Родительское собрание в 3 классе «Организация учебной деятельности дома. Соблюдение и профилактика ПДД. О введении модульного курса ОРКиСЭ»
Гаспарянц Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
Разделы: Работа с родителями
Родительское собрание в 3 классе «Организация учебной деятельности дома. Соблюдение и профилактика ПДД. О введении модульного курса ОРКиСЭ»
Цели:
выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно;
обратить внимание родителей на важность знаний ПДД;
значение введения модульного курса ОРКиСЭ.
Участники: родители учащихся 3-го класса (программа 1 – 4), классный руководитель.
Подготовка:
Изучение учителем психолого – педагогической литературы по теме родительского собрания; подбор книг и журналов для выставки.
Анкетирование учащихся; обработка, анализ и обобщение анкет классным руководителем
Составление памяток для родителей.
Памятки по ПДД.
Книги по ОРКиСЭ.
выставка книг для родителей;
памятки родителям: “Садимся за уроки”, “Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?” и конверты, в которые они вложены.
карточки для проведения игры ”Разброс мнений”
ХОД СОБРАНИЯ
“Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло”
I. Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет его повестку; знакомит с порядком проведения. В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.
Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно. Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Кл. рук.:- Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.
II. Учитель проводит игру ”Разброс мнений”. Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:
- Наш ребенок выполняет домашнее задание…
- У нашего ребенка есть специальное место, где он …
- Самостоятельно справляется с …
- Готовит с трудом…
- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …
- Когда ребенок учит уроки, мы …
- Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …
- Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …
IV. Слово для сообщения предоставляется классному руководителю:
Кл. рук.:Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.
Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.
Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.
Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…
Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…
- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:
- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать не началась ли программа мультфильмов;
- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.
Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.
Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может “усидеть” за уроками?
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются.
Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.
Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о
Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин; попутно регулируя образовательный процесс. На плите скворчат котлеты, миксер взбивает яйца, вода шумит в переполненной раковине. А мама вздыхает: и в кого у нее такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.
Полезно вместе с ребенком составить памятку ”Садимся за уроки”. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
- до 1 часа – в первом классе;
- до 1, 5 часов – во втором;
- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких?
В идеале ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.
Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребенка!
III Следующий очень животрепещущий вопрос – это профилактика ДТП.
–По данным статистики, за шесть месяцев 2014-2015 года жертвами дорожных
аварий стали 194 ребенка-пассажира, что на 19% превышает аналогичныйпоказатель прошлого года. На фоне общего снижения числа ДТП с участием
детей и подростков эта цифра вызывает серьезную обеспокоенность. Во всех
подобных авариях виноваты взрослые.
Растёт число дорожно-транспортных происшествий, жертвами
которых становятся дети.
От общего числа дорожных происшествий количество аварий с участием
несовершеннолетних составляет 13,7%.
– Уважаемые родители! При современных скоростях движения автомобилей,
общественного транспорта большинство дорожно-транспортныхпроисшествии происходит по вине пешеходов (взрослых и детей). Эти
происшествия сопровождаются травмами, а зачастую приводят к тяжелымтрагическим последствиям.
– Чтобы их не было, следует больше внимания уделять поведению ребят наулице. Объясните еще раз своему ребенку, что по улицам нашего города
ездит много автомобилей, автобусов, мотоциклов и мотороллеров. Поэтому,
находясь на улице, надо всегда быть внимательным и выполнять правила
дорожного движения. На пути в школу и обратно некоторым ребятам
приходится переходить улицы нашего города с интенсивным движением
транспорта. Поэтому помогите детям выбрать самый безопасный маршрут.
– В повседневной жизни мы стараемся быть вежливыми по отношению друг
к другу, а вот ступая на дорогу, садясь за руль автомобиля, становимся
другими, как бы перерождаемся. «Не трамвай – объедет», – убеждает себя
пешеход, переходя дорогу перед близко идущим транспортом. У водителя
мнение насчет пешехода совсем другое: «Не столб – отойдет», а в результате
статистика собирает урожай дорожных происшествий, связанных с наездом
на пешеходов. Пешеходы наравне с водителями обязаны соблюдать Правила
дорожного движения. Об этом должны знать и взрослые, и дети.
«Памятки по обучению детей безопасному поведению на дороге».
Советы, которые спасут жизнь!
Уважаемые родители!
Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и
невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш
под колесами автомобиля уж точно не окажется.
Но если ребенок вовремя не пришёл домой, родители
начинают волноваться: « все ли благополучно?»,
придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая
друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя.
Только бы
ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время
и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные
случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.
В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком,
погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции,
во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса
в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице.
Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от
травм полученных в результате дорожно-транспортного происшествия,
побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять
простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается,
типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных
ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать,
а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить!
Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе икак участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип
«Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он
должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык
безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно
переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственномавтомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями
безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем
сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни
раз повторенные слова « не ходи на красный свет».
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожнойситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными
на улице осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете
правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!
Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не спроезжей части улиц, а с тротуара. Поэтому отправляясь в школу с малышом,
объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя изподъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее
опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают
при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.
Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно
напоминайте ребенку: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ - УБЕДИСЬ
В БЕЗОПАСНОСТИ!
Объясните ребенку, что остановить автомобиль сразу - невозможно!
Научите детей тому, что переходить дорогу из - за стоящего
транспорта опасно для жизни! Учите предвидеть скрытую опасность!
Помните!
Только строгое соблюдение Правил дорожного движения защищает всех нас
от опасностей на дороге!
IV C 4 класса вводится модульный курс ОРКиСЭ. Он состоит из 6 модулей. В наш современный век урбанизации, когда потеряны связи между поколениями данный курс помогает маленьким детям определиться с самыми простыми понятиями. Что такое добро и зло, что такое хорошо и плохо. В каждом модуле доступно и наглядно отражены эти понятия.
V. Принимается решение родительского собрания, которое зачитывает председатель:
Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
Собственным примером показывать обязательность соблюдения ПДД.
Объяснить необходимость введения курса ОРКиСЭ.
VII. Родители знакомятся с выставкой литературы, получают конверты с памятками и индивидуальные консультации учителя.