Конспект урока по математике на тему: Ознакомление с тем, что остаток всегда меньше делителя 
КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока по математике в 3 «б» классе на тему:
«Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя» 
с применение технологий системно-деятельностного подхода.
Учитель: Кашапова Р.Р.
Сургут 2016 г.
Тема: Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя.
Цели: 
Создать условия для совершенствования  умений учащихся  применять  алгоритм  деления числа с остатком;
совершенствования техники устного счёта; формирования у детей представления о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя; формирования  умения  формулировать проблему и находить правильное решение; 
Способствовать  развитию логического мышления, на основе решения проблемных вопросов и задач внимания, памяти на основе решения примеров,  умения работать в парах,   выполнять самоконтроль и самооценку, развитию культуры речи и эмоций учащихся.
Содействовать воспитанию познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
 
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
Личностные результаты:
- формировать устойчивые учебные мотивы, интерес  к изучению математики;
- развивать доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися;
- самостоятельно делать выбор, опираясь на общие правила;
- учить самостоятельно оценивать  результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки.
Метапредметные результаты: 
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- высказывать свою версию решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
- делать отбор информации для решения задачи;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- развивать умение работать в парах;
- договариваться между собой; 
 - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.
Предметные результаты:
- формулировать правило деления с остатком;
- знать таблицу умножения;
- учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком;
- продолжить совершенствование вычислительных навыков;
- развивать умения решать текстовые задачи.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Этапы работы Содержание этапа Деятельность обучающихся
1.Организацион
ный этап. Мотивирование к учебной деятельности. 
-  Улыбнитесь и пожелайте своему соседу успехов на  сегодняшнем уроке. (Упр. «Желаю успеха»)
- Сейчас у нас урок математики. 
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все решай, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори все четко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
- А теперь посмотрите на меня. Кто из вас желает стать успешным? Что для этого надо сделать?  
Значит, вперед! Сегодня мы сделаем еще один шаг к достижению этой цели.
Сядем за парты правильно, спину держим прямо. 
Открываем тетради. Записываем сегодняшнее число, классная работа.
Запишите число, в котором 7 единиц и 1 десяток. Характеристика числа. 
  Познавать, узнавать.
 Дети записывают число, классная работа
2. Актуализация знаний и  фиксация затруднений. 
 
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Формулирование темы и целей урока.
4. Реализация построенного проекта.
- А сейчас мы проведём небольшую разминку.
  Математическое лото.
Работа по индивидуальным карточкам.
 - Ребята. У вас на столах есть карточки с числами. Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число,  которое является ответом, вы зачеркиваете  его крестиком. 
Примеры:
  
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
Ответы: 8∙4, 5∙3, 5∙6,  4∙4, 7∙3, 4∙5, 7∙8, 6∙6, 9∙5, 8∙6, 3∙3.
Подведение итога разминки.
- А теперь давайте проверим вашу работу. Вы  все числа зачеркнули? У каждого  в карточке должно остаться не закрытым одно число. Какое? (число 5) Если это так, значит, вы все посчитали правильно.
- Молодцы. Поставьте за работу 5. По вашим результатам видно, что вы хорошо знаете таблицу. А у кого есть ошибки, таблицу повторите. 
-А какое ещё, арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу умножения?
Повторение знаний компонентов действия деления.
- Как называются числа при делении?
- Как найти неизвестное делимое? 
-А как  найти неизвестный делитель? 
-Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторяли? 
Подведение к теме урока.
 Задание на внимание: Найдите лишнее выражение и докажите почему?
Слайд 4.
45 : 5
10 : 4
36 : 6
49 : 7
- Кто догадался,  какова будет тема нашего исследования?  
- Какие цели поставим перед собой?
Задача.
Разложим 11 помидоров в 3 тарелки поровну. Сколько  помидоров окажется в каждой тарелке?
- Каким арифметическим действием решается задача?
Оля решила задачу таким образом. 
 
11: 3 = 2 (ост. 4)
- Как вы думаете, правильно решила задачу Оля или нет? Ваши гипотезы.
- А давайте посмотрим наглядно, правильно ли решила задачу Оля.
Слайд.
- К какому выводу пришли?
- Почему в остатке не может быть равен 4? Докажите.
- Сделаем вывод.
Прочитайте  в учебнике, на странице 27 правило и сравните,  совпадает ли  правило с нашим выводом. 
Следовательно, мы пришли в правильному выводу и сформулировали правило. Это деление.
Делимое, делитель, частное.
Надо делитель умножить на частное.
Надо делимое разделить на частное.
Эти знания  нам сегодня пригодятся на  уроке. 
Деление с остатком.
Узнать …
Закрепить…
Закреплять умение решать примеры с остатком.
 Да, потому что 2х4=6 , 6+4 =11. Ответ правильный.
11 разделить по 3, получится 3 и остаток 2  
Решение Оли неправильное.
Потому что в числе 4 есть еще 1 раз 3.
Остаток при делении  должен быть меньше делителя.
Читают. Да.
5. Первичное закрепление.
Физминутка
Задание для пробного действия. 
 Слайд  6.
Игра «Передай флажок»
Работа у доски по цепочке (с проговариванием вслух). 
 - Выполнять будем  № 1 2), с.27 . Прочтите шёпотом задание. 
 - Сегодня мы будем писать деление с остатком столбиком, используя новый значок.
Первый пример решаю я.
217170-6350006 3 217170-6350007 3 217170-6350008 3 88265-38100 217170-381000-571501943106 2 88265-38100 217170-381000-571501943106 2 88265-38100 217170-381000-571501943106 2 0 1 2 - Начнём выполнять по цепочке. Делаем рисунок.
* Делим 6 на 3.
- Будет ли в этом выражении остаток?
* Делим 7 на 3. и т.д.
Аналогичное рассуждение для 3 других примеров.
 
- А теперь посмотрите на решенные выражения. Может ли остаток быть равен делителю или быть больше него? 
- Давайте сравним свой вывод с эталоном. 
Слайд 5 
Давайте применим этот вывод. Слайд 6
Какие остатки могут получиться, если мы будем делить любые числа на 4,5,7? Прокомментируйте свой выбор.
Остатки
* : 4 1,2,3,4,5,6,7
* : 5 1,2,3,4,5,6,7,
* : 7 1,2,3,4,5,6,7
Нет. Остаток должен быть меньше делителя.
Подчеркивают числа на доске.
6. Включение в систему знаний
  Самостоятельная работа.
      
Работа в парах
- В конце тетради лежат карточки. Все нашли? Молодцы.
(Дети работают в парах сильный - слабый ученик).
Проверка работы(фронтально)
Тест «Верно или неверно».
Слайд 7.
Тест «Верно-неверно».
Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
23 : 3 = 6 (ост.7)
При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.
-Если высказывание верное – нарисуйте в тетради зелёный кружок, если неверное - красный. Выполним тест.
 
Проверка
Слайд 8.
- Проверьте тест по ключу.
Работают в парах.
Проверяют свою работу.
Решение задач. Работа в группах Слайд 9
- Ребята,  я предлагаю вам решить 2 задачи в группах. Стр. 27, № 2 и 3. После того как решите задачи, решение нужно будет объяснить другой группе.
1 ряд - № 2
2 ряд - № 3
Дети самостоятельно работают в малых группах.  Учитель координирует и организует работу групп.
Подведение итога выполненной работы.
Учитель комментирует оценки. Работают в малых группах.
Объясняют решение задачи другой группе.
7. Подведение итога урока.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- А сейчас давайте с вами вернёмся к цели  нашего урока. 
- Какую цель ставили? 
- Что нового узнали?  
- Как  вы, считаете, мы,  достигли  цели?
  Закрепить умения делить с остатком.
Правило. 
+ Да
8. Рефлексия  учебной деятельности на уроке 
- Довольны ли вы своей работой? 
- У вас на столах лежат смайлики. 
Если вам все удалось на уроке – выберите  смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите  смайлик  с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите  смайлик  с грустным видом. Кому нужна помощь подойдёте  после урока.  Подбирают смайлики.
8. Домашнее задание       Слайд 10.
Дома вы будете 
1.  выполнять задание с.27,  №5 ,  выучить правило на стр. 27;
2. по выбору на карточках.
- Удачи вам в выполнении домашнего задания и спасибо за работу на уроке.
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23 : 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8. Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23 : 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.
Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23 : 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8. Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23 : 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.
Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23 : 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.
Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23 : 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.