Использование нетрадиционных приёмов массажа и игр на развитие мелкой моторики в логопедической практике.
Использование нетрадиционных приемов массажа в логопедической практике
Сорока-белобока кашу варила…Кто не помнит эту детскую считалку?
Умница-мама может быть она даже и не догадывается, что в эти незабываемые минуты радости и счастья не только развлекает малыша, но и делает своеобразный массаж, способствующий росту. А когда малыш забеспокоится, мы начинаем говорить ласковые слова и одновременно поглаживать малыша по голове, спине, рукам. В это время через определенные нервные окончания прикосновения наших рук действуют на центральную нервную систему малыша и снимают возникшее в ней чрезмерное возбуждение. То есть мы делаем своеобразный успокаивающий массаж. Ведь всем известно, что, воздействуя на определенные точки, находящиеся на руках, стопах ног, ушных раковинах. Можно активизировать работу всех без исключения органов и систем. Большинство спортсменов, артистов, да и других людей в нашем современном мире, по роду своей профессиональной деятельности признаются, что своему успеху обязаны массажу.Что же такое массаж? Это одно из самых древних гигиенических и лечебных средств. Ему много веков даже тысячелетий и установить точно, где и когда человек начал осознанно применять массаж, как науку врачевания невозможно. По-видимому, его истоком был инстинктивный жест, когда человек приложил руку для облегчения боли в ушибленном месте.
В своей логопедической практике мы столкнулась с тем, что для детей с тяжелыми нарушениями речи педагогические методы воздействия не всегда достаточны. Но для проведения профессионального массажа необходимы не только медицинское образование, но и специальные условия. А помощь специалиста по некоторым причинам доступна не всем нуждающимся. К счастью, помимо традиционных методов массажа, существует ряд приемов, которые также позволяют достичь положительной динамики в коррекционной практике. Наше внимание привлек самомассаж с использованием нетрадиционных приемов, так как его использование доступно в условиях дошкольного учреждения. Учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты, а также после утренней гимнастики, дневного сна и в логопедические занятия.
Мы поставили перед собой цель и определили задачи.
Цель: Подобрать и внедрить в логопедическую практику нетрадиционные приемы массажа у дошкольников.
Задачи:
Изучить медико-педагогическую литературу по интересующей нас теме.
Подобрать эффективные и доступные приемы самомассажа для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста и составить план мероприятий по этой теме.
Провести знакомство педагогов и родителей с основными приемами развивающего массажа.
Важнейшим условием эффективной коррекционной работы с детьми, является создание условий, вызывающих положительные эмоции. В этом случае огромную помощь оказывают игровые упражнения и использование различных подручных материалов, которые мы подбираем в зависимости от лексической темы. Например, изучая тему «Одежда», нам подойдут бельевые прищепки для массажа пальцев рук, а при изучении темы «Транспорт» для самомассажа кистей рук и предплечий можно использовать маленькие игрушечные машинки.
Подручные материалы, используемые при нетрадиционных приемах массажа.
«Сухой» бассейн. Игры в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружая свои ладони в безопасные «волны». Наполнить такой бассейн можно бусинками, семенами различных растений, речным песком, орехами, крупой, мелкой речной галькой и т. д. В нем можно рисовать дорожки, находить различные предметы на ощупь или рассортировать фасоль и горох для зимующих птиц.
Разные по жесткости зубные и одежные щетки используются для массажа кистей рук и предплечья.
Прищепки применяем для пальчикового массажа .Рукавицы из разных видов ткани.
Игрушечные машинки.
Ребристые и гладкие карандаши.
Пуговицы
Бумага разной фактуры. Сминая бумагу в комочки и катая их между ладонями, можно «лепить снежки большие и маленькие», а затем разгладить скомканные в шарики листы бумаги с контурными изображениями.
Пластилин.
Различные виды мячей и массажных шариков.
Клубки ниток, бусы.
Во время проведения массажных упражнений целесообразно использовать потешки, чистоговорки , стихи.
Хочется отметить что, педагог, который использует в своей практике нетрадиционные приемы массажа, должен знать виды и приемы массажа, а также понимать его необходимость и значимость. Поэтому нами были проведены несколько консультаций и практикумов на темы: «Массаж - как одно из условий нормализации речевой моторики», «Виды массажа». Их целью было ознакомление и приглашение к сотрудничеству взрослых, которые заинтересованы в оздоровлении детей.
Предлагаемые приемы массажа доступны каждому и при систематических занятиях логопеда, воспитателей и родителей дают хороший результат.
Было замечено, что регулярное использование нетрадиционных приемов массажа, у речевых детей значительно улучшается речевая моторика. А личностно - ориентированный подход в работе с ребенком способствует улучшению памяти и внимания, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. Также значительно улучшается соматическое состояние этих детей, т.е. происходит мобилизация защитных сил организма, приводящих к нормализации его функций при самых различных его нарушениях, в том числе и речевых. И еще один положительный момент - это улучшение коммуникативных функций детей. Они становятся более свободными в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, в результате проведенной работы можно утверждать, что нетрадиционные приемы массажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому мы рекомендую использование нетрадиционных приемов массажа всем педагогам. Для большей эффективности необходимо планировать свою работу. Связь лексической темы с определенным массажным упражнением вызывает у детей интерес и эмоциональный подъем. Предлагаем примерный план массажных мероприятий для детей средней логопедической группы.
План.
Лексическая тема Подручные материалы Приемы
Огород, овощи Сухая фасоль, горох, крупные семена. Сортировка семян. Игра «Золушка»
Игрушки Массажные мячи. Сжимание, прокатывание.
Одежда Бельевые прищепки Пощипывание пальцев рук
Посуда Губки и щетки для посуды Растирание кистей рук и предплечье
Зимующие птицы Крупные крупы, семена Сухой бассейн для кистей рук
транспорт Мелкие машинки Прокатывание по тыльной стороне ладони и предплечья.
Игры для развития мелкой моторики – необходимое условие всестороннего развития ребенка. Также игры для развития мелкой моторики лучшие помощники для тех деток, которые с трудом осваивают речь. Сегодня мы подобрали для вас лучшие игры для развития мелкой моторики, которые помогут сделать пальчики вашего малыша ловкими и умелыми.
✔ Катание шариков. Задача ребенка катать маленькие шарики по столу или по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали. Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
✔ Сортировка. Перемешайте в одной коробке на выбор: два вида бусин, горох и фасоль, ракушки и камушки, пуговицы разной формы и размера. Попросите малыша помочь вам рассортировать предметы. Сортировать можно по цвету, по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп. Например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую. Важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
✔ Разминание пластилина. Для развития мелкой моторики очень полезно разминание пластилина. Причем для активизации работы пальцев обычный твердоватый пластилин гораздо полезнее, чем мягкий.
✔ Вдавливание мелких предметов в пластилин. При помощи бусин, семян, ракушек и мелких камушков ребенок сможет делать картины на пластилине.
✔ Пересыпание. С помощью воронки, совка или ложки пересыпайте разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
✔ Игры-шнуровки. Отлично развивают мелкую моторику ребенка деревянные шнуровки, также хорошим помощником в обучении будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать. Можно сделать шнуровку самому: вырежьте из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделайте дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Дайте ребенку цветной шнурок и пусть продевает его в отверстия.
✔ Упражнения с бумагой. Давайте ребенку мять и рвать бумагу. Это поможет ему тренировать силу рук, учиться захватывать, тянуть, разрывать. Из полученных кусочков можно делать аппликации, скатывать бумажные шарики.