Доклад на тему:Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве.
Регистрационная форма для выступающего на августовской районной конференции
1.Фамилия, имя, отчество (полностью)Ильтнер Наталья Ивановна
2.Ученая степень, ученое звание нет
3.Районная педагогическая конференция Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве
4.Организация, учреждения, должность
Луганская СОШ Павлодарского района
Учитель начальных классов.
5.Адрес с указанием индекса
140910 Павлодарская область, Павлодарский район
с.Луганск, ул.Ленина 43,
6.Телефон 35-50-22
7.Е-mail нет
8.Необходимые технические средства: презентация.
Тема доклада: «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве»
Раздел I. Технология доклада
Цель: создание условий для развития коммуникативной компетенции младших школьников, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников обучения.
Задачи:
-определить критерии уровня сформированности коммуникативной компетенции;
- разработать и апробировать приемы и методы формирования коммуникативной компетенции младших школьников через технологию обучения в сотрудничестве;
- организовать деятельность младших школьников, направленную на самореализацию их личности.
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей.
В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека. Построение процесса обучения, социально-ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика. Необходимо строить обучение так, чтобы ученик применял усилия, преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата. Такая позиция рассчитана на силу ребёнка, а не на его слабость. Таким образом, процесс обучения направлен на решение поисковых и творческих задач и на создание условий для полноценного использования возможностей ученика.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся в процессе поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.
Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга). Класс можно разделить на группы разными способами:
- «Соседи» (парные группы);
- «Друзья» (четвёрки);
- творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).
Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе. Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:
сообщение цели сотрудничества перед любой работой:
- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;
- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.
Отслеживание активности группы на протяжении всей работы:
- учитель должен по необходимости оказывать помощь.
выставление оценок – одна на всю группу:
- при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.
Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.
Стремительно меняется время и общество, но неизменно остаётся роль учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, отвечающего на жизненные вопросы. По данным исследований, 90% детей приходят в 1-й класс с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу учебного года мотивация у 60 % снижается.
Учитель должен организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы помочь ученику обрести себя, создать условия для раскрытия его индивидуальности.
Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом. Обучение сотрудничеству происходит в несколько этапов:
-создание мотивации взаимодействия;
Для создания мотивации надо показывать младшим школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно, говорить о радости сотрудничества малоэффективно, ребята должны понять это на собственном опыте;
- обучение правилам эффективного взаимодействия;
Для обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с 1 класса говорить о пользе обсуждения с партнёром своих замыслов и планов, соблюдения принципов невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов;
- обеспечение опыта совместной деятельности;
Для этого можно использовать метод коллективной познавательной деятельности. При работе по этому методу используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.
В процессе такой работы учащиеся выполняют роли «учителя», «ученика», обсуждают задания, проводят взаимообучение, что и создаёт предпосылки для их успешного включения в совместную деятельность на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом - классе.
На каждой ступени школьного образования ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые определены стандартом общего образования.
Сегодня, когда возрастание коммуникативной активности членов нашего общества продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни, ориентированность многих программ на речевое развитие младших школьников становится особенно понятной и актуальной. Совершенствуются учебники, дидактические пособия и т.д. Но, к сожалению, из организации учебного материала выпадает самое важное – ориентир познания, т.е. ясное понимание того, ради чего ребёнок решает данную учебную задачу. Задания, которые предлагают существующие учебники, пока не всегда вдохновляют учащихся на познавательные дерзания. Поэтому процесс сотрудничества должен строиться на следующих условиях:
- тесная связь учебного материала, рождающая и укрепляющая сотрудничество между учителем и учениками;
- соблюдение культуры педагогического общения;
- сохранение за учеником свободы выбора деятельности и общения;
- совместная с учителем познавательная деятельность, делающая школьника субъектом учебного процесса.
Выбор научного материала, литературных произведений, творческих заданий, учебных задач для работы в группах предполагает соблюдение ряда условий. Они должны носить воспитывающий характер, способствовать взаимообогащению знаний школьников. Необходимо использовать задания, которые способствуют развитию умения общаться, высказывать своё мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной учебной задачи. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организует их сотрудничество.
Приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
- этика вербального обращения к учащимся;
Этим приёмом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия.
- стимулирующее общение, выказывающее радость ученика;
Данный приём воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
- дорисовывание;
Независимо от того, как ученик ведёт себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование.
- приобщение детей к плану урока;
Ученики сами должны сос
·тавить план к уроку, быть единомышленниками учения, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать свою исключительную роль в его творении;
- доверие ученику;
Обращаясь к ученику словами: «Только ты это сможешь сделать, это очень трудное дело, потому – добровольцы, вперёд!», учитель показывает, что он доверяет ученику.
Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения. Данные изменения возможны, если применять следующие формы и методы организации учебно-воспитательной работы. Для становления коммуникативной активности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс как учебное исследование. Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь, на наш взгляд, подходит приём коллективного диалога.
Такой коллективный диалог вовлекает ученика в активную познавательную деятельность, учит участвовать в дискуссии, учит чётко отвечать на вопросы, выслушивать другие точки зрения. В ходе коллективного диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, анализируя информацию и делая выводы, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Когда ученики научатся работать в коллективе, можно использовать парные и групповые формы работы. Приём ассоциативного ряда можно использовать при парной форме организации учебного занятия.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Это – «обучение в команде», «пила», «учимся вместе».
Для взаимопроверки разумно использовать приём «Контролёр», когда один ученик выполняет задание, а второй наблюдает за ним, контролирует, комментирует ход выполнения задания, оценивает. Затем происходит смена ролей. При работе в паре происходит взаимообогащение школьников, т.к. они думают вместе, оспаривая друг друга, каждый получает возможность поразмыслить, сказать своё мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной задачи.
Игра «Интервью», которую можно применять во всех образовательных областях, развивает уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказаться по теме, находить аргументы и убедительно использовать их.
Для усвоения отдельных понятий на уроке, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы используется приём «Пчелиный улей» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. Например:
1 группа – отвечает на вопросы к тексту;
2 группа – используя текст, отгадывает кроссворд;
3 группа – заполняет таблицу (кластеры);
4 группа – придумывает свои вопросы по тексту для всех учеников.
Именно технология сотрудничества направлена максимально на развитие коммуникативных компетенций личности: учащимся прививаются навыки общения, чувство самоуважения. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят.
Приём «Пила» предназначен для групповой работы. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Например, при изучении темы «Правописание окончаний имён прилагательных» учащимся предлагается выделить окончания прилагательных в м.р., ж.р., ср.р. ед.ч. и мн.ч. Каждый член группы, работая над предложенным ему заданием, находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией, как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, членов своей группы, которые, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Считаю, что этот приём располагает ученика к общению, зарождает в нём искренность, создаёт условия для глубоких и многосторонних взаимоотношений. Ни один ученик не остаётся в стороне, чтобы не высказаться по изучаемому материалу.
Исследовательская работа в группах также является методом развития коммуникативных умений учащихся. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность учащимся свободно общаться, уважительно относиться к мнению одноклассников, отстаивать свою точку зрения и подчинять её мнению товарищей, если она была ближе к истине.
Метод «Вертушка»
Использование этого метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого-то выявляется ошибка, её можно исправить только после того, как ученик поймёт, почему он её допустил. Около исправленной ошибки пишется объяснение, почему он её допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписать «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.
Диалог при организации групповых дискуссий
Учащиеся работают в группах до 6 человек, выбирается подтема общей темы, затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, должен внести свою лепту в общую задачу. Такой коллективный диалог вовлекает ученика в активную познавательную деятельность, учит участвовать в дискуссии, учит чётко отвечать на вопросы, выслушивать другие точки зрения. Диалог является наиболее распространённым типом общения, где лучше всего может развернуться и проявиться равноправие взаимосвязанных субъектов. В ходе коллективного диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа, обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Важно, чтобы вопросы были дивергентные, т.е. не предполагали единственно правильного ответа и открытого типа, т.е. не предполагали односложного ответа.
Таким образом, данные приёмы и методы работы на уроке вызывают у детей интерес, учат рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умения слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, что в итоге привело многих учащихся к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. А отсюда соответственно и повысилось качество обучения в целом. Более того, предложенные методы и приёмы в работе позволяют решить главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека.
Проблема, освещенная в данном опыте, является актуальной для современности. У детей постепенно вырабатывается объективная самооценка, происходят значительные изменения в развитии познавательных интересов, формируется логическое мышление и, в конечном итоге, развитие коммуникативных способностей решает проблему адаптации в обществе.
Раздел II. Результативность доклада
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его социализации, но и формирование коммуникативных умений. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности. Нами были проведены социометрические пробы внутри классного коллектива.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Количество друзей в классе
15 %
Количество друзей в классе увеличилось на 20 %
Количество друзей в классе увеличилось на 37 %
Количество друзей в классе увеличилось на 27 %
Результат работы за четыре года дал хорошие показатели. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
К формам контроля для формирования коммуникативной компетентности младших школьников относятся статистические данные уровней развития внимания, памяти, мышления по годам обучения.
Этот показатель включает в себя уровни сформированности качеств знаний:
- воспроизводящий уровень;
- конструктивный уровень;
- творческий уровень.
Развитие устной и письменной речи
Особенности речевого развития (состояние слухового восприятия, особенности словарного запаса).
Проделанная работа позволяет с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в развитии у детей младшего школьного возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной активности – с другой. Анализ факторов свидетельствует в пользу вывода о влиянии общения на ребенка. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком коммуникативных задач.
Библиографический список:
Аргинская И.И. и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Первый год обучения. – М.,1994.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Педагогика, 1983.
Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержанном общении. – Томск, 1992.
Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. // ж. Начальная школа, 1998, №3, с.10-11
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1997.
Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа, 1990, №8 с. 27-28
Журавлёва Н.Т. Коллективные формы работы на уроках математики // Начальная школа – 2000, №7 с. 43-45
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика 1990.
Засорина Л.И., Засорин К.М. Педагогическая реабилитация – проблемы XXI века // Народное образование, 2003, №5 с. 54-57
Иванов И.П. Коммуникативная компетентность учащихся на уроке // Начальная школа, 2009, № 3 с. 48 - 51
Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава // Начальная школа 1990, №2 с. 19 - 21
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана – Граф, 2002
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., Изд. МГУ, 1989 с. 216
Рябцева С.Л. Диалог за партой – М.: Педагогика, 1989
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника – М.: Знание, 1994