – одна на всю группу;- при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.
Кейс-технологии в современном образовании
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологии широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
При использовании кейс – технологий в начальной школе у детей происходит
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Представление примеров принимаемых решений
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, дети:
Получают коммуникативные навыки
Развивают презентационные умения
Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
Приобретают экспертные умения и навыки
Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
Изменяют мотивацию к обучению
При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Использование кейс-технологий в средней школе уже прошло апробацию. Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей поскольку нет определенного стандарта представления кейсов. Все чаще в текст включают фотографии, диаграммы, таблицы, что делает его более наглядным для учащихся. В последнее время кейсы представляют с использованием мультимедиа технологий, что позволяет избежать многих трудностей и совместить в себе преимущества текстовой информации и видео изображения.
На уроках с использованием кейс технологии роль преподавателя состоит в направлении дискуссии или беседы при помощи проблемных вопросов, в мотивации учащихся уклониться от поверхностного мышления, во включении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Технология кейс-метода применяется при проведении занятий разного типа: сообщение новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала.
Данный метод направлен на получение, закрепление и совершенствование знаний учащихся, формирование учебных и профессиональных умений и навыков, развитие познавательных потребностей и способностей у учащихся, что способствует вырабатыванию у учащихся таких умений и навыков, которые важны и необходимы как в обучении, так и в профессиональной деятельности.
Таким образом, проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.
При разработке кейса должны помнить, что он должен
соответствовать чётко поставленной цели;
иметь соответствующий уровень трудности;
быть актуальным на сегодняшний день;
иллюстрировать типичные ситуации;
иметь несколько решений;
провоцировать дискуссию;
развивать аналитическое мышление.
Таким образом, внедрение кейс-технологии в процесс обучения сделает его более продуктивным и позволит организовать самостоятельную работу учащихся. Выбирая пути решения поставленных задач, учащиеся овладевают системой знаний и умений в профессиональной деятельности и самообразовании. В учебном процессе развивается активность личности, и формируются познавательные интересы компетентного специалиста.
Результативность опыта
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его социализации, но и формирование коммуникативных умений. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности. Нами были проведены социометрические пробы внутри классного коллектива.
1 класс Количество друзей в классе 15 %
2 класс Количество друзей в классе увеличилось на 20 %
3 класс Количество друзей в классе увеличилось на 37 %
Результат работы за три года дал хорошие показатели. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Проделанная работа позволяет с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в развитии у детей младшего школьного возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной активности – с другой. Анализ факторов свидетельствует в пользу вывода о влиянии общения на ребенка. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком коммуникативных задач.
Диалог является наиболее распространённым типом общения, где лучше всего может развернуться и проявиться равноправие взаимосвязанных субъектов. В ходе коллективного диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа, обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Важно, чтобы вопросы не предполагали единственно правильного ответа.
Таким образом, данные приёмы и методы работы на уроке вызывают у детей интерес, учат рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умения слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, что в итоге привело многих учащихся к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. А отсюда соответственно и повысилось качество обучения в целом. Более того, предложенные методы и приёмы в работе позволяют решить главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека.
Проблема, освещенная в данном опыте, является актуальной для современности. У детей постепенно вырабатывается объективная самооценка, происходят значительные изменения в развитии познавательных интересов, формируется логическое мышление и, в конечном итоге, развитие коммуникативной компетентности решает проблему адаптации в обществе.