Иследовательско-краеведческая работа на тему ОНИ КОВАЛИ ПОБЕДУ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА»
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся
«ОТЕЧЕСТВО»
Номинация «Военная история России»
«ОНИ КОВАЛИ ПОБЕДУ»
Подготовил: Прокопенко Александр Валерьевич, обучающийся 11 класса МОУ «Роскошненская школа», 296156 Республика Крым, Джанкойский район, с.Роскошное, ул.Ленина,36а. Домашний адрес: 296156 Республика Крым, Джанкойский район, с.Зерновое, ул.Полевая,9 +79780238703
Руководитель: Джалилова Леннара Ремзивна, учитель истории и обществознания, МОУ «Роскошненская школа» 296156 Республика Крым, Джанкойский район, с.Роскошное, ул.Ленина, 36а. +79788404693
Роскошное-2015
Секция: «Военная история России».
Автор: Прокопенко Александр Валерьевич.
Место учёбы: МОУ «Роскошненская школа».
Научный руководитель: Джалилова Леннара Ремзиевна.
Место работы: МОУ «Роскошненская школа».
Аннотация на работу:
«ОНИ КОВАЛИ ПОБЕДУ»
Моя исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны. Цель и задачи работы: способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины, узнать как можно больше информации об участниках Великой Отечественной войны, жителей села Роскошное, Зерновое, привести в соответствие имеющие данные о точных потерях, о списках отмеченных на сельском обелиске, показать как война отразилась на судьбах жителей села Роскошное и Зерновое, узнать какую плату заплатил каждый из них приближая победу, использовать в работе информационные технологии. Методика исследования: беседы  со старожилами села, библиотекарем школьным и сельским, работа с архивными документами истории нашего села военного времени : взятие интервью у ветеранов ВОВ, изучение фотоистории. Написание данной работы способствовало развитию интереса у моих одноклассников, и учащихся нашей школы к изучению истории своей малой Родины, удалось познакомиться и встретиться с людьми очевидцами событий прошлых лет,
2
изучить литературу и периодическую печать по данной тематике, информационные технологии, удалось написать имеющиеся данные о потерях и списках отмеченных на сельском обелиске. Дальнейшие перспективы: надо просвещать молодёжь, и заинтересовывать их в изучении истории родных сел, в Великой Отечественной Войны. В данной работе 23 страниц, 9 фотографий.
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Проблема, цели, задачи----------------------------------------------------------стр. 5
Основная часть
1.Память жива. Трагические дни 1941-1944гг ---------------------------------стр.8
2.Никто не забыт. Ничто не забыто.---------------------------------------------стр.10
3.Ветераны ВОВ села Роскошного, Зернового в годы Великой Отечественной войны-------------------------------------------------------------------стр.13
4.Война в жизни и судьбе моих односельчан---------------------------------стр.19
Заключительная часть
1.Результаты исследований и их обсуждение--------------------------------стр.20
2.Выводы-----------------------------------------------------------------------------стр.21
3.Заключение------------------------------------------------------------------------стр.22
4.Список источников и использованной работы-----------------------------стр.23
4
Введение
С чего начинается Родина… Этот вопрос может показаться несовременным. Но понятие Родина современно всегда. На вопрос - что такое Родина мои друзья отвечали по-разному, больше с юмором. Родители серьёзнее отнеслись к этой проблеме и отвечали очень патриотично как в кино.
Свой путь в большую жизнь мы начинаем со своей маленькой Родины. Именно поэтому знать историю своего родного края является не только обязательным знанием, но и священным долгом. Ведь можно, например, не знать градоначальника города Евпатории, а незнание истории своего родного уголочка, по-моему, просто неуважение к самой истории.
Изначально вопросом об истории и традициях нашего села затронула моя тётя, которая нашла некоторый материал, но впоследствии оставила эту работу. Несколько лет назад мой двоюродный брат продолжил работу матери, но в связи с тем, что он живёт Петропавловске, он толком ничего и не знал о наших сёлах, у меня возникло желание узнать как можно больше о военной истории своей маленькой Родины. Так как всё своё детство я провел со своей бабушкой Галей, то решила начать с неё. Моя бабушка русская по национальности , и я часто приставал к ней с вопросами о том, как им жилось в военные годы, откуда они здесь взялись, чем они занимались в военные годы. Она мне много чего рассказала: о возникновении нашего населенного пункта, о его жителях, их быте и культуре, а тему войны она избегала, ждала наверно, я думаю, чтоб я подрос. И только, когда мне было 12 лет, она рассказала правду. Я решил обратиться к источникам школьной и сельской библиотеки, я собрал достаточно много информации о военных годах. Также в этом аспекте мне помог мой учитель истории Джалилова Л.Р.. Она мне рассказала об истории села со времён правления Екатерины второй. Книги, газеты, брошюры и прочая литература мне тоже помогли.
5
Тема: «Они ковали победу»
Проблема: Моя исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны
Цель и задачи работы:
-способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины; - узнать как можно больше информации об участниках Великой Отечественной войны, жителей села Роскошное, Зерновое; -привести в соответствие имеющие данные о точных потерях, о списках отмеченных на сельском обелиске; -показать как война отразилась на судьбах жителей села Роскошное и Зерновое, узнать какую плату заплатил каждый из них приближая победу; -использовать в работе информационные технологии. Актуальность работы: заключается в выявлении условий жизни людей, их выживания в суровые годы военного лихолетья, тяжёлого труда в военные годы, жертв принесённых во имя Победы. Людей проживающих рядом с нами, проанализировать их жизнь и цену победы. Осуществление поиска, изучения и систематизации документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны. Краткий обзор литературных источников: Альбом «Жизнь села Роскошное и Зерновое» 2009г.Выписки из газеты «Заря Присивашья» 2001г, 2003г, 2004г.Альбом «Жизнь Рооскошненской школы» 2009г. Место и сроки проведения исследования: село Роскошное, Зерновое Джанкойского района. Сентябрь-октябрь 2015г.
6
Характеристика района исследования:Зерновое и Роскошное— села на крайнем юго-западе Джанкойского района, в степном Крыму, на стыке границ с Красногвардейским и Первомайским районами, высота над уровнем моря — 35 м. Соседние сёла: Краснодарка в 4 км на юго-запад и Победино в 4,2 км на юго-восток — оба Красногвардейского района. Расстояние до райцентра — около 22 километров, там же ближайшая железнодорожная станция. Население — человека по переписи 2001 года. Население села Роскошное и ЗерновоеЗерновое- 705 человек, и 211 дворов.
Роскошное- 626 человек, и 201 дворов.
Методика исследования: Беседы  со старожилами села, библиотекарем школьным и сельским, работа с архивными документами истории нашего села военного времени : взятие интервью у ветеранов ВОВ.


7
Основная часть
1.Память жива. Трагические дни 1941-1944гг.
1941 годВойна ворвалась в Крым 22 июня 1941 года, когда немецкая авиация бомбила Севастополь. В первые месяцы войны на фронт ушло более 100 тысяч крымчан. По своему полуострову развернулась строительство оборонительных сооружений. Гитлеровцы захвату Крыма придавали огромное значение. Здесь планировалось устроить немецкую курортную область. А население выселить. В районе Ялты предпологалось построить столицу «Имперской области Готекланд». Симферополь переименовать «Готенбург», а Севастополь в «Теодорихсхафен».
1942год Наступление на Крым вела одиннадцатая немецкая армия и румынский горный корпус под командованием Манштейна. На их пути встали войска 51-й Приморской армии. Красная Армия ведет кровопролитные бои на Перекоп, Чонгаре, Керченском полуострове, на подступах к Севастополю. Беспримерной в истории является оборона Севастополя. Она длилась с октября 1941 года по июнь 1942 года. За это время город выдержал три штурма.
Чтобы ослабить нажим немцев на Севастополь в это время была проведена Керченско-Феодосийская десантная операция. Потеряв 170 тысяч человек. Красная армия вынуждена была оставить Керченский полуостров. После того как противник доставил под Севастополь орудия большой мощности, был совершен третий штурм города. Севастополь пал.
8
1943год
Фашисты проводили в Крыму изощрённую оккупационную политику.Всего в Крыму в период оккупации действовало 220 подпольных организаций и 62 партизанских отряда численностью более 12,5 тыс. человек, которые совершили полторы тысячи операций и диверсий, уничтожив при этом 30 тысяч солдат и офицеров противника.В оккупационный период немцы в Крыму создали десятки концлагерей, угоняли жителей в Германию, учиняли массовые расстрелы.В нобре 1943 года началась Перекопско-Сивашская операция по захвату плацдарма и его удерживанию для последующего освобождения Крыма

1944 год8 апреля 1944 года части 51 армии 2 гвардейской армии и 19-й танковый корпус, прорвав оборону немцев на Севаше, начали освобождение Крыма. Крымская операция закончилась полным разгромом фашисткой 17 армии 12 мая 1944 года. За время оккупации фашисты расстреляли 135177 жителей и военнопленных, угнали в Германию 85447 жителей.Полностью были разрушены Симферополь, Севастополь и 127 других населённых пунктов. Уничтожено около 300 предприятий, 393 клуба и кинотеатра, 590 больниц, 315 школ.С момента захвата Северного Крыма фашистами на территории сёл Зерновое и Роскошное не велись военные действия, так как войска не останавливались, они продвигались в глубь Крыма, а возможно ещё и потому, что данная местность не представляла стратегического интереса для немцев. Старожилы говорят, что и полицаев не было в селе. Иногда приезжали немцы и полицаи для сбора продуктов, оружия. Карательных операций не проводили. 9

2.Никто не забыт. Ничто не забыто.
ВОЗДУШНЫЙ СТРЕЛОК ВАЙНЕР АРКАДИЙ ФЁДОРОВИЧ Каждое утро, идя в школу, я прохожу мимо старого кладбища. Почему-то мой взгляд падает на красивый памятник, который всегда ухоженный. Когда я был маленьким, мама сказала мне, что это могила погибшего лётчика. Эти слова глубоко засели в мою память. И вот я уже ученик 11 класса, увлекаюсь историей. И мне стало интересно, кто же он, этот погибший лётчик? При каких обстоятельствах его самолёт был сбит? Неужели он находился один в самолёте? И была ли у него семья, дети? А какой он внешности? Я решил провести своё маленькое расследование. В первую очередь обратился к моему учителю истории Ленаре Ремзиевне. И вот что она мне рассказала:«В октябре 1943 советское командование готовило операцию по захвату плацдарма на Сиваше. В ночь на 15 октября 1943 года экипаж самолёта 24 ГВ авиаполка бомбил вражеские эшелоны на станции Джанкой. Самолёт был сбит в результате 3-х прямых попаданий немецкой зенитной артиллерии. Экипажу пришлось с парашютами покинуть самолёт. Весь экипаж приземлился на село Зерновое. Двое лётчиков впоследствии спаслись, третий был ранен. Он несколько дней скрывался от немцев, а затем вскоре был найден жителями села,застреленным в копне соломы» Ленара Ремзиевна посоветовала мне обратиться к старожилам села, которые помнят эту историю.Вскоре я брал интервью у Марченко Зои Гавриловны, 1930 года рождения.-Зоя Гавриловна, вы помните события 1943 года, когда за селом Зерновое, упал самолёт и как нашли лётчика?
10
В добрых глазах Зои Гавриловны заблестели слёзы. Я, извинившись, собирался было уйти, но она остановила меня. -Конечно, помню, как будто это было вчера. Мне тогда было13 лет. Моя старшая сестра с подружкой пошли на поле за соломой. Уже смеркалось, поэтому они заметили парашют, и зацепившись за него, упали. Неподалёку от парашюта, стояла копка соломы, под ней и лежал застреленный лётчик.
Как позже мы узнали, Вайнер Аркадий Фёдорович.-Как вы думаете, его застрелили?-Нет, он сам. В его руке был пистолет. Ещё возле него лежало большое наливное яблоко. Почему он его не сьел? Непонятно…-А что было потом?-Потому, всё как в тумане. Сьехались немцы, которые были в селе, полицаи, и оцепили то место, где нашли лётчика.-Как его похоронили?-Без особых почестей, по-простому. Женщины копали могилу, как могли. Мама вынесла одеяло, на него постелили соломы, завернули мы нашего лётчика, и так похоронили. Ах, да, его яблоко мы похоронили вместе с ним.-А какой он был, погибший лётчик Вайнер А.Ф.?-Красивый, высокий, большой, молодой человек. Смуглый такой, очень красивый. Ты знаешь, я до сих пор удивляюсь нашим людям, которые растащили его два парашюта, ещё и сапоги хотели с него снять, но мама не дала.-Я не пойму, но почему он застрелился? Неужели он не хотел жить?-Да почему же не хотел? Хотел, конечно же, но, наверное, просто боялся попасть в руки к немцам. Во всяком случае, это тайна умерла вместе с ним.Зоя Гавриловна заметно разволновалась, я извинился, поблагодарил её и пошёл домой.
11
На многие свои вопросы я так и не услышал ответа. Но зато теперь я знаю, что под красивым памятником покоится легендарный лётчик, который не дожил до Дня Победы, но который до сих пор живёт в сердцах жителей села Зерновое. Фото №1 Прокопенко Александр Ученик 11 класса

Фото №1. Почётный караул у могилы погибшего лётчика А.Ф.Вайнера
12
3.Ветераны села Роскошного, Зернового в годы Великой Отечественной войны
ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧНиколай Иванович родился 7 декабря 1926 года в селе Ануйское Смоленского района Алтайского края. Шестнадцатилетним пареньком, 6 декабря 1943 года был призван в Красную Армию.Рядовой Петров попал в 3 Прибалтийский фронт. В боях за освобождение Эстонии, под городом Тарту, был ранен. Четыре месяца в госпитале и опять на фронт.Николай Иванович помнит свой последний бой 22 февраля 1945 года, после которого командование, отметив хорошее организаторские качества бойца, направило его в военно-пулемётное училище. Там и встретил Николай Иванович День Победы.Медали «За отвагу», «За победу», «За победу над Германией», «За боевые заслуги», ордена «За мужество 3 степени» и «Отечественной войны 2 степени», другие награды – Родина высоко оценила воинскую доблесть Петрова Николая Ивановича.Фронтовик сменил военную одежду и специальность на мирную, гражданскую. Получив высшее образование, Николай Иванович выбрал самую мирную профессию на земле – Учитель.41-год проработал учителем истории и обществознания.В селе Зерновом Петров Николай Иванович живёт с 1980 по 20года. Умер Николай Иванович 24.08.2012г. Фото № 2,3,4.
13
Фото №2. ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ


Фото №3. Ордена и медали Фото №4. Вручение медали Петрова Н.И. Петрову Н.И.
14
ЯГЛОВА ПЕЛАГЕЯ ДЕМЬЯНОВНАПалагея Демьяновна родилась в 1923 году в Белгородской области.В девятнадцать лет девушка ушла на фронт. В годы войны она была санитаркой, на полях сражений спасла не одну жизнь. «Тогда мне казалось, что никакого героизма не совершаю, просто так надо было» - говорит Пелагея Демьяновна.Врачи, медсёстры, санитарки следую за войсками, выполняли сними все тяготы фронтовой жизни.Пелагея Демьяновна до конца прошла войну.В 1956 году Пелагея Демьяновна приехала в Крым.Награждена юбилейным орденом и медалями. Фото №5.
Фото №5.ЯГЛОВА ПЕЛАГЕЯ ДЕМЬЯНОВНА 15
ЦЫБУЛЬСКАЯ РАИСА ИВАНОВНАРаиса Ивановна родилась 25 марта 1929 года в селе Хмелевое Ново-Архангельского района Орловской области.Ей было 6 лет, когда семья приехала в село Тюбей(нынешнее Зерновой). Раиса Ивановна окончила 4 класса, когда началась война. В 1942 году, когда Раисе исполнилось 13 лет, её увезли в Германию. Три года проработала Рая на чужбине, в лагере. Всего натерпелась девушка. После войны, возвратившись в Зерновое, Раиса Ивановна работала на общих работах. Раиса Ивановна трижды ударник коммунистического труда, участник ВДНХ СССР 1967 года, награждена орденом «Знак почёта» в 1966 году, медалями: «За доблестный труд», «20 лет победы ВОВ 1941-1945 года» Фото №6.
Фото №6 ЦЫБУЛЬСКАЯ РАИСА ИВАНОВНА 16
ВОРОНКОВ МИХАИЛ АКИМОВИЧМихаил Акимович родился в 1918 году. Прошёл всю войну с первого до последнего дня в звании сержанта. За боевые заслуги награждён медалью «За победу над Германией, За победу над Японией».Человек культуры, долгое время проработал киномехаником. Выйдя на заслуженный отдых, увлёкся пчеловодством, щедро угощая всех, особенно детвору, вкусным, золотистым мёдом. Фото №7.
Фото №7. ВОРОНКОВ МИХАИЛ АКИМОВИЧ
17

ЕВМЕНКО ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ Родился Василий Григорьевич в 1927 году, Курской области Дмитриского района, в селе Кузнецовка. Отец Василия Григорьевича был архитектором, партия направила его на работу в Крым. Василию Григорьевичу было всего пять лет, По началу они жили в селе нынешнее название которое Крымка, После этого отца Василия Григорьевича перевели в село Тюбей(Зерновое). Началась война, и отец Василия Григорьевича призвали на фронт, а сам Василий не пошёл, потому-что не подходил по возросту. В 1944 году Василия Григорьевича призвали в армию, но на фронт не взяли, он попал в передовые рабочие войска, был трактористом, но вскоре у Василия Григорьевича умерла мать, и Василию Григорьевичу поставили бронь, и он поехал домой. Имеет медаль «70 лет Победы ВОВ 1941-1945». Фото №8.
Фото№8. ЕВМЕНКО ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
18
4.Война в жизни и судьбе моих односельчан
Я ходил по селу Роскошное и Зерновое, и брал интервью у ветеранов Великой Отечественной Войны, на каждого из них эта бессердечная война значительно повлияла. Каждый в ней потерял брата, сестру, отца или мать, а многие и своих детей.Эта проклятая война заставила множество мужчин погибнуть, и множество женщин остаться без своих мужей. А так-же очень сильно эта война изменила морально наших ветеранов, они морально взрослели раньше, я много раз слышал такую фразу от ветеранов «Я никогда больше свою жизнь ругать не буду, потому-что не дай бог пройти кому-нибудь через то, что прошёл я»… Фото № 9. Мемориальная доска в селе Зерновое.

Фото № 9. Мемориальная доска в с.Зерновое
19

Заключительная часть
1.Результаты исследования и их обсуждение.
-способствовали развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины; - узнали как можно больше информации об участниках Великой Отечественной войны, жителей села Роскошное, Зерновое; -привели в соответствие имеющие данные о точных потерях, о списках отмеченных на сельском обелиске; -узнали как война отразилась на судьбах жителей села Роскошное и Зерновое, узнать какую плату заплатил каждый из них приближая победу; -использовали в работе информационные технологии.
2.Выводы:
-написание данной работы способствовало развитию интереса у моих одноклассников, и учащихся нашей школы к изучению истории своей малой Родины;
-удалось познакомиться и встретиться с людьми очевидцами событий прошлых лет;
-изучить литературу и периодическую печать по данной тематике, информационные технологии;
-удалось написать имеющиеся данные о потерях и списках отмеченных на сельском обелиске.
20
3.Заключение: «Этот день мы приближали, как могли». Вклад моих земляков в победу.
 Во всех уголках нашей страны война отозвалась эхом горечи. Всюду изыскивались, мобилизовывались средства и ресурсы для оказания помощи фронту. В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашими селами Роскошное и Зерновое, вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи односельчанам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях оставшихся без родителей,  сбор денег и вещей в фонд обороны. Село Роскошное и Зерновое внесли свою долю  во вклад Победы. Тогда люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности.
Эпохой бессмертия мы рождены. Поклонимся великим тем годам.  
Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов,  да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно.                                                                                                 Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовал благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
21
Вглядитесь в эти фотографии. У этих портретов одно имя –ПАМЯТЬ. Память о вечно живых, которые, не жалели себя, не щадили своих жизней, чтобы их дети, внуки, правнуки  жили в свободной стране, были счастливы, свободны.  Я могу долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Я часто думаю, а смог бы я ?… вытерпеть все то, что вытерпели они? И мне хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни. Я постараюсь поступать так, чтобы мне не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях. Я буду достойна  Вас, мои дорогие предки».
В написании данной работы мне помогли: учитель истории Джалилова Л.Р. , библиотекарь Кот Е.В. Ветераны ВОВ и их родственники: Евменко, В.Г,.Воронков М.А,. Цыбульская Р.И., Петров Н.И., Яглова П.Д., председатель Роскошненского сельского поселения Галкина О.И., Директор ОООС «Авиахим» Коваль А.М.
Дальнейшие перспективы: надо просвещать молодёжь, и заинтересовывать их в изучении истории родных сел, в Великой Отечественной Войны.
22
  4.Список источников и использованной литературы
Авторский коллектив : Гаврикова В.С., Гордиенко Н.В., Иванова Н.И., Долгая Е.А, Коваленко В.Д.,Хавкун О.Н.Тинякова А.А.Шакуров Н.П.//. Под общей редакцией Пятниковского В.В.// История Джанкойского района, Джанкой, 2008-107с.
Альбом: «Жизнь села Роскошного и Зернового», 2009г.
Альбом: «Жизнь Роскошненской школы», 2009г.
2) Барановский В.В. (руков. раб. группы) Булгак Н.В., Елейкий В.А.,Курбатова М.Ф., Мирошниченко В.Н., Носенко В.А.,Огинская А.А., Сапига В.А., Скамницкий В.П. Книга памяти Республики Крым 4 том, Джанкойский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Советский районы г.Симферополь. «Таврида» 1995г.
5)Бугаев Д.В. «Словарь географических названий Крыма. Симферополь: «ЧерноморПРЕСС, 2013-380 с.:ил.;карты.
6) Кошман Л. «В архивах ищем наши корни…», Летопись Джанкойского района-Симферополь:СОНАТ, 2008-252с.
7) Подборка периодических изданий из сельской библиотеки «Село моё-моя судьба».
8) Сидоренко А.И., Черникова Е.В., «Я помню! Я горжусь!»Отдел образования Джанкойской райгосадминистрации 2012г.
9) Статьи из газеты «Заря Присивашья», 2001г, 2003г, 2004г.
При подготовке использованы материалы:
7)Федеральная архивная служба России (Росархив):kinarh@online.ru: http://www.rusarchives.ru